{"id":14290,"url":"\/distributions\/14290\/click?bit=1&hash=bece6ae8cf715298895ba844b6416416882fe02c5d18dab2837319deacd2c478","title":"\u041a\u043e\u0440\u043f\u043e\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438 \u043a\u0430\u043a \u043d\u0438\u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435 \u0445\u043e\u0442\u044f\u0442 \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u0447\u0430\u0442\u044c \u0441 \u043c\u0430\u043b\u044b\u043c \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u043e\u043c","buttonText":"","imageUuid":""}

Дуэлянт — история одного беззаконника, или какой месседж в себе несёт российское кино

Как сказал Глеб Фетисов, выступивший сопродюсером кинокартины Дуэлянт: "Вопросы чести — самые сложные вопросы в мире."
Видимо поэтому создатели дуэлянта решили не жалеть средств на освещение данного вопроса. Напомню, что на производство этой картины было затрачено 725 миллионов рублей, тогда как сборы составили сумму лишь в 326 миллионов, согласно данным приведенным в Википедии. То, что картина окажется убыточной и не отобьёт затраченных на её создание средств, можно было с уверенностью сказать ещё на этапе планирования. Однако, инвесторы и продюсеры всё равно вложились в данный проект по полной из чего можно заключить, что картину скорее всего делали по иным соображениям, а именно — идеологическим. Что получилось в итоге и какой месседж несёт данная картина, мы и попробуем разобраться, проведя свой независимый анализ.

Основным прецедентом, который лёг в основу всей истории, является сцена, в которой Колычев опроверг утверждение графа Беклимишева, заявившего, что всякий дворянин обладает честью и обязан защищать свою честь на дуэли. Колычев в ответ заявил, что считает зверями тех дворян, которые отстаивают свою честь на дуэли, что само по себе уже является оскорблением, но Колычеву, в силу его юности, данная глупость и дерзость была прощена и инцидент был исчерпан. Однако, Колычев не успокоился и в прямом смысле бросил вызов графу Беклимишеву, заявив, что граф не сможет заставить его стреляться. Колычев знал, что граф Беклимишев относится к тому типу дворян, которые защищают свою честь на дуэли, то есть, Колычев самолично запрограммировал на последующие действия графа. Графу Беклимишеву ничего более не осталось в данной ситуации как вызвать дерзкого нахала на дуэль, что он собственно и сделал. Но Колычев не только отказался от дуэли, но ещё и нанёс повторное оскорбление графу Беклимишеву, назвав его свиньей абсолютно безосновательно. Кто то скажет, что Колычев назвал графа свиньей лишь в отместку за поминание графом мамы Колычева. Но вопрос Беклимишева: — "Что за шлюха родила такое?" по факту не является оскорблением. Во первых, граф не утверждает, что мать Колычева шлюха, а лишь выдвигает предположение и оно не является безосновательным, так как основывается на конкретных фактах, а именно — на поступках, которые совершает Колычев. Поступки Колычева противоречат поступкам благородного человека и дворянина, поэтому, граф Беклимишев и позволил себе усомниться в благородстве матери Колычева.

Оскорбление — это не горькое чувство, возникающее внутри человека в момент когда его порицают, оскорбление — это бездоказательное утверждение, которое бросает тень на честь и репутацию человека без каких либо оснований.

Если человека называют сукиным сыном согласно его поведению, которое полностью соответствуют такому определению, то это считается не оскорблением, а констатацией факта. А вот слово — "свинья", сказанное Колычевым в адрес графа Беклимишева, действительно является оскорблением, так как оно основано исключительно на ненависти Колычева, которая вызвана тем, что граф Беклимишев абсолютно обоснованно укорил Колычева в несоответствии его поведения дворянскому титулу, который он носит. Поведение Колычева полностью соответствует поведению типичного сукиного сына, который оспаривает негласный кодекс чести дворян не понимая его предназначения и не приводя никаких конструктивных аргументов в поддержку своей позиции. "Я не люблю дуэли и потому выступаю против них", — это не аргументация! Закон и кодекс чести — это не барыня и создавались они не для того, чтобы их любили. Всякий нормативно правовой акт является системой выстраивания отношений между членами общества. Всякий закон и кодекс чести основывается на негативном опыте прошлого и выстраиваются таким образом, чтобы уберечь общество от повторения печальных ошибок. Если дворянин прямо заявляет, что он не будет соблюдать негласный кодекс чести на основании того, что он чего то там не любит, то всякий здравомыслящий и чтящий закон человек имеет полное право усомниться в дворянском происхождении такого безумца, выдвинув уместное предположение о его низменном происхождении.

Хочу отдельно обратить внимание на обстановку в которой произошел данный инцидент. Воинское звание Колычева, судя по погонам, соответствует званию подпоручика. Большинство из присутствующих, так же как и Колычев, являются корнетами, однако, Беклимишев является графом. Но что граф может праздновать в обстановке парадного зала сидя за одним столом с корнетами, то есть, — учениками!? Очевидно, поводом для данного собрания является процедура посвящения корнетов на которой и должен присутствовать старший по званию. Женщина, которую корнеты забрасывают яблоками, является ключом к пониманию истинной причины побудившей Колычева предать, а затем убить графа Беклимишева. Обратите внимание на то, что команда "Огонь" прозвучала из уст графа Беклимишева сразу после инцидента с корнетом Колычевым. Сцена с закидыванием женщины яблоками символизирует собой побитие блудницы камнями и данная сцена объясняет истинную причину неадекватного поведения Колычева и его отступничество.

Корнет Колычев

Стоит так же отметить, что данные события происходят в здании Нового Эрмитажа о чем свидетельствуют характерные скульптуры атлантов на входе, однако, внутреннее убранство не соответствует реальной обстановке Нового Эрмитажа. Режиссер намеренно изменил внутреннее убранство зала, проводя прямую аналогию с известной фреской Леонардо Да Винчи, которая называется "Тайное Вечеря". Характерный кессонный потолок, количество и расположение окон, а так же оформление стен и расположение мебели, все это прямо указывает на то, что режиссер отождествляет графа Беклимишева с Христом, а корнетов с его учениками. «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи — одно из наиболее известных изображений последней трапезы Иисуса Христа со своими учениками. На фреске изображена реакция апостолов на слова Христа: «Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». То, что режиссер отождествляет Колычева с предателем Иудой, нет никакого сомнения. Колычев предаёт заветы графа Беклимишева, нарушает негласный кодекс чести дворянства, а потом и вовсе убивает в ходе незаконной дуэли графа Беклимишева, стоявшего на защите высшего общества от неблагочестивых людей.

На предательство и последующие убийства Колычева подтолкнула его мать. Сам Колычев в беседе с княжной Тучковой преподносит свою мать как святую мученицу, которая стала жертвой чужого насилия. Однако, верить словам Колычева нельзя, так как он преступник и лжец, о чём свидетельствуем масса фактов. Колычев убивает людей за деньги пользуясь своей "бесмретностью" и дерясь на дуэлях вопреки закону, который строго запрещает людям не имеющим дворянского титула драться с представителями высшего сословия — это раз. Колычев лжёт и выдаёт себя за другого человека, представляясь неким Яковлевым — это два. Колычев не просто отказался сознаться во лжи перед лицом комиссии состоящей из членов офицерского общества, но и попытался скрыть эту ложь путём убийства на дуэли ни в чем не повинного человека, который вызвался раскрыть его обман — это три. Колычев пытается купить себе за деньги дворянский титул, причём стоит отметить, что деньги, которые он намеревался всучить в качестве взятки чиновнику, были им добыты незаконным путём и в прямом смысле пропитаны кровью — это четыре. Совершенные Колычевым преступления характеризуют его как матёрого и опасного рецидивиста, который лжёт так же легко как и убивает. Злодеяния Колычева дают основания полагать, что истинный образ его матери не соответствует тому светлому образу, который Колычев нарисовал для княжны Тучковой. Благородная дворянка, которая рьяно чтила заветы и ни с кем не путалась, не могла родить и воспитать такого ублюдка. Яблоко всегда падает не далеко от яблони и в этом смысле есть все основания полагать, что граф Беклимишев правильно диагностировал причину неадекватного поведения Колычева, предположив, что его мать неблагочестивая женщина.

