Как собственнику бизнеса выходить из операционки
Если предприниматель задался вопросом как выйти из операционки, то скорее всего он в ней уже по самые ушки.
Операционное управление — это головная боль многих владельцев небольших компаний. Они постоянно находятся в рабочем режиме 24/7, отвечая на телефонные звонки, давая указания, организовывая доставку товаров и проверяя наличие сотрудников на рабочем месте. В результате стратегическое управление страдает. Количество проблем увеличивается, времени не хватает, а собственник постоянно находится в состоянии хронического стресса.
В то время как важные стратегические задачи, требующие анализа, описания и планирования, остаются нерешенными, такие как например, определение направления развития компании, запуск новых продуктов, выход на новые рынки, установление важных партнерских отношений, установка правил.
Новым бизнесом действительно нужно управлять вручную. В начале пути еще не разработаны эффективные алгоритмы, команда не сформирована, а цена ошибки крайне высока. Руководитель сам занимается решением вопросов, связанных с персоналом, работой с клиентами, контролем бухгалтерии и взаимоотношениями со арендодателем.
Однако при развитии бизнеса постоянное участие руководителя во всех процессах становится проблемой.
Вот основные признаки того, что выход из операционки был нужен еще вчера:
1. Вы не можете уехать в отпуск на неделю, так как бизнес может развалиться без вашего контроля.
2. Даже когда вы ложитесь спать, вы продолжаете думать о расходах и доходах.
3. Когда у сотрудника заканчивается бумага в принтере, он сразу бежит к вам.
4. Вы не можете в субботу утром заняться своими делами, потому что надо дождаться приезда машины с товаром, кладовщик заболел, а ключ от склада есть только у вас.
5. Перед тем, как отправиться на выходные на дачу, вы в пятницу рассылаете инструкции подчиненным на случай, если не удалось дозвониться до вас.
6. Рабочее время становится все больше, а задач не уменьшается.
7. Вы перестали успевать контролировать выполнение каждой задачи.
8. У вас накопилось 1000 нетовеченных сообщений в ватсапе.
Итак, что должен делать хозяин бизнеса:
1. Собственник должен заниматься тем, что ему нравится и в чем он сильнее всего.
2. Собственник должен заниматься глобальным контролем. Доверие к сотрудникам важно, но проверять их всё равно нужно. Контроль должен быть организован глобально, в виде еженедельного или ежемесячного отчета.
3. Собственник не должен делать то, что может делегировать другим и что должны делать сотрудники.
Определим основные функции собственника:
1. Разработка стратегии: установление целей, миссии и планов на годы вперед.
2. Работа с рынком, продуктом, позиционированием и технологией.
3. Установление внутренних правил бизнеса, развитие корпоративной культуры.
4. Принятие окончательных решений по финансам и распределению ресурсов.
5. Обеспечение юридической безопасности бизнеса.
6. Утверждение топ-менеджмента.
7. Обучение сотрудников, установление ключевых партнерств, участие в пиар-мероприятиях, поиск новых технологий.
План выхода из операционки заключается в следующем:
1. Систематизация и описание процессов.
2. Детализация каждого процесса.
3. Выбор необходимых инструментов, таких как CRМ-системы или системы управления и контроля.
4. Утверждение планов.
5. Обеспечение контроля.
6. Решение кадровых вопросов.
7. Формирование сильной команды.
8. Подбор подходящего управляющего.
Внедрение такого подхода потребует времени и усилий, однако оно позволит освободить собственника от операционного управления и сконцентрироваться на основных стратегических задачах, которые способствуют росту и развитию бизнеса.
Проблема многих бизнесменов (создавших бизнес с нуля), что когда его бизнес рассширяется - он всё равно в первую очередь видит в себе "восьмикрылого-семихуя". То есть он пытается делать и думать так, будто он до сих пор является звеном в каждом процессе. Ведь он же этот бизнес создавал и умеет практически всё. А ему нужно выходить на новый уровень, а на замещаемые его вакансии - подбирать тех, кто разбирается в том, что будет делать.