{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Краткий SWOT-анализ особенностей перехода к цифровой экономике

О «плюсах» цифровизации всей страны в последние годы было сказано много. О рисках этого процесса и возможностях их избежать рассказали эксперты Плехановского университета на международной конференции «Система ПОД/ФТ в глобальном мире: риски и угрозы мировой экономики».

Мы провели анализ особенностей перехода России к цифровой экономике, чтобы выяснить, как данный шаг поможет в борьбе с отмыванием денег, финансированием экстремизма и терроризма. Оказалось, здесь существует ряд тревожных моментов.

Безработная молодежь - это...

Начну с проблемы занятости.

Мы изучили ситуацию на рынке труда во всех регионах страны. По уровню безработицы различия регионов порой колоссальные. Но есть одна общая черта, которая объединяет здесь все субъекты РФ. Это высокая безработица среди молодежи. Выяснилось, что большее число безработных в абсолютных цифрах относится к возрастным группам 20-24 года, 25-29 лет, 30-34 года.

Чем опасна такая ситуация? Это наиболее активная часть населения. В этом возрасте люди особенно склонны к протестным действиям в случае сложных жизненных обстоятельств. У молодежи большие потребности и, не имея возможности работать официально, она будет искать варианты заработка в «теневой» сфере. А если есть спрос, значит, будут и предложения – это законы рынка. Вполне вероятно, что большинство таких безработных сегодня трудоустроены неофициально и получают доходы по «серым» схемам.

Какие еще угрозы несет высокая безработица? Несомненно, она способствует росту социальной напряженности. Отсутствие работы, профессиональной и жизненной определенности может провоцировать вступление некоторых граждан в экстремистские организации. В первую очередь это касается молодых людей.

Таким образом, на российских региональных рынках труда складывается весьма непростая ситуация. Это сочетание занятости в теневом секторе с высокой численностью безработных в активном возрасте 20-34 лет.

Такое сочетание, несомненно, негативно влияет на национальную безопасность России. Поможет ли купировать проблему переход к цифровой экономике? Однозначного ответа пока нет. Мы выяснили, что молодые люди перечисленных возрастных групп в различных регионах обладают разной готовностью использовать цифровые технологии.

Велика вероятность, что они не смогут найти себя в профессиях, которых коснутся изменения, и будут вытеснены с рынка труда. А это может быть использовано для провоцирования межэтнических конфликтов. Например, под предлогом защиты культурной идентичности малых народов, которая «может раствориться в результате цифровизации». В нашей многонациональной стране такого развития событий исключить нельзя.

Поэтому прежде, чем активно внедрять цифровизацию в экономику, не стоит ли нам обратить особое внимание на подготовку населения к ней и решение вопросов безработицы среди молодежи? Полагаю, дополнительные меры, возможно, в отдельных регионах здесь бы не помешали.

Профессионалы – на теневом рынке?

В ходе исследований Ситуационный центр университета выявил и другие «подводные камни» перехода к цифровой экономике. Наши эксперты разработали методику сбора и обработки информации из социальных сетей. Ее цель – выявление веб-страниц, возможно используемых для сбора средств на фиксирование экстремистов. Методика позволяет выходить на конкретные электронные кошельки. Но проверять их вправе только сотрудники с соответствующим уровнем допуска. Конечно, кроме допуска им нужен высокий уровень экономических и IT-знаний.

Вопрос: в какой мере правоохранительные органы обеспечены специалистами с необходимым для этого уровнем квалификации? А конкурировать за таких специалистов им приходится с другими государственными и негосударственными структурами. Причем, с весьма обеспеченными. Например, с банками, перед которыми поставлена задача выявления лиц с сомнительными источниками доходов.

Чтобы эффективно противостоять теневым финансовым схемам в цифровой экономике, нужны эксперты, цена которых варьирует на рынке вокруг 150-200 тыс. руб. в месяц. И здесь возникает еще один вопрос: если таких специалистов не наймут банки и контролирующие органы, не окажутся ли некоторых из них в теневых структурах?

Пока эти вопросы остаются без ответа. Но, полагаем, заставляют задуматься тех, от кого зависит решение.

Жесткие требования для банков

С 2013 года Банк России занялся «очищением» банковской системы от недобросовестных игроков. Одним из позитивных результатов данного процесса стал более осторожный подход банков к отбору клиентов. Это снижает вероятность использования банковского сектора для отмывания денег, в том числе с целью финансирования экстремистов.

Однако все имеет оборотную сторону. Так, Федеральный закон 115-ФЗ, «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» обязывает банки проводить политику «Знай своего клиента». Согласно ему, все банки должны выявлять источники доходов нерезидентов. Операции эти весьма дороги – малые и средние банки, осуществляя их, несут большие расходы. Результаты этого легко предсказуемы.

Последствия для национальной банковской системы – уход с рынка небольших игроков, монополизация банковского сектора и повышение процентных ставок по кредитам. Последствия для противодействия отмыванию доходов – усиление тренда формирования серых схем, сокрытие небольшими банками источников доходов своих клиентов. Макроэкономические последствия – общее снижение конкурентоспособности российской экономики.

Что делать?

И напоследок несколько цифр. От 3 до 5% мирового ВВП «съедает» ежегодно отмывание незаконно заработанных средств в мире. Если мировой ВВП оценивается в 80 трлн долл., то выходит, что ежегодно отмывается 3-4 трлн долларов. Это в два раза больше, чем валовый продукт нашей страны!

Но здесь не только угроза финансовая. Значительная часть этих средств идет в разных странах на финансирование экстремизма и терроризма, диверсии, войны. Эффективно противостоять незаконному обороту средств без применения новых технологий и специалистов в области IT и цифровой экономики сегодня нельзя. Цифровизация нам нужна. И курс на ее масштабное внедрение совершенно правильный. Поскольку, это и вопрос технологического развития страны, ее конкурентоспособности и безопасности.

Но при этом важно понимать, что цифровизация может нести и определенные риски. Как их купировать – вопрос государственной политики. Очевидно, национальная программа «Цифровая экономика» должна массово готовить специалистов со знаниями не только информационных технологий, но современных методов экономического анализа, юридических норм. Необходимо решать вопросы их дальнейшего трудоустройства на открытом рынке. Нужна адаптация к новым условиям цифровой экономики всего населения, всех общественных институтов. Без государственной поддержки здесь не обойтись.

В свою очередь наука всегда готова помочь с экспертными расчетами и прогнозированием последствий применяемых мер.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда