Наталья Тюленева

От 07.11.2020. Зачем бизнесу маркетинг и маркетологи или прокачиваем маркетингового мышление

Ох этот сложный-сложный мир.. Маркетингом и маркетологами что и кого только ни называют, в связи с чем эти понятия настолько девальвировались, что даже как-то неловко за профессию.
Как человек с высшим маркетинговым образованием позволю себе сначала внести некоторую ясность в дефиниции, руководствуясь своими осмыслениями заветов дедушки Котлера.
Начнём с маркетинга.
Вспомним, что слово маркетинг происходит от английского слова market (рынок), но в его глагольной форме. Кто знает грамматику английского языка, тот в курсе, что окончание ing в английских глаголах указывает на процесс. Запомним эту мысль.
Далее - что такое рынок? Это, конечно, люди с их потребностями и ресурсами (время, деньги, нервы), которые они тратят на то, что наилучшим образом (в идеале) удовлетворяет их потребности - то есть на продукты (в широком понимании этого слова). Собственно, востребованность продукта и определяется тем, насколько круто он удовлетворяет потребности людей с учётом их ограниченных ресурсов. Очень просто.
Из вышесказанного логично вытекает, что маркетинг - это буквально процесс превращения чего-либо (товара, услуги, компании, человека и тп.) в востребованный продукт на рынке.
Теперь о маркетологах.
Маркетолог - это человек, который умеет превращать продукт в ценность для потребителей. Наоборот тоже верно, если продукта ещё нет: маркетолог - это тот, кто умеет превращать потребности людей в востребованный продукт.
И здесь важная ремарка - ценность (востребованность) продукта определяется его конкретными функциями и потребительскими свойствами, ценой, дистрибуцией, коммуникацией, реализацией, а также пост-продажным обслуживанием. Кто-то может узнать в этих названиях знаменитые котлеровские 4Р (product, price, place, promotion), к которым в наше время digital'изации и мгновенной обратной связи добавляются реализация и пост-продажное обслуживание.
Итого. Как можно заметить, маркетинг это далеко не равно реклама, а маркетологами не стоит называть всех, кто умеет делать сайты или крутить креативы в соц. сетях.
Ну и что дальше? Какую пользу несёт эта информация для моего бизнеса - могут подумать многие..
На мой взгляд, любой успешный бизнес строится как раз вокруг процесса превращения чего-либо (товара, услуги, компании, человека и тп.) в востребованный продукт на рынке, то есть маркетинга. Вполне логично, поскольку востребованный продукт = деньги, рост бизнеса и всяческой удовлетворённости сотрудников и потребителей. Я называю этот подход маркетинговым мышлением, которым, по моему глубокому убеждению, должны обладать все ключевые сотрудники любой компании.
Когда вы пара разработчиков и пилите стартап - вам нужно думать о тех людях, чьи потребности вы будете закрывать вашим гениальным продуктом в условиях их ограниченных ресурсов.
Когда вы растёте, вы развиваете разнообразные активы вашего будущего успешного бизнеса, а именно команду, бизнес-процессы, орг. структуру, технологии, продуктовую линейку, бренд и тп. Так вот, все эти активы должны выстраиваться и управляться людьми с маркетинговым мышлением, которые думают в первую очередь, о том, какой вклад в востребованность продукта на рынке вносит конкретный актив.
Как прокачать маркетинговое мышление компании/проекта?
Ну во-первых, необходимо очень чётко определить для себя концепцию вашего востребованного продукта с учётом всего вышесказанного. Проще говоря, нужно ответить на вопрос - зачем людям ваш продукт и почему именно ваш? Как показывает практика, это супер нетривиальная задача, которая требует задействования не одного крутого специалиста внутри и вне компании/проекта, а также приводит к необходимости с некой регулярностью исследовать своих потребителей (имеющихся и потенциальных).

А во-вторых, важно выстроить грамотную клиентоориентированную (не побоюсь этого слова) систему метрик (см. пост https://www.facebook.com/nataly.tuleneva/posts/3589370557782165), а также их коммуникации и отслеживания внутри компании/проекта, чтобы ни один ключевой сотрудник ни на секунду не забывал, ради чего вообще вот это вот всё.
Лично я верю, что следование этим двум принципам способно раскрутить маховик маркетингового мышления даже в самой закостенелой структуре😉

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null