{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Сведение музыки: основы профессионального микса

Сведение — финальный этап создания любой музыкальной композиции. Это не просто технический процесс, а настоящее искусство. От качественного сведения зависит то, каким трек предстанет перед слушателями и какие вызовет у них эмоции. В задачи звукорежиссера входит не просто объединение разрозненных музыкальных дорожек, а умение грамотно подчеркнуть все важные элементы в музыке и добиться баланса их звучания.

Николай Бритвин — профессиональный студийный и концертный звукорежиссер, провёл онлайн-лекцию в Академии re:Store. На примере программы Pro Tools Николай рассказал о базовых приёмах сведения музыки, которые он сам использует в каждом своём проекте. Как и зачем настраивать автоматизацию, а также об «идеальном темплейте» можно узнать в нашей новой статье.

Подготовка к сведению

Сегодня разговор пойдёт про такие важные вещи, как работа с темплейтом (template — заранее заготовленная сессия с набором плагинов и настроек) и уровнями каналов. Первое, на что обращает внимание Николай после импорта файлов — входные уровни сигналов в сессии. Для обозначения этого уровня используется понятие dBFS (dB Full Scale) — цифровые шкалы. Уровни дорожек должны быть в «зелёной зоне» этих шкал.

Для чего нужны правильно выставленные уровни? Как их можно исправить, если исходный файл некорректен по уровню? Нужно начать с изменения входных уровней или функции «сlip gain» в программе Pro Tools. Она влияет на то, как звук будет выглядеть на дорожке до взаимодействия с плагинами. Правильное значение должно быть в районе -18 децибел по шкале dBFS. Может показаться, что это слишком тихо. Но в треке не один канал, их может быть 50-100, и все они суммируются на мастер-шине (общем выходном канале, где суммируются все дорожки, группы и эффекты).

Когда уровни верные, не нужно использовать мастер-фейдер (ручку общей громкости). Микс сам собирается правильным образом. А это значит, что эффекты и плагины также будут вести себя корректно и не разрушат сигнал. Это в разы упростит работу.

За вокальной частью нужно следить с большим вниманием. Вокал — чуть более динамичный инструмент, поэтому тяжелее будет поймать его среднее значение по цифровой шкале. Но если хотя бы примерно стараться к этому стремиться, то разница в динамике никак не разрушит баланс.

Порядок всему голова

Николай советует распределять группы инструментов по цветовому сегменту и выбрать для себя порядок их расположения. Так будет проще в них ориентироваться. Все проекты Николая, будь они недельной или 5-ти летней давности, выглядят примерно одинаково. Ведь, как говорилось ранее, каналов может быть около 100 штук.

Для этого можно использовать функцию «Импорт темплейта». Это заранее подготовлена идеальная сессия. В ней рабочее пространство заранее разбито по необходимым группам инструментов с уже выставленными необходимыми параметрами и плагинами (автотюн, компрессор и прочее). Создание такого темплейта помогает сэкономить время, особенно если идёт работа с музыкой в одной и той же стилистике. Либо можно создать несколько таких «идеальных сессий» и предусмотреть все варианты, которые наиболее часто используются. Чем быстрее будет собрана приятно и понятно звучащая инструментальная часть, тем быстрее можно будет заниматься непосредственно творческой частью сведения.

Автоматизация как средство «оживления» трека

Под автоматизацией имеется в виду процесс настройки автоматической отработки эффектов. Это то, что позволяет оживить микс и проработать переходы или дроп — часть микса, в котором количество участвующих инструментов резко уменьшается. Настроить автоматизацию можно также и на громкость отдельных каналов.

Если сделать важные части трека более доступными для слушателя, то результаты и эмоции от него будут выше. Аудитории проще, когда она понимает, где начался припев, а где идёт партия солирующего инструмента. Подчеркнуть это можно увеличением громкости на 1-1,5 децибел перед выходом на припев или спадом перед дропом. Всё, что звучит громче, кажется круче благодаря специфике человеческого восприятия.

На очень статичном пэде (партия, состоящая из долго тянущихся аккордов) можно сделать автоматические перепады громкости, чтобы он получился интереснее. Такой приём поможет подчеркнуть и вокальную линию. Например, параллельно вокалу может звучать партия синтезатора. В вокальных паузах синтезатор можно вывести вперёд и прибрать его, когда вокалистка выходит на высокие ноты. Инструментал не теряется, а вокал звучит максимально чисто и открыто. Всё то же самое применимо и при обработке голоса. Это нужно, чтобы выровнять динамику и вытянуть концовки фраз на исходе дыхания.

Подводя итоги, можно сказать, что автоматизация эффектов позволяет работать с пространством музыкальной композиции. В нужные моменты она даёт возможность добавлять или убирать реверберацию или дилэй (эхо, задержка звука). Таким образом любые эффекты начинают работу только в отведенное для них время.

Полный разбор одного из проектов Николая можно увидеть в недавней лекции на канале Академии re:Store

Подписывайтесь на наш YouTube-канал — Академия re:Store

Актуальное расписание лекций и мастер-классов:

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда