{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

17 фактов, чтобы выглядеть умным в разговоре про музыку

Как музыка привела к появлению речи и языков? Почему одни хейтят Моргенштерна и OG Buda, а другие обожают? Какой прием заставляет реветь на «Знаешь ли ты, вдоль ночных дорог..»? Что отличает хитовые песни от шлака? Список объективно самых грустных и радостных треков.

Как появилась музыка

Из 25000 существовавших на земле обществ, не было ни одного без музыки. Все люди использовали ритмичные мелодии для передачи чувств.

В Кембридже вообще считают [1], что из музыки появились языки. Ритмическими звуками матери обозначали свое присутствие ребенку, чтобы освободить руки. Но этого мамам было мало, и они решили управлять ребенком разными ритмами, из которых рождались слова. Поэтому музыка для необнятых детей связана со стрессом отделения.

Одно из доказательств этого — мурашки от музыки. Мурашки — физиологическая реакция на холод. А какие слова мы используем, чтобы обозначить дистанцию контакта? «Холодный прием», «теплый человек», «прохладные отношения».

Наши мозги построены на старой архитектуре. Чтобы не эволюционировать новое чувство, мозг использует холод для ощущения социальной отделенности [2]. Чтобы утолить этот холод матери обезьянок стали использовать ритмичные звуки. Типы звуков расширялись и превратились в прародители слов и дальше — в языки. И сегодня мы говорим «спасибо за теплые слова» во всех культурах — респектуя эволюции за рабочее решение из говна и палок. Обожаю мир за такие приколы.

Конечно, со временем музыка и языки сильно разошлись в развитии. Но и сегодня музыка существует для того, чтобы обозначить и поделиться тонкими эмоциями, которые сложно выразить словами.

Зачем ты включаешь любимый трек?

У музыки выделили больше 800 функций [3]. Будь я копирайтером — перечислил бы все и стал богачем. Вместо этого приведу три основных группы:

Регулирование настроения и возбуждения

Про эти функции обычно говорят «Музыка помогает мне расслабиться» или «поднять настроение». У многих есть плейлист для уборки. Кто-то слушает громкую активную музыку перед тусовкой, чтобы перейти в нужное настроение.

А я завел себе в Spotify плейлист «Бизнес», который жесткой репчинкой переводит меня в мужскую энергию фигачера. Для этого подходят жизнеутверждающие и энергичные треки.

Рефлексия

Музыка бывает глубоко личной для человека. Она помогает думать о том кто я, кем хочу быть, как это сделать. «Музыка помогает мне понять свои чувства», «думать про себя», «справиться с переживаниями», «дает смысл жизни» — это все фразы из интервью на тему использования музыки для рефлексии. Некоторые уходят в эскапизм и уединение, надев наушники и отсоединившись от мира.

Правильная песня помогает лучше понять свои переживания и почувствовать, что чувак который ее писал тебя понимает.

Социализация

Мы отправляем друзьям песни, чтобы передать смыслы, которые не сформулируешь словами. Или хотим зарядить поле тусы качовым треком. Это те же самые функции рефлексии и регулирования, только на уровне групп людей.

Саундтреки в фильмах и играх вносят вагон атмосферы и состояние потока. Поэтому, кстати, плейлисты из видеоигр увеличивают продуктивность. Специальные люди составляют их так, чтобы ты не отвлекался. Советую плейлист Battlefield 1 или треки к фильму Начало с триумфальным музлом.

Музыка также активирует переднюю лобную долю, ответственную за альтруизм [4]. Отсюда военные и национальные гимны, кричалки футбольных фанатов и е6ейший танец Хака народа Маори, который исполняют спортсмены Новой Зеландии. Очень рекомендую посмотреть его тут.

Мы используем музыку, чтобы понять себя, поделиться этим и поменяться. К этому еще вернемся, а пока обратно в мозги.

Почему одна музыка — класс, а другая — говно

Два года назад вышло исследование, которое показало, что за приятные ощущения и мурашки от музыки отвечает дофамин [5]. Как от вкусной шоколадки или сладкого секса становится приятно при прослушивании песни. А для социальных функций используется окситоцин, который зашкаливает в совместной импровизации. Так что если хотите с кем-то тесно подружиться — попробуйте вместе настучать мелодию по столу.

Но почему от одной музыки выделяется дофамин, а от другой — нет? Секрет в структуре песен. Первичная цель мозга — предсказать будущую реальность и подстроиться под нее. Если наши ожидания не исполняются — нейросетка испытывает стресс и меняется.

Получая ряд звуков, мозг пытается выстроить структуру и порядок [6]. Если нам нравится песня — значит мы уловили систему и правильно предсказали следующие звуки. Если бесит — предсказали неправильно. Так что кайф от музыки работает на ожиданиях. В этом TED Talk’е видно как расшатываются спокойные электромагнитные волны в голове слушателя, когда оркестр специально начинает фальшивить.

Это объясняет кучу фактов про восприятие музыки:

  • Мы любим переслушивать любимые песни, потому что знаем их структуру и правильно предсказываем. Со временем они нам надоедают, потому что нейросетке надоедает учиться на одной и той же информации.
  • Моргенштерна и OG Buda обожают те, кто нашел систему в их трешовых треках. Потому что эмоции они передают очень интенсивно и насыщенно, что подтверждают миллионы прослушиваний. А бесит Алишер тех, кто мало слушал «новую школу» — и постоянно ошибается в предсказании следующих звуков. Ну разве не гениально после этого звучат его «Ты думал будет бас? Нае6ал!» в треке «Новый Мерин»?
  • Классическая музыка такая нишевая, потому что ее система очень сложная и требует музыкального образования. Но я подозреваю, те кто ее понял прям тащатся от этой сложности. Это не про меня, к сожалению.

Как появляются хиты?

Как я уже говорил, музыка нужна для понимания своих чувств и их изменения. Если менять — то в хорошую сторону. В этом исследовании показано, что веселый трек сильно поднимает настроение. Но только у тех, кто хотел его поднять!

То есть если ты грустный, но тебе в своем состоянии ОК — радостная песня ничего не изменит. По-моему, это классное подтверждение, что люди меняются только тогда, когда этого хотят.

Для тех кто хочет меняться или проживать текущие чувства песни будут разными.

Первые — супер интенсивно передающие позитивные чувства. Чтобы легко проэмпатировать автору или герою песни и почувствовать заряженным и себя. Примеры — Рианна, черный рэп, Caravan Palace.

Вторые — широко и точно описывающие человеческие состояния. Для этого они должны быть метафоричными, чтобы подходить под кучу жизненных ситуаций, и пронзительными музыкально, чтобы задевать за живое. Метафоричные песни каждый видит по-своему и чувствует, что они написаны будто про него. Многие песни Эда Ширана, Земфиры, Coldplay — сюда.

И оба этих типа должны быть одновременно предсказуемыми и удивляющими. Странная комбинация, но с примером будет понятнее. Из четырех самых популярных песен в мире, две — Despacito и Gangnam Style. В обеих песнях непонятные слова и необычные жанры — латино и кей-поп. Но им легко подпевать не зная слов, обе построены на постоянных повторениях припева. Так что эти песни одновременно удивляют и угадываются. Такая еда хакает наши предсказательные системы и мы на них подсаживаемся. Дальше буду грубо называть одновременную удивительность и предсказуемость «Качеством» песни.

Хит получается при точной попадании в эмоцию и «качестве». Посмотри на три песни от грустного до хорошего настроения. Высота столбика — интенсивность эмоции + «качество» песни:

  • Хитовая грустная песня — пронзительная и подходящая под разные ситуации. «Хочешь» Земфиры, «Someone Like You» Адель, «Lonely» Бибера, «Эндорфин» Коржа.
  • Дерьмовая песня, которую ты не услышишь (серая)
  • Позитивная песня с целевым настроением — узкая и заряжающая (желтая).

Но чувства бывают смешанными. Грустная песня может свернуть калачиком и заставить рыдать (Lady Gaga — Shallow). А может вызвать желание крушить стены от боли (Three Days Grace — I Hate Everything About You). Есть чиловые добрые песни (Mika — Relax, Take it Easy) и энергичные рейвовые (CMH — Стикер).

Нарисуем этот градиент. По горизонтали будет позитивность песни. По вертикали — энергичность песни. Тогда все основные эмоции можно будет отразить на картинке, где останутся три песни.

Не буду нырять в музыкальную теорию — как характеристики песни делают ее веселой, грустной или жесткой. Но в превьюшке обещал раскрыть секрет «Шла босиком вдоль ночных дорог». Когда будешь ее слушать — посмотри как меняется тональность припевов. Каждый следующий оказывается выше на тон, поэтому создается ощущение, что героиня к концу песни уже еле держится.

Ты эмпатируешь к Максим, и на супер-высоком последнем припеве тоже не можешь сдержать слезы. Таких приемов куча, и профессиональные музыканты чувствуют что нужно поменять, чтобы ты мог схватить вайб.

Трех песен из примера не хватит для всего комплекса переживаний. Поэтому мы выбираем песни, передающую нужное настроение (чил, гнев, легкую грусть, вотэва). Ну как выбираем, за нас это делают рекомендательные алгоритмы.

Музыка выбирает нас

Каждый день в Spotify заливают 60 тысяч новых треков. Найти хорошую песню наугад среди них невозможно. Поэтому рекомендательные алгоритмы стриминговых сервисов считаются их главными активами. Это работает для разного типа контента, рекомендации — центральные сервисы в TikTok, YouTube, Netflix.

Алгоритмы помогают «качественным» и эмоциональным песням выстреливать. Например, ту же «Шла босиком» Максим написала сама в 20 лет, но гениальная песня по каналам рекомендаций прошлого разлетелась везде. Но сетевой эффект обманчив. Из-за него лучшие песни не становятся самыми популярными.

Это доказали в исследовании, где 14 тысяч человек выбирали любимые песни [7]. Когда в интерфейсе не было указано, сколько раз песню скачали — выбор распределялся равномерно. В среднем у песни было 200 скачиваний и только у одной — меньше тридцати.

Когда людям начали показывать количество скачиваний у песни, все расфигачилось. У половины песен оказалось меньше 30 скачиваний, а неприлично популярных песен стало больше. Причем среди популярных песен было много тех, которые не особо нравились людям в первом эксперименте.

Поэтому существуют лейблы, известные артисты собирают миллионы прослушиваний на плохих альбомах. А хорошие песни теряются, потому что не получают начального импульса.

Выводы, чтобы выглядеть умным в разговоре про музыку

Много текста получилось, поэтому соберу самое сочное:

  • Музыка привела к формированию человеческих языков и до сих пор используется для передачи тонких чувств.
  • Мы используем музыку, чтобы понять себя, поделиться этим и поменять себя
  • Тебе нравятся песни, потому что ты понимаешь их структуру и правильно угадываешь что будет дальше. За это получаешь порцию дофаминчика. Лучше всех работают одновременно удивляющие и предсказуемые треки.
  • Грустные песни должны быть метафоричными, чтобы подходить многим людям и ситуациям.
  • Позитивные треки должны быть ярко выраженными, чтобы уметь отправить тебя в хорошее настроение

Музыка напрямую влияет на твое настроение. Но мы отдали выбор треков рекомендательным алгоритмам, которые ошибаются из-за сетевого эффекта. Поэтому если тебе нравится песня, которую стыдно включать и остальные считают говном — забей на скачивания, реакции и слушай в свое удовольствие. Если ты любишь кей-поп, а твои друзья его хейтят — объясни, что они не понимают структуру и не получают дофамин. Нужно просто больше послушать, и их мозг поймет систему жанра.

Отношения с музыкой могут быть личными и общественными. Главное — найти песни, которые откликаются лично тебе в разных состояниях.

А уж музыкальная индустрия о количестве и эмоциональных оттенках песен позаботилась. Если помнишь, я показывал график энергичности-позитивности треков. Вот как на нем выглядят 500 самых популярных песен в Spotify. Как видишь, для любого настроения есть своя песня — осталось только найти подходящую.

Ну и бонус — объективно самые-самые песни из этого плейлиста по энергичности и позитивности:

А еще совет — однажды человечек не подписался на мой канал @manablog, и это очень плохо для него закончилось.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда