{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Развитие человеческого потенциала сферы креативных индустрий

Впервые термин креативные индустрии был использован Питером Кои в 2000 году в одно именной статье в «Business Week», в которой были определены основные идеи: приоритет производства идей над производством вещей; креативность и идеи – главные источники инноваций; теснейшая связь креативности и инноваций; креативность – как залог успеха в конкурентной борьбе.

В России творческие (креативные) индустрии определяются как «сферы деятельности, в которых компании, организации, объединения и индивидуальные предприниматели в процессе творческой и культурной активности, распоряжения интеллектуальной собственностью производят товары и услуги, обладающие экономической ценностью, в том числе обеспечивающие формирование гармонично развитой личности и рост качества жизни российского общества». Развитие креативных индустрий несет множественные позитивные эффекты для экономики и общества, включая рост малого и среднего предпринимательства, создание новых рабочих мест, повышение качества человеческого капитала за счет привлечения талантов и формирования востребованных компетенций.

В 2019 году на креативные индустрии пришлось 2,4% внутреннего валового продукта (ВВП) России, что сопоставимо с долей этой отрасли в мировом ВВП (3,1%). Близкими к России по доле креативных индустрий в ВВП оказались Мексика, Грузия, Гватемала и Турция. В креативных отраслях России было занято 4,9 млн человек, то есть 6,8% всей рабочей силы. В 2022 году по данным Агентства стратегических инициатив (АСИ) креативные индустрии составили 4,87% в ВВП страны (порядка 6,5 трлн руб.), что сопоставимо с такими секторами экономической деятельности, как строительство, финансы и страхование.

Создавая новые направления экономической деятельности, креативная индустрия формирует условия для диверсификации экономики, что требует для своей отрасли качественных специалистов. Человеческий капитал является основным ресурсом креативной экономики и должен стать движущей силой ее развития в России, однако на данный момент существует разрыв между запасами человеческого капитала и экономическим развитием – человеческий капитал не в полной мере трансформируется в экономические результаты.

Встает вопрос, как готовить специалистов, которые могут двигать и развивать инновации в экономике, как развивать человеческий капитал, лидерские качества и цифровые компетенции, как работать и взаимодействовать с людьми, которые осуществляют эту деятельность. Ответ на этот вопрос лежит в плоскости объединения творческого мышления в технических и гуманитарных дисциплинах.

В рамках обозначенного подхода Научно-исследовательским институтом социальных систем при МГУ имени М.В. Ломоносова разработана рабочая программа учебного курса, относящегося к вариативной части системы дополнительного профессионального образования и ориентированного на содействие росту количественных и качественных показателей национальной экономики посредством получения специалистами сферы креативных индустрий компетенций в области цифровых технологий и компьютерных наук.

«Лови будущее!» – собирательное название междисциплинарного учебно-образовательного курса наиболее полно и емко характеризует его сущность. Отличительной особенностью курса является междисциплинарный подход, объединяющим традиции советской и современной российской научной и просветительской школ, результатом которого являются приобретаемые знания и навыки, использование которых позволит эффективно и осмысленно реализовывать проекты в сфере культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий, а также развитие личных и управленческих качеств, мотивации к успеху.

Основополагающей составляющей в программе обучения являются знания по проектному управлению с использованием «Системы Тоталити», маркетингу и цифровым технологиям – тот базис, которым будет руководствоваться специалист в творческих индустриях.

Апробация курса проходила в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова (Московская школа экономики, Факультет вычислительной математики и кибернетики, Высшая школа государственного администрирования).

Мероприятия по реализации проекта осуществляются за счет средств грантовой поддержки Президентского фонда культурных инициатив, а также за счет внебюджетных источников.

0
2 комментария
Анна Лапа

Мне нравится термин "креативная индустрия". А то когда рассказываешь про авторские права все время нужно перечислять всех: фотографов, писателей, дизайнеров и т.д., а так сказал авторы в креативных индустриях - и все понятно. Красиво же?)

Ответить
Развернуть ветку
Molnet
Автор

Абсолютно с Вами согласны!

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда