На какие грабли наступают предприниматели в погоне за командой мечты?
И как их избежать используя опыт успешных компаний?
Часто запрос на команду, первого сотрудника или ассистента, происходит уже когда надо-надо. Горит все вокруг, а ты при этом “пытаешься балансировать в ресурсном состоянии”. Обычно это происходит по трем распространенным схемам, на которых обжигается 99% экспертов и предпринимателей. Поэтому именно здесь я их и разберу, а потом перейдем к лучшим мировым практикам делегирования и построения команд.
Итак,
Схема номер 1
Вы уже какое-то продолжительное время работаете в одиночку и постепенно превратились в многорукого Шиву, посему начинаете задумываться о том, чтобы найти себе подмогу. И что вы делаете? Конечно же пишете объявление в стиле “Нужен ассистент, делать все, что я скажу”. На вашу приходит сотни откликов, с которыми у вас нет времени разбираться, и вы просто нанимаете сотрудника по рандомным параметрам, сваливаете на него ВСЕ и теперь вы горите ОБА. Только при этом ваш новый ассистент все время донимает вас вопросами, что сделать, как это сделать, выдавая результат, который вас естественно не удовлетворяет. В итоге разочарование, затраты на сотрудника, потерянное время и отсутствие результата.
Схема номер 2
Инстаграм и все эти соцсети, ну их, давят на вас нещадно и поэтому вы решаете эту “сложную” часть вашего бизнеса делегировать. И нанимаете сторисмейкера, рилcмейкера, контентмейкера. Они все вам пишут сценарии, трендовые идеи и ролики, вы трудитесь, пыхтите. Да и все пыхтят, только прибыли больше не становится. Вы явно устали и даже выгорели. Берете перерыв в ведении блога и снова остаетесь с мыслью, что лучше нанять топового маркетолога. И снова вкладываетесь бюджетом, примерно так на 200 тыс з/п в месяц, но кроме “глубоких” исследований с “гениальными выводами” про целевую аудиторию, конкурентов, пути клиентов к покупке, которым некому реализовывать. При этом сами вы продолжаете разрываться между операционкой, реализацией стратегических задач и управлением.
Выворачиваю эту боль не просто так. Наверняка вы заметили, что каждый год количество профессий и специалистов становится все больше. И это круто! Но в связи с этим наступает ощущение, что рилсмейкер сможет автоматически решить проблему с продажами в рилсах, а сторисмейкер сделает такие сторис, после у которых у вас сразу же купят. Точно так же как и продюсер сделает вам запуск на миллион.
Модное название профессии НЕ ДАЕТ вам гарантии прибыли. Поэтому так важно понимать, кто ИМЕННО вам нужен, чтобы получить КЛЮЧЕВОЙ РЕЗУЛЬТАТ
Схема номер 3
После 3х месяцев поиска сотрудника вы опять у разбитого корыта. А ведь вы даже и интервью проводили, и испытательный срок давали сотруднику. Вложились в него временем, старались передать знания, а он снова уволился. После нескольких месяцев проб и ошибок больно не только то, что вы не можете найти подходящего сотрудника, но и то, что вы не понимаете, что же вы делаете не так? А это означает, что этот порочный круг будет повторяться вновь и вновь.
Это далеко не все примеры тех частых случаев, после которых вы кусают себе локти, приговаривая, что больше никогда не решитесь делегировать.
Если тебе интересно то, о чем я говорю, то давай разбираться, как создать себе крутую команду, и я дам несколько решений
Сразу начну с головы
ДЕЛО НЕ В СОТРУДНИКАХ, НЕ В ИНСТРУМЕНТАХ. ЭТО НЕ МИР ТАКОЙ ПЛОХОЙ, ЭТО У ТЕБЯ НЕТ СИСТЕМЫ В ТВОЕМ БИЗНЕСЕ
От того, что к вам приходят хорошие или плохие сотрудники ничего не изменится, если у вас нет системы, правильного управления и стратегического видения. Нанятые сотрудники - это не джины из лампы, которые магическим образом решат все ваши проблемы в бизнесе.
Я тоже какое-то время жила с мыслью, что наступит тот самый решающий момент, когда у меня соберется крутая команда, с которой мы будем вершить великие дела и ждала, скидывая корень проблем на недостающий бюджет, неподходящих людей или сложные процессы и задачи, а не на себя
Как можно говорить о крутой команде, если вы попробовали раз, два, если вы боитесь в принципе промахнуться? Поэтому прежде чем искать решения и инструменты, загляните к себе в голову, нет ли там рамок и предубеждений про делегирование и ваш финансовый рост?
Теперь давайте разберем крутые мировые практики и системный подход в управлении командой, которая РЕАЛЬНО приносит результат
1.Навести порядок в бизнес-процессах и описать регламенты
Когда Стив Джобс узнал о своей неизлечимой болезни, то ему предстояло передать все дела и управление компанией своему преемнику Тиму Куку, чтобы не просто продолжить ее существование, а и усилить ее рост.
Что было сделано?
В 2008 году Стив Джобс утвердил внутренний университет Apple, куда приглашает лучших преподавателей из лучших университетов и бизнес школ США, где сотрудники изучает среди прочего ДНК Apple. Главная задача университета - обеспечить плавную передачу функций от одного сотрудника к другому.
И что с этим делать вам?
Навести порядок в своем бизнесе и процессах, чтобы их можно было передавать как клонов своим сотрудникам. И совершенно неважно - это задачи ассистента, или дизайнера интерьеров для виповых клиентов. Чтобы ваши ассистенты не горели вместе с вами в пожаре текучки, а четко понимали, что, зачем, куда и как. А вы лишний раз не переживали, если один сотрудник внезапно сменится на другого.
2.Действовать стратегически, а не довольствоваться разовыми решениями
Здесь рефлексия про хаотичный найм сотрудников при отсутствии цельной стратегии развития. И здесь я приведу АНТИПРИМЕР про Илона Маска и Твиттер.
Что было?
В 2022 году Илон Маск купил Твиттер за 44 млрд долл. и назначил себя Генеральным Директором. На следующий день уволил существующего Генерального и Финансового директора и пригласил в советники своих друзей. За один день уволил 3 000 сотрудников и пытается внедрять хайповые решения - инициативу платной подписки с галочкой верификации, игнорируя предупреждения советников и стратегов, о том, что это может негативно повлиять на судьбу компании. В результате внедрения “Twitter Blue” от сотрудничества с Твиттером отказалось 50 из 100 крупнейших рекламодателей.
И что с этим делать?
- Смотреть в стратегическое развитие, а не разовое хайповое решение. Понимать стратегию развития своего бизнеса, миссию, ценности
- Понимать организационную структуру и кто из сотрудников нужен сейчас, через месяц, два, полгода для реализации задач. С какими качествами, функционалом и опытом.
- Нанимать компетентных сотрудников в соответствии с функциями, а не просто преемников
3.Грамотный и системный подход в найме сотрудников
Google известен своими инновационными подходами к найму сотрудников, особенно в области технических специалистов. Один из подходов Google в интервьюировании заключается в задании нестандартных и постановочных вопросов, которые требуют креативного мышления и аналитических способностей соискателей. Например, вопрос "Сколько футбольных мячей можно поместить в автобус?" может быть задан для оценки логического мышления и способности разбивать сложные задачи на более простые. А еще технические испытания, оценка коммуникативных навыков и прочее. Результаты - впечатляют.
Google компания, в которой стремится работать чуть ли не каждый второй специалист. Но что делать, если вы еще не такая компания?
И что с этим делать?
- Организовать грамотную воронку найма сотрудника
- Организовать работу и пространство в компании, которое дает сотрудником возможности достигать результатов и развиваться
- Стать классным руководителем и прокачать себя.
И раз вы здесь и дошли до конца статьи, значит вам не все равно на свое время и на свой бизнес.
Поэтому, если вы не хотите угробить всю свою жизнь ради своего бизнеса, жестко выгореть, но так не добиться крутых результатов, то жду вас в своем телеграм канале для предпринимателей и руководителей, делюсь кейсами и практиками систематизации бизнеса и усиления команд.