Бизнес как система: возможно?
Тема бизнеса, который работает как система, в котором все процессы выстроены и налажены, волнует меня очень давно… и я ее откладывал из-за страхов, с которыми сталкиваюсь не только я и о них ниже.
Я решил создать продукт, который будет помогать выстраивать бизнес как систему. Я начал разбираться в теме, смотреть, что предлагается на рынке, общаться с клиентами, узнавать нужно ли это предпринимателю. И начал натыкаться на следующее…
Часто встречал рекламу на тему “как выйти из операционки”, по данному запросу яндекс выдает более 2 млн. результатов.
Что значит выйти из операционки?
Для меня выйти из операционки, это значит не влиять на внутренние процессы точечно, чтобы система работала как часы, чтобы система в случае сбоя, сама себя регулировала и вносила корректировки в процессы (З. Ы. Сотрудники компании также часть системы) .
Люди и компании, которые в рекламе предлагают выйти из операционки, рассказывают о делегировании, как научиться делегировать и как правильно это делать. Да это важно, но это не гарантирует то, что выход из операционной деятельности будет правильным решением, если в операционном управлении у Вас бардак. Среди этих людей встречаются чаще всего бывшие или работающие HR директора, коучи, которые знают как управлять персоналом, как строить «мотивацию” и знают что такое »делегирование”.
Закрадывается сомнение, что все эти люди имеют полное представление как строятся процессы в компании. И возникает вопрос: что они на самом деле продают?
Напрашивается вывод… Пока нет системы в продажах, метрик, критериев, инструкций, регламентов, ты не можешь покидать свой бизнес на срок больше 1-2 недель, а уж тем более на 1 год.
Мини ресёрч
В ходе моего исследования, если его так можно назвать, я встречал массу статей, где предприниматели разбирались с “выходом из операционки”, нужно ли это, какие последствия и тп. И во всех статьях авторы приходят к выводу, что для того, чтобы выйти из операционной деятельности, нужно чтобы эта операционная деятельность была налажена. Другими словами (моими) , должны быть описаны процессы, функции, мотивация сотрудников, регламенты, отчетность и т. д., то есть должны быть реализованы инструменты мониторинга и контроля бизнеса и его отдельных процессов.
Если это все так просто, почему же так мало компаний, у которых выстроены все процессы? Чтобы ответить на этот вопрос я провел несколько интервью с собственниками.
Ни один не сказал, что это им не нужно, что автоматизированные и регламентированные процессы в компании это плохо. Но в чем проблема, почему не внедряют процессы и регламенты?
Ответ — не внедряют, потому что страшно:
- страшно, что ничего не получится — потратят время и ресурсы, а в результата не будет
- страшно, что сотрудники не поймут и уйдут
- страшно, что прийдут на должность люди, которые знают больше чем собственник/собственники
- страшно, что в результате выяснится, что в бизнесе не все так хорошо, как казалось
И возможно, именно поэтому тут работают коучи/наставники/бизнес тренера/психологи, которые стали так восстребованы для предпринимателей. Предприниматель ищет выход в этих специалистах, считает, что они помогут им устранить хаос в бизнесе. Скорее всего со страхами предприниматель с помощью них справится, а вот со всем остальным — нет.
Возвращаясь к теме и отвечая на вопрос “возможно ли выстроить бизнес как систему?”, мой ответ — да. Как? Этим я хочу поделиться в следующих статьях, в которых я пошагово буду рассказывать как я это делал в своей компании и делиться кейсами своих клиентов.
Тема вечная. Делю всех встреченных фаундеров небольших бизнесов на живущих бизнесом и играющих в бизнес.
Первые - заинтересованы в результатах, развитии, обычно учатся или нанимают управленцев, и бизнесы более-менее выстроены. Такие фаундеры часто заняты несколькими проектами, спокойно оставляя уже выстроенные бизнесы на управленцев.
Вторые - чем бы ни прикрывались, но в бизнес играют, вот там о процессах и не слышали, или только говорят, или имитируют, в том числе, нанимая "суперспециалистов". Очень боятся реально самоустраниться, так как, на самом деле, получают удовольствие от имитации своей вовлеченности и сверхнеобходимости-востребованности.
В общем, любое "ручное управление" - всегда про имитацию своей незаменимости для "ручника", по-моему.