{"id":13474,"url":"\/distributions\/13474\/click?bit=1&hash=89dcb97d365dcd062aa67a23ebd7d587ac1ef67c2c12b41ed4fdb46a523d850d","title":"\u0420\u0411\u041a \u0437\u0430\u0434\u0443\u0434\u043e\u0441\u0438\u043b\u0438. \u0427\u0442\u043e \u0434\u0435\u043b\u0430\u0442\u044c, \u0447\u0442\u043e\u0431\u044b \u043d\u0435 \u0437\u0430\u0434\u0443\u0434\u043e\u0441\u0438\u043b\u0438 \u0432\u0430\u0441","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}
Kate Turbina

​Как мы придумали офис будущего для Яндекса используя простую формулу

Друзья, добрый день! Я архитектор коммерческих интерьеров Екатерина Турбина . Успешно создаю концепции, курирую креативную и исполнительную часть проектов, фотографии реализованных объектов и статьи публикуют известные издания.

Недавно мы с командой бюро V12 Architects и их руководителем Елизаветой Семеновой объединили усилия и придумали концептуальный проект офиса Яндекс который был представлен на Office Next

Мы обе специализируемся на общественных интерьерах и часто сотрудничаем вместе. В начале работы над этим проектом мы обсуждали вопрос: какими будут новые офисы и чем они будут отличаться от существующих? Архитектор создает новые сценарии работы, основываясь на изменениях рынка недвижимости и анализируя новые форматы работы компаний.

Оффтопик

По легенде, давным-давно, мне не особо нравилось ходить офис и работать в open space. Говоришь по телефону, кто-то на заднем плане спорит про швы на плитке, ты чертишь и не можешь сфокусироваться, потом кто-то что-то спрашивает, забываешь, что чертишь и т.д. Так я начала изучать правила организации офисных пространств, где мне самой нравилось бы работать.

Когда я работала в составе известного архитектурного бюро, мне повезло работать над проектами отелей для таких операторов, как Radisson, Hilton, Marriott, Accor. Этот опыт позволил мне понять, что дизайн — это не просто красивые концепции, но и продуманная эргономика и функционал, когда каждый квадратный сантиметр создан с учетом экономики проекта.

Потом мне повезло работать над проектами офисов в составе известных команд и самостоятельно для Mercuryo, ЛитРес, Aero, Schuco и т.д., создавала коворкинги: Quantum Workspace, M3, Riga Work, Fast office. И мне снова помогал опыт работы над гостиницами, который позволял рассматривать пространство с точки зрения функциональности, удобства, бюджета и бренда.

Я и сегодня применяю полученные знания и опыт при проектировании новых рабочих пространств, дизайн может быть любой, но только минимализм ;)

OK! Let’s do this!

American Beauty (1999)
DreamWorks Pictures

Вернемся к конкурсу! Самое крутое в них то, что можно свободно протестировать любые гипотезы, создать свой идеальный офис будущего и не думать о бюджете : )

«Мы готовы были полететь на Марс»

По условиям конкурса, нужно было проанализировать существующие пространства и переосмыслить рабочую среду компании, внедряя новые функциональные зоны, акустические решения и новые типологии мебели. Мы очень воодушевились и готовы были полететь на Марс! Дальше расскажу немного теории.

Функциональное зонирование

Давайте начнём с самого главного, из чего состоит офис сегодня.

Инфраструктура рабочей среды создается из нескольких смысловых блоков:

  • Общие зоны: рецепция, лаунжи, кафе, кухня, гардероб и т.д.
  • Рабочая среда: рабочие столы, хот дэск, кабинеты на команду.
  • Зона коммуникации: переговорные формальные/неформальные, купе, лаунжи.
  • Зона коллаборации/воркшоп: кабинеты или зона для работы сотрудников разных команд, которые вместе работают на отдельных задачах
  • Принт зона: совмещается с зоной кофе или объединяется с рабочей средой
  • Зоны перезагрузки: точки на карте офиса, где можно отдохнуть, подремать, сосредоточиться и поработать или почитать.
  • Помещения гигиены: санузлы, душевые,
  • Прачечные (не удивляйтесь).
  • Технические помещения: всe, что мы не видим и что спрятано за красивыми дверьми: серверные, клининг, архивы.

Мы взглянули на этот набор функциональных зон, как на конструктор LEGO.

Мы использовали принцип LEGO, предполагая, что каждая функциональная зона - это кубик LEGO. Мы не можем собрать набор LEGO из 1 кубика, в конструкторе много деталей, они собираются в цельный образ по инструкции.

Каждая функциональная зона - это один из кубиков, обязательных элементов единой системы.

Давайте уже про проект. Хватит теории.

Наша задача заключалась в том, чтобы реорганизовать рабочую среду, создать атмосферу, которая будет способствовать коммуникации и повышению KPI сотрудников. Появилась идея создания хаба для работы и общения, где окружающее пространство мотивирует и объединяет (Hub (англ.) — центр интереса, центр деятельности.) К подобным сценариям приходят коворкинги, IT-компании, сфера ритейл, дружественные компании с целью шеринга аренды.

Появилась идея работать не только с пространством, но и с модулем команды (“teams”). У каждой команды есть собственный набор сценариев работы. В IT-компаниях работа строится не от отдела, а от команды (проектная/продуктовая работа). Команда - это не что-то фиксированное, а группа людей из различных подразделений, которые временно объединяются на конкретную проектную работу. Такой стиль работы должен отражаться в архитектуре офиса, ведь для того, чтобы работа строилась эффективно важно понимать какой набор рабочих зон необходим конкретным людям.

Подробнее про “teams”.

В рамках проекта для каждой команды мы придумали набор необходимых функциональных элементов для работы, кроме стола :))

Например, для команды из 12-24 человек необходимо организовать дополнительно hot-desk, скайп-кабины, купе, одну переговорную (она же - воркшоп зона), мини-кафе, лаунж.

Таким образом, мы внедрили новый принцип организации пространства, основанный на прагматичной логике выявления потребностей команды, организации комфортной рабочей среды для конкретной группы людей, тиражировании решений на любой площади и назвали этот принцип framework (от англ. “формула”).

В чем же фишка Framework? Он подразумевает конфигурирование офиса из модулей, как LEGO.

Silicon Valley (2014) HBO

Архитекторам давно интересна оптимизация и структурирование рабочей среды. А после глобальных изменений, вызванных пандемией, эта тема стала еще более актуальной.

Например, архитектурная компания Clive and Wilkinson разработала собственный универсальный конструктор с актуальными типологиями для офиса после пандемии, при этом они опирались исключительно на собственные исследования и опыт работы с крупными компаниями.

Все пространство офиса — набор модулей, которые позволяют организовать офис любого размера. Каждый модуль состоит из конкретных элементов, включающих рабочую среду и зоны для коммуникации. В рамках одного пространства возможно использовать неограниченное количество модулей. Офис формируется из команд и может состоять из одной команды-модуля, а может из сотни. Модули примыкают друг к другу, образуя бесконечное вариативное пространство с четким принципом построения. На схеме модуль отмечен желтым цветом.

Эскизы к проекту Яндекс хаб V12 architects

Модуль, который мы разработали для офиса Яндекс, состоит из 6 элементов:

1. Рабочие зоны (закрепленные, незакрепленные рабочие места).

2. Зоны коммуникации (кафе, совмещенное с конференцией, стендап зоны).

3. Зоны для фокусной работы.

4. Переговорные зоны (формальные/ неформальные).

5. Лаунжи.

6. Мобильные ширмы и перегородки.

Эскизы к проекту Яндекс хаб V12 architects

Для каждой компании набор элементов уникален. Чтобы разработать подобный уникальный framework, необходимо внимательно изучить процессы работы

Например, для Яндекс нам нужно было учитывать то, что для команд важна комфортная тихая рабочая среда. При этом нужны были зоны коллаборации для каждой команды и общие зоны, где сотрудник любой команды может отдохнуть и пообщаться с коллегами. Мы добавили каждой команде скайп кабины и купе для Zoom звонков, а также переговорные, совмещенные с воркшоп функцией.

А для офиса редакции, например, это вообще не нужно. Работа в редакции динамичная, шумная и скайп-кабины нужны в меньшей степени, потому что все звонки проходят или “на бегу” или на рабочем месте. Но при этом необходимы тихие зоны, лаунжи, где можно посидеть в тишине, как в библиотеке, просто отвлечься.

Очевидные плюсы Framework подхода:

1. скорость реализации

2. мобильность

3. гибкость пространства

4. прогнозируемые бюджеты

5. прогнозируемые сроки переезда

6. понятная логика зонирования пространства.

Tooy Story (1995) Walt Disney Pictures

Один из важных плюсов принципа “framework”.

Сегодня все считают каждую копейку. Раньше дизайнеру не приходилось задумываться о том, сколько стоит стул, он мыслил критериями “крутой дизайн и мода”, а сегодня нужно учитывать бюджет, понимая целостную картину всего проекта.

Определив конкретно свой “framework” , возможно понять заранее, сколько необходимо квадратных метров, рабочих мест, дополнительных зон для создания инфраструктуры и примерно посчитать на калькуляторе сколько денег потенциально необходимо для переезда.

А что с эстетикой?

В этом проекте мы придумали, в первую очередь, новый подход к организации офисов. Это был проект не про дизайн, а эксперимент по систематизации рабочей среды.

Принцип “framework” помогает грамотно организовать необходимый функциональный каркас. В какие цвета и материалы это будет запаковано, уже не так важно. Это можно сделать хоть из картона и это будет работать и создавать комфортную среду. Конечно, если у вас есть бюджет, можно добавить надстройку концепции сторителлинга и модные фишки.

Эскиз к проекту Яндекс Хаб V12 architects

На эскизах выше вы можете увидеть, что мы представили офис Яндекс, как довольно неформальное, не напрягающее пространство.

Офис будущего — это структурированное пространство, офис персонифицированный под конкретную компанию. Акцент в дизайне делается на общественные зоны (т.е “WOW эффект создают такие зоны, как ресепшен , кафе, переговорная, лаунжи).

Материалы и цвета

Важно сохранить рабочее пространство нейтральным, чтобы держать фокус на работе: натуральные материалы, светлые оттенки. Яркие паттерны и модные фишки быстро наскучат и будут раздражать и отвлекать.

В общественных зонах и переговорных может быть как функциональная технологичная мебель, так и винтаж. Переговорные должны способствовать диалогу. Цель переговорных - договариваться, поэтому там необходимо интегрировать решения, которые будут отражать ценности бренда, принципы работы и формировать имидж компании.

Фокус в дизайне акцентируется на общественные зоны: яркие, нестандартные, актуальные только для конкретной компании и сложно спутать Acne с Addidas

Комфортная среда

Эскиз к проекту Яндекс Хаб V12 architects 

Когда я писала эту статью, коллеги рассказали, что 10 лет назад мечтали работать в Яндекс именно потому, что это была единственная компания, которая вкладывалась в HR стратегию и привлекала сотрудников имиджем, комфортной рабочей средой и идеей комьюнити. Тогда эта стратегия была новой и вызывала большой интерес не только у сотрудников, но и других лидеров индустрии. Интересно наблюдать за тем, что до сих пор о комфорте сотрудников заботятся только избранные компании.

Если сотруднику нравится приходить в офис, то он чувствует не только удовлетворение от работы, но и в целом готов вкладывать свой ресурс в развитие команды и компании в целом.

А если тема заинтересовала, то можно найти уже много исследований в интернете. Например, отличное резюме-шпаргалка на Frame.

Вместо резюме

Сейчас компании не строят многомиллионные офисы, потому что внешние условия все время меняются. Создавать тяжеловесные дорогие офисы - несовременно, но есть новые подходы и принципы, которые помогут создать современный комфортный офис и достичь желаемых целей быстрее.

Офисное пространство (Office Space)1999 г. 20th Century Studios

Команда проекта: Екатерина Турбина, Елизавета Семенова, Полина Николаева, Елена Нурдавлетова,

Над проектом работали:

Екатерина Турбина;

Команда V12 architects: Елизавета Семенова, Полина Николаева, Елена Нурдавлетова.

0
1 комментарий
Andrey Kos

ТОП!

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 1 комментарий
null