Нам известно, что граф Беклимишев послал корнета Востроносова навестить мать Колычева. Сам Колычев в беседе с княжной Тучковой утверждает, что он убил корнета Востроносова прямо на улице за то, что тот надругался над его матерью. Княжна Тучкова поверила в рассказ Колычева и поспешила утешить рыдающее "дитя", которое сыграло на её материнском чувстве. Но учитывая мотив всех преступлений совершённых Колычевым, мы в отличии от княжны Тучковой верить в рассказ Колычева категорически отказываемся. Все преступления, которые совершает Колычев, имеют один мотив, он лжёт и убивает с одной лишь целью — скрыть от общества факт своего неблагородного происхождения и бесчестья. Колычев убивает корнета Востроносова потому, что ему было дано задание разведать всё о матери Колычева. Данное задание Востроносову дал граф Беклимишев, который усомнился в благородном происхождении Колычева на основании его неадекватного поведения. Вернувшись в Петербург с Алиютских островов, Колычев задался целью во чтобы то ни стало вернуть себе дворянский титул, но так как на законных основаниях этого сделать было никак нельзя, Колычев решил купить титул за деньги и ради этой фиктивной бумажки, которая ему всё равно никакой чести не сделает, а лишь позволит ввести в заблуждение общество, он по сути решает стать киллером и воспользовавшись своей неуязвимостью, которой его наделила алиютская ведьма, начинает убивать людей на подставных дуэлях ради денег, которые ему нужны на взятку высокопоставленному чиновнику. Когда же выяснилось, что купить за деньги титул всё равно не удастся, так как граф Беклимишев лично пресек коррупцию в инстанции заведующей вопросами восстановления титулов, Колычев начинает искать возможность убить графа Беклимишева уже просто из мести. Убить графа Колычеву удается лишь при пособничестве ещё одного иуды, который солгал перед представителями высшего сословия и заявил, что Колычев является его родственником и имеет дворянский титул. Только благодаря этой лжи Колычев получил возможность вызвать на дуэль графа Беклимишева. Исход данной дуэли был предрешен заранее, так как Колычев продолжал находиться под защитой алиутской ведьмы и у графа не было никаких шансов убить Колычева.

Алеутская ведьма воскрешает к жизни Колычева и наделяет его своей защитой

Сам факт того, что ведьма вернула к жизни Колычева и наделила его бессмертием, тоже заставляет о многом задуматься. Чего ради она хлопочет за Колычева и воскрешает его к жизни, каким мотивом она руководствуется? Колычев бесчестный человек и она будучи ведьмой это знает. Поступки человека утратившего честь уже не согласуются с нормой морали, здравым смыслом и совестью. Воскрешать к жизни утратившего честь человека бессмысленно, так как в нравственном и духовном смысле он уже мёртв. Посылать бесчестного человека обратно в цивилизованное общество с тем, чтобы он вернул себе честь, это всё равно, что посылать публичную девку восстанавливать свою девственность. По средствам медицины можно восстановить плеву, но это не возвращает чести. В одну воду нельзя войти дважды. Колычев убил массу людей, но честь себе он так и не вернул, да и не мог её вернуть в принципе. Единственным разумным объяснением, почему ведьма вернула к жизни Колычева и отправила его назад в цивилизацию, является её желание убить руками Колычева графа Беклимишева. Граф подобно инквизитору стоит на страже цивилизованного общества и строго следит за тем, чтобы неблагочестивые люди не занимали в нём никаких должностей и не становились представителями высшего сословия. Пока жив граф Беклимишев и действует негласный кодекс чести, дорога неблагочестивым людям в высшее общество закрыта. Алеутская ведьма представляет совершенно иную структуру общества и она явно не заинтересована в просвещении масс людей и продвижении цивилизации вглубь страны, поэтому, графа Беклимишева, как одного из главных представителей цивилизованной России, строго следящего за чистотой дворянства, она воспринимает как своего кровного врага и желает ему смерти.

По факту, графа Беклимишева обвинить не в чем, да, он использовал Колычева как инструмент, но по сути он лишь перенаправлял руку Колычева с честных и ни в чем не повинных представителей высшего сословия на тех, кто замарал свой дворянский титул и действительно заслуживает смерти. Колычев обыкновенный отморозок и убийца, который убивает людей из корыстных и меркантильных мотивов, ему плевать с кем стреляться, дуэль для Колычева является лишь средством заработка денег, тогда как граф Беклимишев по средствам Колычева сводит счеты только с теми людьми, которые участвуют в заговоре против великой княгини Александры Иосифовны и совершают поступки противоречащие дворянскому кодексу чести. Давая Колычеву свои заказы на убийства, граф Беклимишев лишь выводил из под неразборчивого огня Колычева честных и порядочных людей и оборачивал отморозка Колычева против жженых и конченных персонажей, заставляя таким образом змею поедать самое себя.

Все дворяне, которых Колычев вызвал на дуэль по заказу Беклимишева, были уличены графом в непристойном поведении и заговоре против великой княгини Александры Иосифовны. Князь Тучков, идя на поводу у Басыргина, распускал слухи о графе Беклемишеве и тем подрывал его репутацию в обществе. Мы это знаем из разговора князе Тучкова с его сестрой. Тучков заявил своей сестре, что граф Беклемишев не тот кем желает казаться, он назвал Беклемишева чудовищем, развратником и банкротом. Заявив это, князь Тучков сослался на Басаргина и добавил, что Басаргин публично рассказывал, что Беклемишев банкрот. Басаргин плел заговор против великой княгини Александры Иосифовны и подговаривал членов высшего сословия объявить ей бойкот, призывая людей не участвовать в организованной великой княгиней благотворительной компании. Когда Тучковы прибыли на званный вечер, Басаргин тут же подошел к княжне Тучкой и настроил её против великой княгини, заявив от имени всего общества, что оно её не принимает. Басаргин подговорил людей и настроил их против великой княжны, поэтому, люди сперва не решались делать взносы, но положение спас граф Беклемишев, который сделал первый взнос и тем подал обществу достойный пример, после чего другие люди тоже начали делать взносы. Граф Беклемишев сорвал заговор против великой княгини и именно это взбесило Басаргина, а не тот факт, что Беклемишев, будучи уже его должником, снова обратился к нему за кредитом. Беклемишев действительно пребывал на грани разорения, но как мы видим из кино, все свои средства он направлял на защиту великой княгини и общества от таких людей как Басаргин.

Граф Беклемишев

В целом, кино получилось неплохое, но неоднозначное, в том смысле, что некоторые люди после просмотра делают неправильные выводы. Образ Колычева, который несомненно является отрицательным персонажем, слишком приукрашен, тогда как граф Беклимишев, который по сути является положительным героем, напротив, намерено демонизирован. Это приводит к тому, что зритель, который в массе своей воспринимает действительность на чувственно-эмоциональном уровне и недостаточно хорошо образован в ряде вопросов, начинает симпатизировать не графу Беклемишеву, а бесчестному душегубу Колычеву, потому что он более привлекателен, неуязвим и перед ним раздвигает ноги молодая княжна. В итоге, некоторые люди начинают во всём подрожать Колычеву, находя его поведение и его поступки правильными. На мой взгляд, сценаристы, режиссеры и само государство, допускающее до широкого проката такие неоднозначные картины, совершают откровенную диверсию, позволяя обычному обывателю, который и так пребывает в плену обмана, ошибиться ещё и в определении положительного героя.

P.S.
Если вам есть, что возразить или заметить по существу моего анализа, то пишите развернутые комментарии. Приветствуется только конструктивная критика. Не захламляйте комментарии пустыми и бездоказательными утверждениями, от них нет никакого проку.

0
2 комментария
Кукуш Сергеев

Хорошо написано, хотя фильм и довольно старый, но тем не менее.

Ответить
Развернуть ветку
HEIM
Автор

Благодарю. Да, фильм 2016 года, однако, я обратил на него внимание потому, что он имеет много общего с тем, что мы сегодня наблюдаем, я имею ввиду противостояние Запада и Востока.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда