{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Коррекция алалии — это как построить новый дом

Сегодня всех тревожат неговорящие дети. Это действительно проблема, о которой говорят педиатры, психологи, неврологи, логопеды, педагоги и множество других специалистов. Волнение достигает такого масштаба, что все ищут решение этой проблемы. 

Алалия – это не всегда отсутствие речи, но всегда это патологический процесс, который разрушает другие системы, не давая им развиваться и правильно функционировать. Что же разрушает алалия? В первую очередь нарушается работа семантической системы – сниженный уровень понимания обращенной речи, вплоть до его отсутствия (ребенок может вообще не понимать речи и не реагировать на речь), который приводит к тому, что ребенок не понимает значений слов или фраз. Так же снижается уровень слухового внимания – фонематическая система не развивается и слухоречевой памяти: ребенок не соединяет слово с его лексическим значением. Нарушается работа синтаксической системы: ребенок не понимает взаимосвязи между словами, из которых построена фраза. И как следствие, языковая система не формируется, ребенок не может в полной мере овладеть развернутой фразовой речью. Активный словарь не пополняется, а это нарушение лексической системы. Нарушается как восприятие речи, так воспроизведение. А речь – это форма общения людей, высшая психическая функция человека. Речь формулирует мысли с помощью слов и предполагает их понимание и восприятие другим человеком. Ребенок с алалией может не иметь речи вообще или иметь настолько упрощенную речь, что не строит вербальных (при помощи речи) диалогов – нарушается коммуникативная система. Не имеющий опыта речевого общения ребенок, становится не способным к обучению – нарушается познавательная система. Ребенок не может овладеть новыми понятиями, его запас знаний и представлений о внешнем мире не пополняется – нарушается мышление. Сложные интеллектуальные операции становятся невозможными – нарушается интеллектуальная система. Такое тяжелое нарушение речи сказывается и на развитии личности ребенка: характеристики поведения часто имеют отклонения от возрастной нормы: крики, истерики – нарушается эмоционально-волевая сфера, ребенку трудно социализироваться в коллективе.

Как видим, алалия отражается не только на том, что ребенок не говорит или как говорят родители: «мой ребенок не хочет говорить». Ребенок не может говорить, потому что его мозг не выстраивает нейронные связи, которые бы обеспечивали правильное функционирование других систем и сфер: семантической, синтаксической, языковой, лексической, фонематической, коммуникативной, познавательной, мыслительной, интеллектуальной систем. Органическое поражение мозговой деятельности не оставляет шанса на самостоятельное онтогенетическое развитие. У ребенка не хватает ресурса к развитию в полном смысле этого слова.

Как же «лечить», корректировать алалию? Несмотря на то, что алалия приводит к патологическому развитию и нарушает функционирование не только речи, но и других систем, важным при коррекции является построение языковой системы и формирование понимания речи. Речь – это основа мышления. Мышление – почва для интеллекта. При правильном логопедическом воздействии корректируются и другие системы.

Кто же может заниматься алалией? Сегодня, даже музыкальные работники и мамы, у которых есть маленькие дети, утверждают, что они с легкостью разговорят любого молчуна. Но почему ребенок молчит, а это причина нарушения, знает только логопед. Логопед занимается формированием всех функций высший нервной деятельности, которые связаны со становлением речевых процессов.

К сожалению, нет «волшебных» лекарств, одной кнопки в теле ребенка, стимулятора, который бы способствовал развитию сложнейшей нейросети, подчиняющей мозговые функции и операции, отвечающие за развитие и избавление от патологии. Нет тех легких путей, о которых мечтают родители, когда отправляют ребенка на занятие, а он бы вышел уже полностью развитый, хотя бы через месяц занятий с логопедом. Нет эффективной пользы ни от каких бы то ни было быстрых методов, таких как запуск речи, стимуляция токами, остеопатия и множества других, когда обещают растерянному родителю все «починить» быстро.

Коррекция – это изменение всего патологического развития. Это построить новое. Это построить дом с нуля, новый дом, а это требует определенного времени на то, чтобы все пораженные системы начали работать слаженно и правильно. Только в этом случае возможно выйти в полную речевую и интеллектуальную норму.

Запишитесь на бесплатную консультацию ко мне, если у ребенка уже имеется моторная алалия!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда