{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

НАЛОГИ: ЧТО ОЗНАЧАЕТ ВНЕСЕНИЕ РОССИИ В «ОФШОРНЫЙ СПИСОК» ЕС?

Россия была внесена в общий офшорный список ЕС в феврале 2022 года. Последний раз список обновлялся в октябре 2023 года - Россия находится в его «черной зоне». Поговорим о том, что это значит с налоговой точки зрения и почему пока российские налогоплательщики, имеющие связи с ЕС, могли не заметить это событие (но обязательно заметят в самое ближайшее время).

ЧТО ЗА СПИСОК?

Официальное название - список стран, не сотрудничающих с ЕС по налоговым вопросам. Сейчас в «черном» списке всего – 16 стран (вкл. Сейшелы, Белиз, Багамы, Панаму, Вануату и Россию). Россия из них – единственная страна, которая не относится к классическим офшорам. Сам список можно найти по ССЫЛКЕ.

Темного теории для понимания. Страны включаются в этот список на основе анализа трех основных показателей:

(а) Доступность для обмена налоговыми и финансовыми сведениями с ЕС (страна должна предоставлять в ЕС налоговые данные по запросу и автоматически);

(б) Борьба с «виртуальными» компаниями (страна должна стремиться к тому, чтобы ее юридические лица не были только «пакетом бумаг»);

(в) Наличие «вредоносных налоговых режимов» (страна не должна «переманивать» налогоплательщиков из других стран, предлагая им слишком щедрые налоговые льготы и преференции).

РФ внесена в список именно по третьему параметру – налоговый режим «САР», существующий на территории островов Русский и Октябрьский был признан недопустимым. По мнению ЕС, Россия с помощью этого режима намерена недобросовестно конкурировать за налогоплательщиков. Хотя сам режим - очень специфический и насчитывает на настоящий момент не более 300 пользователей )

ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?

(1) Отмена льгот и усложнение процедур

Во многих странах ЕС российские компании больше не смогут получать налоговые льготы (различные режимы «Patent Box», режимы холдинговых компаний, отсрочки уплаты налога и проч. приятные налоговые вещи). А также:

  • ограничивается право на получение субсидий и дотаций, усложняется режим работы с различными европейскими фондами и проч.;
  • российских лиц с большими сложностями берут на обслуживание европейские банки и инвестиционные компании (впрочем, в связи с санкциями такие услуги и так связаны сейчас с серьёзными ограничениями).

(2) Дополнительный контроль

Наличие в структуре российской компании будет вызывать повышенный интерес у европейского банка, аудитора, инвесторов и проч. сторонних лиц, подпадая под любой стандарт европейской "должной осмотрительности" как "красный флаг" (высокий риск).

Более того, сделки с российскими компаниями теперь однозначно подпадают по режим DAC 6 («Directive on Administrative Cooperation»). В частности, это означает, что при обращении к европейскому консультанту (юридическому, налоговому, инвестиционному, банковскому и проч.) по вопросам сделки с участием лиц из РФ, такой консультант обязан сообщить о факте и предмете консультирования в свой налоговый орган.

(3) Ухудшение положения по налогам

Самый неприятный из пунктов - потому что непосредственно сказывается на финансовой жизни любого холдинга. На свое усмотрение каждая из стран ЕС должна выбрать не менее одной защитной налоговой меры:

(а) Отказ в учете для целей налогообложения налогоплательщиками-резидентами ЕС расходов, понесенных при осуществлении сделок с российскими лицами.

- Кого затронет? Затронет европейских плательщиков налога на прибыль, выплачивающих вознаграждение в Россию – им будут экономически дороже и менее выгодны такие отношения.

(b) Применение правил КИК (контролируемых иностранных компаний) по отношению к владельцам российских компаний, даже, если меры могли не применяться согласно национальному законодательству.

- Кого затронет? Затронет европейских собственников российских холдингов – для них налоги на КИК могут существенно вырасти. Для собственников – физических лиц может быть актуален вопрос переезда из ЕС.

(c) Удержание дополнительных налогов «у источника» по выплачиваемым в Россию доходам, даже, если ранее они освобождались от налогообложения.

- Кого затронет? Затронет российских получателей обратных инвестиций из Европы - процентов, дивидендов, роялти, иных «пассивных доходов», а также в некоторых случаях – доходов от услуг и торговой деятельности (сумма полученного вознаграждения в России будет меньше, в ЕС будет удержан дополнительный налог).

(d) Отказ от льгот по дивидендам и аналогичным выплатам для лиц, владеющих компаниями из стран списка.

- Кого затронет? Затронет европейские холдинги с российскими компаниями при получении ими дивидендов и иных платежей с капитала.

(e) Кроме того, каждое государство ЕС имеет право применять свои собственные защитные меры.

НАПРИМЕР: Дополнительные налоги на выплачиваемые доходы по отношению к странам из «черного списка» применяют:

  • Кипр облагает дополнительно до 17% - дивиденды, до 30% - проценты и до 10% - роялти.
  • Голландия дополнительно облагает дивиденды, проценты и роялти - до 25,8%.
  • Эстония применяет дополнительный налог на услуги - 20%.
  • Польша применяет дополнительный налог на доходы от прироста капитала – до 19%.
  • Германия дополнительно облагает некоторые активные доходы – до 15% (под доп. налог могут подпадать услуги, торговля, аренда и финансовые отношения).
  • Дополнительный налог во Франции (включая дивиденды, гонорары, прирост капитала) – может достигать 75%.

КОГДА ЭТО БУДЕТ? Есть страны ЕС, в которых "черный список" применяется напрямую и ограничения уже начали действовать в 2023 году (например, Эстония). Но, в основном, страны ЕС применяют общий список только после согласования своего внутреннего закона и/или не ранее начала нового года (периода). А некоторые страны используют более сложные походы - например, Германия вводит и ужесточает понуждающие меры постепенно (в течении трех лет после включения страны в список). Таким образом, основные последствия "черного списка" налогоплательщики могли еще не почувствовать и начнут ощущать только в начавшемся 2024 году, реже – в 2025-27 годах.

ВЫВОДЫ:

Возвращение ранее вложенных в ЕС инвестиций для российских компаний становится дороже (и наоборот). Если вас это затрагивает - проверяйте свои налоговые обязательства перед выплатой в Россию и из нее – это тот случай, когда действительно важно - разница налоговых платежей по сравнению с прошлыми периодами может быть колоссальная. Всем успехов )

PS. Если Вам интересна эта тематика - буду очень рада Вас видеть в моем Телеграм. Всем спасибо! И хорошего времени суток.

0
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Наталья Кордюкова
Автор

Вы правы. В собственном списке России сейчас - 91 страна (ЕС, США, Великобритания - для нас теперь тоже офшоры). Деофшоризация закончилась глобальной офшоризацией )

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда