{"id":8721,"title":"\u0427\u0442\u043e \u043f\u043e\u043b\u0435\u0437\u043d\u043e\u0433\u043e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0441\u0434\u0435\u043b\u0430\u0442\u044c \u0438\u0437 \u0440\u044b\u0431\u044c\u0435\u0439 \u0447\u0435\u0448\u0443\u0438","url":"\/redirect?component=advertising&id=8721&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/316632-odezhda-kotoraya-rastet-vmeste-s-rebenkom-biotoplivo-i-krossovki-iz-chaynogo-griba&placeBit=1&hash=3f7bfd5e764a97a666a0f91fc9e9278a2147bac49abdacebb6449b781d4d5ca0","isPaidAndBannersEnabled":false}
Andrey Bashin

ESG-рейтинг: что это и почему об этом нужно думать уже "вчера" и не только корпорациям, но и StartUp?

ESG-рейтинг: что это и почему об этом нужно думать уже "вчера" и не только корпорациям, но и StartUp?

  • 75% Инвесторов заинтересовано в ответственном инвестировании;
  • 90% Миллениалов планируют увеличивать свои вложения с учетом концепции ответственного инвестирования в ближайшие 5 лет;
  • 94% Ценных бумаг компаний ориентированных на ESG показали более высокую доходность в 2020 году, чем базовые индексы;
  • 100% Прирост инвестиций в ESG в 2020 году

Название #ESG состоит из трёх элементов:

Каждая из трёх составляющих содержит показатели, по которым оценивается чистоплотность компании.

Присуждается рейтинговыми агентствами - авторитетные на сегодня рейтинги — RobecoSam (S&P Global), Sustainalytics, MSCI, CDP, ISS, Vigeo Eiris (Moody’s), FTSE Russell и FTSE4Good. Аналитические агентства составляют их на основе анкетирования, публикаций, годовых отчетов и информации из открытых источников.

инфографику взял у @Kate S

Какие показатели содержит ESG- рейтинг

Каждая из трех составляющих E,S и G содержит показатели, по которым рейтинговым агентством оцениваются экологические и социальные риски бизнеса, а также риски корпоративного управления в компании.

E-сектор:

  • влияние компании на климат планеты (выбросы углерода в атмосферу)
  • использование природных ресурсов (загрязнение водных источников, негативное воздействие на флору и фауну)
  • загрязнение окружающей среды (токсичные и радиационные отходы, использование химически вредных упаковок для продукции)
  • использование «зелёных» технологий (энергия из возобновляемых источников, восстановление территории деятельности компании)

S-сектор:

  • отношение к персоналу (охрана труда, здоровья, карьерные возможности, условия работы)
  • ответственность при производстве продукции (качество продукции, безопасность данных, надёжность, ответственные инвестиции)
  • социальные преимущества (обеспечение общения персонала, финансовые программы помощи, дополнительное страхование здоровья сотрудников, обеспечение питания)

G-сектор:

  • управление компанией (состав совета директоров, независимый аудит, открытость компании для акционеров)
  • линия поведения компании (корпоративная этика, прозрачность в налоговой сфере, отсутствие коррупции, честная конкуренция на рынке)
PWC

Дорожную карту в области ESG следует составлять исходя из цели компании

PWC

Инвесторы хотят знать о том, какие усилия компания предпринимает в области ESG

Институциональные инвесторы, как правило, рассматривают ESG-факторы с точки зрения создания долгосрочной стоимости. Кроме того, на рынке сформировалась растущая группа ESG-инвесторов (которых также называют ответственными инвесторами или импакт-инвесторами, где под «импакт» понимается измеримый социальный или экологический эффект от деятельности компании), которые работают исключительно с «устойчивыми» компаниями. Все вместе эти инвесторы все громче заявляют о своих интересах в этой области.

Долгосрочные акционеры: Институциональные инвесторы требуют, чтобы при разработке долгосрочных стратегий компании учитывали в них факторы ESG, они поднимают эти вопросы в ходе проектов, а иногда пользуются своим правом на внесение предложений, чтобы заставить компании действовать. Некоторые из крупнейших мировых управляющих активами голосуют против директоров в компаниях, которые, по их мнению, уделяют вопросам ESG недостаточное внимание. Они считают, что работа по выявлению и решению ESG-вопросов, являющихся существенными для компании, должна быть неотъемлемой частью мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования, снижению уровня рисков и реализации стратегии. Кроме того, по их мнению, в долгосрочной перспективе это приводит к увеличению акционерной стоимости.

Эти инвесторы хотят получать от компаний больше информации, как качественной, так и количественной, чтобы они могли более точно оценить, каким образом компания работает с рисками и возможностями в области ESG. Им необходима прозрачная отчетность, отражающая текущее положение дел в компаниях и рассказывающая о целях, которые они стремятся достичь в будущем.Что такое отчетность в области ESG?

ESG-отчетность может называться по-разному –отчетность в области устойчивого развития, отчетность в области корпоративной социальной ответственности, а также отчетность по ESG-рисками возможностями. Участники рынка хотят знать, каким образом компании присваивают веса ESG-рискам и учитывают ESG-факторы при формулировании своей бизнес-стратегии.

Предоставление информации по факторам ESG позволяет подтвердить репутацию компании, в то время как отказ от ее раскрытия может негативно повлиять на рыночную стоимость компании, доступ к капиталу и репутацию бренда на рынке. Если говорить кратко, отчетность в области ESG представляет собой раскрытие информации о существенных рисках и возможностях в области ESG в качественных и количественных показателях. В ней также поясняется, каким образом и в каких направлениях информация о ESG-рисках и возможностях учитывается при разработке бизнес-стратегии компании.

Выполняя анализ, направленный на выявление рисков и возможностей роста, ESG-инвесторы ставят во главу угла не финансовые факторы, имеющие отношение к экологическим, социальным и управленческим аспектам. ESG-риски они могут рассматривать наряду с финансовыми результатами, исключать или выбирать инвестиции исходя исключительно из этических принципов. Они также могут отслеживать инвестиции, имеющие положительный экологический эффект или направленные на создание общественных благ. При принятии инвестиционных решений они полагаются на раскрытие информации в области ESG.

Компании, у которых есть четко сформулированные ESG-стратегии, при привлечении капитала в целом находятся в более выгодном положении, ведь все больше инвесторов проявляют готовность вкладывать средства в подобного рода компании. Компаниям следует задуматься о том, каким образом информация о ESG-факторах доходит до инвесторов. Некоторые из них получают эту информацию напрямую от компании. Другие используют ESG-данные, составленные или подготовленные рейтинговыми агентствами (в частности, консультационно-представительскими фирмами, составителями ESG-рейтингов и кредитными рейтинговыми агентствами).

Есть инвесторы, которые используют данные рейтинговых агентств в качестве базы для подтверждения результатов своего собственного независимого анализа.

Почему ESG-рейтинг нужно учитывать инвестору, а бизнесу стремиться к получению наивысшего рейтинг балла ?

На сегодняшний день в мире наблюдается повышенный интерес к экологии и бережному отношению к природе. Также передовые компании постоянно улучшают условия труда для своих сотрудников под давлением профсоюзов и правозащитных организаций.

Подобные тенденции не обошли стороной и фондовый рынок. А в некоторых моментах стали играть ключевую роль.

Так, в 2019 году норвежский Нефтяной фонд, владеющий 1,5% всех акций мира, продал бумаги 42 компаний после оценки рисков по ESG.

Нужно понимать, что рост акций компании обеспечивается не только ростом прибыли, но и благодаря привлечению инвестиций! Если компания имеет низкий ESG-рейтинг, то желающих вложиться в неё будет немного. Количество ответственных инвесторов постоянно растёт: в Европе более 75% активов относятся к активам ответственного инвестирования!

Так что, если акции вашей корпорации размещены на иностранных биржах или среди ваших акционеров есть иностранные венчурные фонды или вы как стартап хотите привлечь инвестиции за рубежом - вам необходимо иметь у себя качественно упакованные ESG проекты и понимание на основании каких критериев, вас будут оценивать по этому направлению.

Примеры ESG в РФ:

В нашей стране этот тренд только набирает силу, но уже 27% портфельных управляющих заявили о том, что используют ESG для определения стратегии инвестирования.

Например, по состоянию на 17 декабря 2020 года, один из лидеров отечественного IT-сектора компания «Яндекс» занимает 44 место в рейтинге!

Даже металлурги и нефтяники выше («Лукойл» 2 место, «НЛМК» 6 место, «# Северсталь» 13 место, «# Роснефть» 15 место).

Учитывая, что «# Яндекс» не платит дивиденды, его привлекательность с учётом ESG может сильно снизиться уже в ближайшие пять лет.

Не стоит также забывать, что львиная доля инвестиций в российские компании приходится на иностранный капитал. И если зарубежные акционеры (среди которых есть инвестиционные фонды с миллиардными портфелями) станут ориентироваться на ESG, это приведёт к оттоку денег из акций компании и вызовет обвал стоимости. Следовательно, инвестор понесёт катастрофические убытки.

Банк России реализовал первый этап и утвердил новую Дорожная карта по развитию финансирования субъектов МСП: внедряет информационный сервис «знай своего клиента», разрабатывает механизм использования гарантий и поручительств АО «Корпорации МСП» и по сокращению резервирования по ссудам, упрощает процедуры фондирования и субсидирования программ поддержки МСП.

В рамках национального проекта «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» правительство и банки сегодня активно предлагают малому бизнесу поддержку по кредитам, акселерации, созданию цифровых экосистем, а также нацелены на увеличение количества самозанятых граждан и стартапов.

Почему компаниям выгодно быть ESG-эффективными

По данным McKinsey, 29% компаний уже ввели в систему показателей результативности деятельности показатели ESG. В чем мотивация? Обратимся к цифрам той же консалтинговой фирмы.

Первое – оценка компаний, активно продвигающих ESG-повестку, в среднем на 10-20% выше оценки аналогичных компаний, не уделяющих ей большого внимания.

Второе – компании, активно транслирующие повестку в области ESG, прибавляют в оценке возврата на акционерную стоимость примерно 1%, при этом компании, не рассказывающие о приоритетах и проектах в области ESG, теряют в показателях возврата на акционерную стоимость больше 1%.

Третье – компании высокого уровня корпоративной ответственности характеризуются в среднем меньшим на 15-20% уровнем текучки персонала и большим на 5% уровнем производительности.

Ещё одна сила, которую стоит учитывать, инвесторы, родившиеся после 2000 года. Это люди, которые по-новому смотрят на мир: здоровый образ жизни, чистое производство, забота об окружающей среде, главенство прав человека. Сейчас их ещё немного на фондовом рынке, но каждый год их количество растёт. Эти люди будут ориентироваться на ответственные инвестиции, что может в ближайшем будущем выйти боком традиционным инвесторам, не учитывающим ESG-рейтинг.

Кстати, команда стартапа B2BTrade и его основатели - руководствуются принципами ESG, ибо без них путь к "Единорогу" будет практически не возможен!

Да сущность нашей оптовой цифровой платформы существенно влияет на экологичность, прозрачность бизнеса и иные принципы ESG.

На мой взгляд проблема российского бизнеса как крупного так и МСБ в направлении ESG заключается в:

1) Отсутствие необходимых знаний и навыков у сотрудников корпораций в области устойчивого развития

2) Формальный подход к реализации и упаковке ESG проектов

3) Незнание критериев прохождения аудита и методологии ESG- рейтинга

4)Загруженность операционкой сотрудников ответственных за ESG

5) Недостаточный уровень выделяемого финансирования на ESG инициативы

И конечно дефиците подготовленных специалистов в РФ.

Для Банков например # ESG, это не только отказ от бумажных договоров и платформа доступа к социальным сервисам, но дальше этого креатива у менеджеров не хватает.

Оно и понятно, у них свои KPI, ворох "текучки", да и не обучали их в этом направлении...

Причем парадоксально, некоторые компании имеют по факту ESG проекты, но "упакованы" они настолько плохо, что не получают хорошего рейтинг-балла или вообще не проходят аудит.

Андрей Башин

Ссылки на полезные материалы по ESG

Что такое Цели в области устойчивого развития? Организация Объединенных Наций
«Рынок ESG инвестирования России: настоящее и будущее» Митап Frank RG и Россельхозбанка 19 октября 2021 года. Результаты исследования рынка социально-ответственных инвестиций в России. Говорим о модной теме социально-ответственных инвестиций, и о том, как критерии ESG можно использовать при вложениях в российские стартапы и компании.

Кто присваивает ESG-рейтинги компании в России

Рейтинги, по которым оценивается насколько компании ответственные и устойчивые, составляют соответствующие рейтинговые агентства – российские и зарубежные. Заключение рейтингового агентства позволяет компании подтвердить свою приверженность принципам ESG. Чтобы его получить, необходимо подать заявку в выбранное агентство.

В Реестр методологии ESG-оценки участников рынка финансовых инструментов устойчивого развития экспертно-аналитическая платформа INFRAGREEN включает 19 методологии по оценке компании, субъектов РФ и финансовых инструментов в сфере устойчивого развития шести рейтинговых агентств, из которых пять – это российские рейтинговые агентства и одно европейское агентство.

Четыре из пяти российских рейтинговых агентств, имеющих ESG-методологии, аккредитованы Банком России.

Независимое европейское рейтинговое агентство, входящее в состав международной группы RAEX, имеющей более чем двадцатилетний опыт работы в рейтинговой отрасли и аналитической деятельности. С 2015 года Агентство аккредитовано Европейским регулятором по ценным бумагам и рынкам (ESMA) и имеет официальный статус института внешней оценки кредитоспособности (ECAI). Офис Агентства расположен во Франкфурте-на-Майне.

RAEX-Europe присваивает классические кредитные рейтинги по международной шкале, ESG-рейтинги и составляет ESG-рейтинги, предоставляет Green Bond Second Opinions, а также занимается организацией аналитических мероприятии и конференции.

Национальное Рейтинговое Агентство (НРА)

Один из старейших субъектов рейтингования в России, осуществляющий деятельность с 2002 г. Изначально НРА было саморегулируемым экспериментальным рейтинговым проектом. В 2010 г. НРА в первых рядах прошло аккредитацию при Министерстве финансов, а с 2019 г. входит в Реестр кредитных рейтинговых агентств Центробанка. Оценки организации признаны профессиональными участниками рынка и используются для анализа рисков в инвестиционной деятельности.

В 2020 году НРА присвоило первый ESG-рейтинг. Его получила управляющая компания «ТРИНФИКО», уровень рейтинга – «B1.esg». Также впервые ESG-рейтинг был присвоен управляющей компании российским рейтинговым агентством.

Крупнеишее реитинговое агентство c более чем 20-летнеи историеи. Агентство включено в реестр кредитных реитинговых агентств Банка России, а также входит в перечни независимых верификаторов зеленых и социальных облигации Международнои ассоциации рынков капитала (ICMA), Московскои биржи и ВЭБ.РФ.

C 2017 разрабатывает и использует методологию присвоения ESG-рейтингов компаниям — ESG Corporate Methodology, оценивающую, насколько полно компании учитывают экологические, социальные и управленческие риски и как с ними справляются.

Агентство учреждено 20 ноября 2015 г. Акционерами АКРА стали 27 крупнейших российских компании и финансовых институтов с долями 3,7% уставного капитала, общий объем которого составил более 3 млрд рублей.

В рамках присвоения ESG-оценки АКРА проводит анализ количественных и качественных характеристик деятельности компании/региона в области экологическои и социальнои ответственности, корпоративного/ государственного управления, а также оценивает усилия компании/региона по минимизации ESG-рисков. ESG- оценка представляет собои мнение о деятельности компании/региона в области устоичивого развития.

Кредитное рейтинговое агентство создано 11 февраля 2019 года. НКР — 100-процентная дочерняя компания медиахолдинга РБК, в который также входят одноименное информационное агентство, телеканал, газета и журнал. Команда НКР объединяет аналитиков и методологов с опытом работы как в российских, так и в международных рейтинговых агентствах, а также крупнейших банках.

Старейшее агентство на рынке рейтинговых услуг. Оно ведет свою историю от Рейтингового центра Информационного агентства AK&M. В 1994 году Рейтинговым центром был опубликован первый «Рейтинг участников рынка ценных бумаг».

Рейтинг устойчивого развития компании (ESG-Рейтинг), присваиваемый агентством, выражает мнение экспертов РА АК&М о способности и готовности юридических лиц – компании признавать и в силу своих возможностей руководствоваться в повседневной деятельности целями устойчивого развития, сформулированными Организацией Объединенных нации.

Чек лист "10 шагов ESG-трансформации бизнеса"

Чтобы российские компании смогли быстро и эффективно адаптироваться к рыночным реалиям, нужно уже сегодня начинать ESG-трансформацию. Многие уже столкнулись с необходимостью трансформации, однако не знают, с чего начать. В помощь компаниям есть чек-лист, который поможет сделать первые важные шаги на пути к устойчивости.

1. Проведите ESG аудит текущего состояния устоичивости вашего бизнеса.

  • Определите сильные и слабые стороны бизнеса с точки зрения

    ESG инициатив и защиты от ESG рисков.

  • Разработаите план устоичивого развития.

2. Определите ESG цели.

3. Разработаите ESG стратегию и скорректируите стратегию вашеи компании с учетом ESG приоритетов.

  • Проанализируите лучшие практики и стратегии западных и

    россииских компании вашеи отрасли.

  • Проанализируите ваши сильные и слабые стороны,

    возможности рынка и угрозы.

    Определите для себя оптимальную модель, поставьте

    стратегические цели и определите приоритеты.

4. Разработаите дорожную карту ESG развития.

  • На основе текущего статуса ESG и выбранных стратегических

    целей и приоритетов сформулируйте план ESG развития, определите четкие, измеримые и достижимые задачи компании на среднесрочную и дальнесрочную перспективу, что станет вашей дорожной картой ESG развития.

  • Назначьте ответственных за реализацию вашего плана и его отдельных блоков.

5. Проведите опросы топ-менеджмента и ключевых стеикхолдеров (сотрудников, клиентов, поставщиков).

  • Выясните, знают ли они о том, что компания начинает ESG-

    трансформацию. Как они относятся к выбранному пути

    развития? Готовы ли поддержать?

  • Определите направления работы с персоналом, клиентами и

    поставщиками, которые нужно совершенствовать в ходе трансформации.

6. Создаите компетенцию по устоичивому развитию.

В зависимости от размера компании это может быть отдельная должность или целое подразделение, которое управляет процессами интеграции ESG-факторов и координирует деятельность структурных подразделении компании, связанных с управлением экологическими, социальными и экономическими аспектами деятельности компании.

7. Разработаите необходимые процессы и соответствующие политики для защиты от ESG рисков и учета факторов устоичивости при принятии решении.

ESG-трансформация требует мониторинга экологических и социальных аспектов деятельности и изменения процессов принятия решении с учетом всех ESG факторов, для чего необходимо разработать ряд внутренних регламентов, кодексов и политик, назначить ответственных и описать процессы:

  • кодекс корпоративной этики;

  • кодекс корпоративного управления;

  • политика ответственного маркетинга;

  • политика ответственных поставок;

  • устоичивая кадровая политика и пр.

Если какие-то из этих документов уже разработаны в вашеи компании, вероятно, их следует актуализировать.

8. Проведите оценку рисков и актуализируйте политику с учетом климатических и социальных рисков.

  • Проведите оценку эффективности управления рисками в

    области устойчивого развития, включая климатические риски.

  • Проанализируите и актуализируите Карту рисков компании.

9. Совершенствуйте не финансовую отчетность.

Если ваша компания еще не выпускает нефинансовую отчетность, самое время начать это делать. Подготовка нефинансового отчета - это верный способ рассказать своим инвесторам, как компания создает свои ценности, организует защиту бизнеса от ESG рисков, в каком направлении она двигается, и где она будет через 5, 10 лет. Если вы уже готовите такую отчетность, расширяйте границы раскрытия информации, приводите в соответствие с международными стандартами.

10. Проанализируите коммуникационную политику.

Начните с аудита своих медиаресурсов:

  • корпоративного саита,

  • социальных сетеи,

  • канала в Youtube и пр.

Проверьте, чтобы информация о компании была актуальной, достоверной и доступной для всех заинтересованных сторон. В дальнейшем эти ресурсы будут наполняться информацией, относящейся к устойчивому развитию и ESG.Проверьте, чтобы информация о компании была актуальной, достоверной и доступной для всех заинтересованных сторон. В дальнейшем эти ресурсы будут наполняться информацией, относящейся к устойчивому развитию и ESG.

За стратегией ESG и проектами стоимостью в миллиарды руб - вам «большую четверку»

А вот если ваш бизнес испытывает трудности в упаковке ESG проектов или есть потребность в разработке ярких, креативных ESG проектов (в части Social & Governance) - обращайтесь, обсудим.

0
1 комментарий
Популярные
По порядку

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Андрей, раз уж вы использовали в своих материалах чек-лист, разработанный агентством ESG Consulting, убедительная просьба указать наше авторство.

0
Читать все 1 комментарий
Откуда берут взрослые деревья для парков и улиц

А также сколько они стоят и почему выращивать их — неплохой бизнес.

Лучшие стартапы «Трибуны» – ноябрь 2021 года

Подборка пяти лучших проектов по рейтингу подготовлена каналом @vchunt, где каждую неделю появляется топ-3 стартапа из «Трибуны». Подписывайтесь, чтобы поддержать русскоязычных фаундеров и не пропустить отличные продукты!

Дайджест новостей Сбера: сайт Digital Пётр, сценарии для умного дома и платина от Forbes

Прошлый дайджест мы целиком посвятили 180-летию Сбера, поэтому новостей накопилось много. Среди них — запуск сайта по распознаванию рукописей Петра I, большое обновление на платформе умного дома Sber и другие. Рассказываем всё самое интересное.

Картинка, сгенерированная ruDALL-E по запросу «рыжий котик»
Продавец eBay из Кургана стала победителем в финале Всероссийского конкурса «Молодой предприниматель России 2021»

27 ноября в Москве состоялся финал ежегодного конкурса «Молодой предприниматель России 2021». В нём приняли участие предприниматели и самозанятые в возрасте до 35 лет. Всего было подано более 300 заявок из 43 регионов страны.

SkillFactory раздает подарки: повышенная ставка и новогодний марафон для вебмастеров

В преддверии Нового года мы решили порадовать своих настоящих и будущих партнеров — участников партнерской программы школ Skillfactory, Contented и Product LIVE. Это возможность получить денежный бонус и заодно увеличить прибыль от продажи наших курсов.

Российские пивовары назвали нереалистичными сроки введения маркировки и предупредили о риске коллапса на рынке Статьи редакции

Минпромторг предложил ввести обязательную маркировку пива с 1 сентября 2022 года.

«Вещи должны быть не только функциональными, но и красивыми»: как устроена ландшафтная архитектура Карла Сёренсена

Он дал детям площадку, которую они могли оборудовать так, как хотели, и создал овальные и геометрические сады.

Овальные садовые участки в Неруме Metropolis
Как мы отправили 2000 распечатанных фото вашим мамам за 1 неделю

Как это получилось и сколько заработали. Без фейлов не обошлось.

Сестра Таня. Пришлось звать на помощь, прежде чем нашли еще одного менеджера
Автор огромного дополнения к игре Red Alert 2 завершил работу над проектом
Маленький стартап против гигантов: Kytch может починить ломающиеся машины для мороженого McDonald's — сети это не нужно Статьи редакции

Джереми О’Салливан и Мелисса Нельсон придумали устройство, которое предотвращает поломку автоматов для мороженого — проблемы с ними есть в 10% ресторанов McDonald’s. Несмотря на убытки франчайзи, сеть его запретила и почти уничтожила Kytch.

Wired
Яндекс.Маркет не выплачивает деньги за заказы

В нашем случае история началась 16 ноября, когда нам по магазинам ID 1112344, 1366786, 1246337, 1366785 (договора №1947529/21 от 20 мая 2021 и №2282294/21 от 18 авг. 2021) когда не пришли по плану средства за заказы по всем указанным магазинам (примерная сумма выплаты 4,5 миллиона рублей)

null