{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как выбрать название

С необходимостью придумывания названия я столкнулся далеко не в первый раз, так что эта задача уже не представляла никаких сложностей. Именно поэтому я решил поделиться своими знаниями и инструментами для выбора названия компании.

Раньше я придумывал названия сам. Сначала я записывал все что приходит в голову и постепенно из этого списка выкристализовывалось что-то стоящее. В какой-то момент я узнал что процесс можно оптимизировать. Есть сервис votimenno.ru, там можно оплатить конкурс на придумывание названия и, по вашему ТЗ, за короткий срок криейторы накидают несколько сотен вариантов. Останется только выбрать понравившееся. Вознаграждение получает только автор названия, которое вы утвердили. Цены очень доступные, минимальный гонорар – 3000р. Через этот сервис я выудил уже 3 названия.

Ну а в последнем случае выбора названия я решил посмотреть в сторону искусственного интеллекта и поискать в Яндексе. Оказалось, что уже существуют специальные сервисы бизнес-нейминга на основе ИИ. Причем каких-то глубоких знаний в области написания промтов не требуется.Я воспользовался сервисами namelix.com и renderforest.com. Первый генерит названия только на английском, а второй и на русском языке тоже. Конечно, в выдаче очень много сорных вариантов. Пришлось многое отсеять и выписать из бесконечной ленты то что нравится. По итогу получился список из вполне вменяемых названий и названий-векторов, задача которых только в том чтобы натолкнуть на какое-то направление и дальше уже додумать самому.

Инструментами поделился, теперь перейду к своему списку критериев, необходимому для составления ТЗ и выбора названия:

1. Самое главное в выборе названия это чтобы оно было уникальным, по крайней мере, для той локации и для той аудитории, в которые вы планируете заходить. Если название будет такое же, как у конкурентов или похожее, то у ваших потенциальных клиентов возникнет путаница. Так же будет непонятно как рекламировать только себя, а не конкурента вдобавок. Тут лучше сразу думать наперед. Ведь в вашем городе название может быть свободно, а в других городах таких названий уже полно. В описанном случае федеральную сеть построить уже не получится, придется менять название.

2. Для выбора названия есть много разных концепций. Например, название может отражать специфику вашей деятельности, или может давать нужные ассоциации, ну или передавать передовые подходы компании и т.д. Тут уж каждый решает сам, какой смысл должен быть заложен в название и на каком языке его писать.

Так же название может быть абсолютно нейтральным и ничего не передавать (как Авито, например), но тогда придется потратить больше ресурсов на то, чтобы вложить в него необходимый смысл и создать нужные ассоциации.

В мире названий есть мода и тренды. В девяностые были популярны названия типа СтройТехМонтаж, ВолгаБытСервис, ПромКриоген и прочие сборные конструкции. В нулевых часто использовали названия с окончанием off . Водка Holodoff и Tinkoff bank оттуда. Помню еще моду на названия типа Хлеббери, Мясберри и Стулбери. Главный минус всех временных трендов в том, что когда тренд пройдет, название будет выглядеть не модным и говорить о том что компания старая. Второе, кстати, часто играет в плюс.

Кроме временных, есть и тренды вечные. Например, называть компанию своей фамилией было актуально во все времена. Мне эта концепция нравится, думаю что и в будущем она будет актуальна. Правда своей фамилией я ничего пока не назвал.

Теперь расскажу о трендах, которые мне не нравятся. К таким относится использование слова «Первый» или чаще приставки «№1» в названии коммерческих организаций, Вот что может объединять «Первую страховую компанию», «Первую аптеку», «Ломбард №1» и «Мебельный №1»? Да все они далеко не лидеры рынка. Как-будто действует непреклонное правило: «Хочешь быть не первым – поставь в название слово «первый».

Вспомнил еще про один очень популярный тренд – это использование слова «Мир» в названии. Например, «Мир золота», Мир мебели», «Мир дверей» и «Мир ломбардов». Мне кажется такие названия могли получиться только когда совсем не было желания долго думать и взяли название с ближайшей полки. С уникальностью и запоминаемостью тут не очень.

Больше всего мне нравятся аутентичные названия вне каких-либо трендов. Придумываются они сложнее, зато более уникальны и самодостаточны.

3. Если нужно быть представленным в интернете, необходимо проверить есть ли возможность зарегистрировать домен, соответствующий названию. Для России лучше регистрировать домен в зоне RU, так лучше для СЕО-продвижения. Желательно чтобы было легкое написание названия на латинице. Буквы ю, ы, ц, х, й имеют разные варианты написания на латинице. Например, слово «выгодный» можно написать разными способами: vigodniy, vygodny, vigodnij, vigodnij. А вот слово «спутник» на латинице только sputnik.

4. Перед использованием названия лучше проверить возможность его регистрации в Роспатенте. Некоторые названия зарегистрировать нельзя, но это не самое страшное. Просто потом вы не сможете предьявить претензии конкурентам с таким же названием. Хуже когда вы раскручиваете бренд, а через годы обнаруживается что этот бренд вам не принадлежит и использовать его дальше нельзя.

При выходе на внероссийские рынки нужно регистрировать название и там. В этом нет ничего сложного, все может сделать по доверенности патентный поверенный, находящийся в другой стране. Я эту процедуру также проходил.

5. Если планируете использовать СМС-рассылку, то название на латинице должно содержать не больше 11 символов, иначе ваше название в СМС-рассылке будет обрезаться после 11-го символа.

Ошибки в выборе названия могут стоить очень дорого. Я лично знаком с человеком, который, одно время, зарабатывал на том что находил на маркетплейсах крупных селлеров с незарегистрированными товарными знаками. Затем он регистрировал товарные знаки сам и продавал их этим же селлерам, но уже со своей ощутимой наценкой.

Так же могу привести в пример известный сервис “Мой склад”, который начинал с автоматизации складов и вырос в самую крупную браузерную ERP-систему для всех видов торговли. Но так как название говорит только об автоматизации складов, это сбивает потенциальных клиентов с толку.

10 лет назад, на всероссийском интернет-форуме, я общался с основателем “Моего склада” и сказал ему что считаю его название неудачным, сказал что оно уже не соответствует размаху и позиционированию сервиса. Основатель со мной согласился и сказал что они в компании уже обсуждали возможную смену названия. Но, по итогу, отказались от этой затеи, посчитав что это уже слишком дорогой и сложный процесс.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда