{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему подростки, вырастая, так и не находят дело своей жизни?

Есть молодые люди и девушки, которые в целом понимают, куда и как собираются себя приложить в профессиональном плане. А некоторые (и таких больше) - не знают, не понимают и не хотят.

В одном из исследований, которое мы проводили в Красноярске, мы спрашивали восьмиклассников о том, как они размышляют о своем будущем? откуда берут информацию? кто им помогает? кому они доверяют?

Полные результаты исследования опубликую в отдельном посте, а здесь опишу ситуацию, случившуюся на одном интервью:

В интервью у нас есть вопрос: Кому ты не доверяешь и/или мнение кого тебе не актуально?

И в первом же интервью, ученица 9 класса нам спокойно и открыто ответила: Учителям…

Почему? - спрашиваем мы.

Ее ответ нас поразил - молодая девушка сказала: "Учителя не особо стремятся углубиться в человека. И если ты им не нравишься, они будут навязывать тебе свое мнение до конца."

Реакция педагогов на этот ответ была разной, но многие согласились с этой печальной ситуацией: школа не готовит ребят к современной жизни (есть исключения, конечно).

Поскольку сейчас особенно актуально правило "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих" (откуда эта фраза? надо вспомнить), то важно самим ребятам знать опасности и риски, которые они впитывают в школе и которые будут мешать им в жизни.

4 серьезных анти-правды: дают успех в школе - но топят жизни, потому что в жизни все не так устроено

Меня поразило, потрясло и понравилось эссе известного товарища Поля Грехэма, как найти для себя настоящую работу - по сути, как найти свое призвание. Там много классных мыслей про то, как "искать то, не знаю что" - и я готова подтвердить их своим личным опытом (ссылки на оригинал и ссылка на перевод.)

Его мнение по поводу влияния школы совпадает с моим, приведу несколько ключевых цитат:

  1. Школа не учит задавать - опасается - не терпит вопросов от учащихся

Я думала, уже нет такого, а оказывается, есть: наблюдала лично за ситуацией на уроке, когда ученик задает вопрос, а учитель вообще его не слышит и что-то отвечает там себе по программе.... и дело не только в том, что доверие потеряно и контакт разорван учителем в данном случае. Дело и в том, что сам факт задавали вопросов не ценится, окружен ореолом "странный, еще вопросы задает" или даже "дурак, что ли, спрашиваешь"

Поль Грехэм считает, то "причина недооценки вопросов заключается в том, как они используются в школах. В школах они, как правило, существуют лишь короткое время, прежде чем на них дадут ответ, подобно нестабильным частицам. Но по-настоящему хороший вопрос может быть гораздо большим, чем это. По-настоящему хороший вопрос — это частичное открытие. Как возникают новые виды? Является ли сила, заставляющая предметы падать на землю, той же самой, которая удерживает планеты на их орбитах? Даже задавая такие вопросы, вы уже находитесь на захватывающе новой территории."

Самопроверка: а вам просто или сложно задавать вопросы? особенно влиятельным товарищам: учителям или своим руководителям? что вы чувствуете, когда все молчат (вроде как поняли), а вы понимаете, что не поняли, но вроде бы как странно в тишине задать вопрос - так?

2. Школы поощряют пассивность: делай то, что говорят, и будет тебе счастье

Согласны? даже при всей текущей лавине активности попробуй пойти вразрез с общим мнением - это надо очень сильный характер иметь и смелость, граничащую с бесстрашием

Мнение Поля, с которым я на 100% согласна: "... школы вызывают пассивность. С самого раннего детства перед классом стоит авторитет, который говорит всем вам, что вы должны выучить, а затем проверяет, насколько вы это сделали. Но ни уроки, ни тесты не являются неотъемлемой частью обучения; это всего лишь артефакты того, как обычно устроены школы."

Другими словами, в жизни никто вам не скажет " выучи вот это и это, и будет тебе счастье, деньги, семья и тп". Ты можешь сто раз сделать вроде бы как правильно, но ничего не получить из ожидаемых результатов. Только опыт)) и в школьной практике это означает "провал", а в реальной жизни это означает "мудрость" и "приближение успеха". Совсем разные полюса, да?

Пример из практики карьерного консультирования: женщина-медик, супер профессионал, в нескольких фармацевтических компаниях подняла много проектов, крутая - все делала правильно, не придерешься. И проблем же быть не должно, а пришла с запросом "что со мной не так?" - ее никто не берет на работу. Помимо ее статуса overqualified (излишек квалификации), искали другие грани проблемы. Нашли потерю смысла, что отражалось на стиле ее общения и на отношении ее ко всем окружающим. И где она ошиблась? И когда? И кто-то ей об этом заранее сказал: что вот если будешь вот так упорно идти по карьерной лестнице, то вот тут споткнешься?

Самопроверка: как вы относитесь к своим ошибкам? ругаете себя? корите внутри "ах, ты, опять не смогла!" или реально радуетесь неудаче? А как вы относитесь к ошибкам своих детей? Вот тут часто правда и проступает, ошибки собственных детей - это лакмусовая бумажка вашего реального отношения к провалу, уважаемые родители. Если вы дергаетесь, сжимаетесь внутри, спешите на помощь или ругаете - разбирайтесь сначала с собой, а потом с ребенком ("правило самолета" в семейной жизни)

3. Школы дезориентируют подростков в том, как решаются проблемы

Цитируя Грехэма, "школы также дают вам неверное представление, что такое работа. В школе вам говорят, в чем именно заключаются проблемы, и они почти всегда разрешимы, если использовать не более того, чему вас учили до сих пор. В реальной жизни вы должны сами разобраться, что это за проблемы, и часто вы не знаете, решаемы ли они вообще."

То есть, вся структура мышления - не та. Ну нет в жизни отдельной "контрольной" или "задачника", в котором обозначены ключевые проблемы. Хотя я искала довольно долго людей, через которых пыталась создать более правильную версию понимания всего вокруг...

Самопроверка: вы сами находите себе работу - или следуете постановке задачи "сверху"?

4.Школы создают культуру "обмани тест", но в жизни это невозможно: ты не можешь обмануть реальность

Вот эту мысль Поля я сначала не поняла, а потом постепенно картина начала проясняться. Все эти тестовые системы, которые нужны школьной отчетности, но не детским умам и душам, хочется пройти поскорее, как лишнее препятствие, которое отделяет от прогулки, поощрения учителей, родителей. Его хочется пройти "по быстрому". Но.

Когда в реальной жизни мы что-то создаем - и весь Lean, все дизайн-мышление на этом построено - мы тестируем наши фантазии о реальность и доверяем результатам тестов. И если за тестами как за сущностью тянется "негативное школьное прошлое", ребятам сложнее включаться в современные технологии производства и продвижения. И не потому, что они не хотят. А потому, что им приходится переламывать самих себя параллельно.

Вот что пишет сам Поль по этой теме: "Но, пожалуй, самое худшее, что делают с вами учебные заведения, — это приучают вас побеждать, обманывая тест. Вы не сможете сделать великую работу, делая это. Вы не сможете обмануть Бога. Поэтому перестаньте искать такие пути. Способ победить систему — это сосредоточиться на проблемах и решениях, которые другие упустили из виду, а не экономить на самой работе."

Самопроверка: что вы чувствуете, когда ваша прекрасная идея разбилась о проверку реальностью? продаж нет, например, или никто не покупает, или никто не подписывается с желаемой вами скоростью? Я вот в бешенстве, например. А почему? Потому что мне кажется, что это тест неверный. Это вот они все неправильно реагируют на мое замечательное предложение. Знакомо?

Выход - есть: берем свой мозг в свои руки, начинаем замечать указанные в статье тенденции и перестраивать себя сами.

Что может помочь:

1. из технологий - все, что связано с технологией дизайн-мышления и внедрения изменений

2. из личностных качеств - учитесь терпению и внимательно охраняйте свой моральный дух как живое существо, чтобы не терять любопытство в жизни

3. из привычек - в молодости пробуйте разное, много всего, давайте шанс себе попробовать опыт разных типов задач и занятий и не беспокойтесь о том, что вы не успеете что-то. Беспокойтесь о том, что вы пропустите свое - то, что интересно и важно вам и одновременно является полезным инструментом решения проблем для других.

0
1 комментарий
Тимур Пермяков

Нужно понимать, как школьная система влияет на их понимание своего будущего и принятие решений

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда