{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Как автомобильные инженеры безопасность обеспечивали. Часть четвертая: активная безопасность

В предыдущей части мы рассказали историю подушек безопасности и детских кресел. Теперь давайте узнаем, как появились ABS и ESC.

Безопасное торможение

В 1936 году компания Bosch получила патент на устройство, предотвращающее блокировку колес на моторных транспортных средствах в Германии. Хотя данное устройство не было применено на автомобилях, его попытались адаптировать для использования на самолетах. Процесс совершенствования подобных систем продолжался и назывался они тогда «системы предотвращения переворачивания», что было важно для самолетов с шасси без носовой стойки. Эти системы также научились предотвращать блокировку колес при посадке и уравнивать скорость вращения нескольких колес шасси.

В 1952 году British Road Research Laboratory (RRL) начало использовать авиационную систему противоскольжения под названием Maxaret, произведенную компанией General Electric, в качестве экспериментальной на автомобиле Morris 6 с барабанными тормозами. В 1958 году совместно с Dunlop они адаптировали эту систему для автомобилей Jaguar с дисковыми тормозами. Maxaret была механико-гидравлической системой, действовавшей только на передние колеса, в то время как блокировка задних колес предотвращалась с помощью системы регулировки усилия, как и на автомобилях без ABS.

Принцип работы Maxaret основывался на взаимодействии двух дисков: один соединен с колесом, а второй мог вращаться относительно первого на угол до 90 градусов. Подвижность второго диска ограничивалась трением в резиновых прокладках, инерцией диска и натяжением пружины. При резкой блокировке колеса второй диск проворачивался относительно первого и блокировал гидравлическую линию тормозов, переключая ее на гидроаккумулятор. После восстановления вращения колеса пружина возвращала диски в изначальное положение. Частота срабатывания такой системы составляла около 10 герц, что было достаточным для резины высокого профиля того времени.

После доработки, система «Dunlop Maxaret Anti-skid system» появилась на первом спортивном полноприводном автомобиле Jensen FF в 1966 году, а также была применена на некоторых экспериментальных мотоциклах Royal Enfield Super Meteor. Таким образом, первый мотоцикл с системой ABS был не от компании Honda, как обычно считается.

Уникальной особенностью системы на Jensen было то, что она работала с одним датчиком скорости вращения колес, установленным на раздаточной коробке, и одновременно регулировала торможение на всех четырех колесах. Несмотря на такое простое устройство, система проявила себя как очень эффективная на скользких дорожных покрытиях.

Не отставали от европейских изысканий и американцы. В 1954 году Ford первым внедрил антиблокировочную систему в своей модели Lincoln Continental Mark II. Однако система оказалась сложной, дорогой и тяжелой, поэтому была снята с производства через три года.

Позже Ford совместно с Kelsey Hayes разработал более успешную механическую систему под названием Sure Track. Она действовала только на заднюю ось и не устраняла всех проблем, но повышала эффективность торможения на 10-15%. Благодаря доступной цене, система Sure Track стала стандартным оснащением модели Lincoln Continental Mark III с 1970 года. Chrysler после изучения опыта и сотрудничества с компанией Bendix, создали новую электронную систему, работающую на всех четырех колесах. Первым автомобилем, оборудованным этой системой, стал Imperial 1971 года.

Прогресс простой системы, которая изначально предотвращала блокировку колес, привел к развитию интегрированных систем безопасности в автомобилях. Эти системы взаимодействуют с радарами, системами наблюдения за дорожными знаками, контролируют скольжения и положение автомобиля относительно разметки. Это значительно повысило безопасность на дороге и сделало революцию в области дорожного движения.

Сегодня автомобили без системы антиблокировки тормозов являются гораздо опаснее, чем те, которые оснащены данной системой. Хотя существуют мнения ограниченного круга людей, считающих, что в некоторых случаях система не является полезной или даже может быть вредной, с течением времени алгоритмы ее работы будут совершенствоваться, и недостатки будут устранены. Для тех, кто предпочитает ощущение полного контроля над автомобилем, стоит помнить, что чтобы достичь уровня работы, сравнимого с ABS, нужно четыре педали тормоза - по числу колес у машины.

Повышенная устойчивость

C 1987 по 1992 год Mercedes-Benz и Bosch сотрудничали над разработкой системы электронного контроля устойчивости автомобиля при резких маневрах, известной как «Electronic Stability Programme» (ESP). В 1995 году технология была усовершенствована и переименована в «Electronic Stability Control» (ESC). Первыми автомобилями, оборудованными такими системами, стали Mercedes A-Class начиная с выпуска 1997 года.

В середине 1990-х годов технология GPS стала популярной, хотя точность сигнала еще оставалась на уровне 100 метров. Разрешение использования GPS в гражданских целях открыло путь к внедрению новых автоматизированных систем в автомобили. В 1997 году автомобили Mercedes были первыми, кто внедрил технологию адаптивного круиз-контроля, который автоматически поддерживал заданную скорость движения. Два года спустя такую же технологию начали использовать автомобили BMW e38 и Toyota Celsior.

Круиз-контроль использует системы ABS и ESC, и в случае их неисправности функция может быть отключена.

В 1997 году был создан европейский комитет Euro NCAP, который занимался проведением независимых краш-тестов автомобилей для оценки пассивной и активной безопасности. Volvo S40 первым получил 4 звезды за защиту взрослых пассажиров, а в 2001 году Renault Laguna стал первым автомобилем с 5 звездами.

В 2007 году Volvo представил технологию мониторинга слепых зон на моделях S80, а в 2008 году модель XC60 была оснащена системой автономного торможения. Более подробную информацию о новейших достижениях в области автомобильной электроники и систем безопасности вы можете найти в нашем блоге.

Продолжение 08.05.2024

С вами был магазин автозапчастей АВТОДОК. Мы любим машины и интересные истории. Оставайтесь с нами и узнавайте об автомобилях больше!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда