Нужна ли вам мнемотехника, если с памятью все в порядке
Мнемотехника - совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание информации и увеличивающих объём памяти. Но не все знают, что, на самом деле, ее применение не ограничивается “каждый охотник желает знать”, знанием 100-200 цифр после запятой числа пи и, в целом, применением методов.
Кстати, если у вас есть желание освоить приемы для запоминания больших объемов, то здесь я рассказывала с чего начать.
Меня зовут Александра Левина, я когнитивный тренер и значительную часть моего курса составляет мнемотехника. Даже если у ученика нет проблем с памятью, он не чувствует необходимости в расширении ее объема и легко запоминает все необходимое - я все равно не вычеркиваю этот блок из программы. Причина этому очень простая: мнемотехника нужна не только для того, чтобы уметь легко запоминать. В этой статье я хочу рассказать о, возможно, неочевидных вариантах ее применения.
Тренировка мозга
Суть эффективной тренировки мозга состоит в том, чтобы нагрузить его максимально РАЗНОЙ деятельностью, “вытаскивая” из губительной рутины. Главный результат хороших занятий по brain-fitness это наращивание новых нейронных связей и создание когнитивного резерва. Достичь этого можно только в том случае, если тренировка включает в себя упражнения, направленные на разные активности мозга, и запоминание различных типов информации - одна из них. Если у вас пронеслась мысль: “У меня все отлично, мне такие тренировки не нужны”, то загляните сюда или вспомните, что в настоящее время снижается возраст проявления первых признаков ослабления когнитивных функций, заниматься профилактикой никогда не рано.
Успокоить мысли, навести порядок
Вы наверняка слышали про чертоги разума. Это некие полочки/ячейки/ящички у вас в памяти, по которым вы можете раскладывать информацию, структурируя и наводя порядок. Это равносильно записыванию в блокнот, только ручка и бумага не нужны, и вытащить эти знания, зная где они лежат, вы можете в любой момент. Так вот, процесс раскладывания по полочкам может заметно снижать беспокойство в мыслях. Например, вам пришла в голову идея, но нет возможности ее сразу записать. Вы начинаете “дёргать” себя и переживать как бы ее не забыть, отвлекаясь от настоящего. С мнемотехникой вы бы мгновенно поместили ее в специальное место и расслабились, ведь она уже никуда не денется.
Снизить напряжение в стрессовой ситуации
Например, во время экзамена или важного отчета может случиться такое: вы от волнения забыли даже то, что прекрасно знали. Если вы чувствуете, что в какой-то момент никак не можете собраться, мнемотехника может прийти на помощь как секретный инструмент, помогающий настроиться на работу и сконцентрироваться даже в стрессе. Накануне важного дня возьмите список из 40-60 слов и запомните его с помощью вашего любимого метода. Во время стрессовой ситуации просто начинайте вспоминать последовательность. Это работает как дыхательные упражнения, но не только отвлекает от напряжения, а еще и “включает” мозг в более активный режим. О нем как раз следующий пункт.
"Разогнаться" перед работой
Хорошее запоминание с яркой визуализацией и крепкими связками заставляет мозг работать в режиме супер героя. Например, вы в пути на важное совещание, но чувствуете, что уже очень устали и вам сложно соображать, а может, у вас надвигается дедлайн и вы вообще не спали ночь за работой. Если вы владеете основами мнемотехники - поздравляю, у вас есть чит-код для этой ситуации. Как и в предыдущем варианте - открывайте генератор случайных слов и начинайте запоминать последовательность, можно взять ваш любой тип информации (цифры, афоризмы, портреты и тд) и использовать его. Запомните 40-60 единиц, повторите их и вы почувствуете себя более настроенным на работу. Этот же прием можно использовать, когда чувствуете что вас “заклинило” на какой-то задаче и никак не получается увидеть решение. Отвлекитесь на 10 минут, запомните и воспроизведите последовательность, после чего возвращайтесь к вопросу в уже активированном режиме.
Стать увереннее в своих силах
Когда я начинала преподавать мнемотехнику в учебном центре, мне выдали критерии идеального урока. Один из них назывался “Вау-эффект”. В хорошем занятии должен присутствовать challenge, вызывающий сомнение и ощущение “Я не смогу это запомнить” или “Я уже все забыл”. Но потом обязательно оказывается, что эти мысли обманчивы, что ученик все помнит и верно воспроизводит, получая то самое “Вау!” и поднимая уверенность в своих силах. Кстати, при этом еще и “гормоны счастья” вырабатываются.
Итог: мнемотехника помогает не только легко запоминать и наращивать объем памяти. Она способствует и подъему личной эффективности на работе, увеличивает когнитивную выносливость, снижает стресс, обеспечивает ясность мыслей и повышает самооценку. А главное, что это интересно и легко.