Что такое умственная отсталость?

Умственная отсталость – группа различных наследственных, врожденных или рано приобретенных состояний общего психического недоразвития, характеризуется состоянием задержанного или неполного развития психики.

Для легкой умственной отсталости характерна относительно хорошая механическая память, элементарные навыки чтения, письма и счета, богатая по запасу слов речь, что маскирует слабость мыслительной деятельности и неспособность к образованию абстрактных понятий. Эмоционально-волевая сфера достаточно разнообразна, но имеется недостаточная способность к самообладанию, импульсивность. При правильном воспитании и обучении, осуществлении психолого-педагогической коррекции дети могут овладевать целым рядом неквалифицированных профессий, прежде всего, ручного труда, проявляют хорошую бытовую приспособленность к жизни. Таким образом, они в большинстве своем обучаемы (вспомогательная программа школы) и в дальнейшем могут жить самостоятельно. Коэффициент умственного развития (IQ) ориентировочно составляет от 50 до 69. Оптимальным возрастным диапазоном для окончательной диагностики является возраст от 6 до 8 лет.

При умеренной умственной отсталости дети способны овладеть речью, хотя запас слов у них невелик, речь аграмматична, а понимание и использование речи ограничено, механическая память у многих из них достаточна развита. Осознание своего «Я» более или менее развито. Наблюдается эгоцентричность, требуют к себе повышенного внимания, проявляют радость при положительной оценке их действий и обиду, когда их ругают. При беседе заметно, что на вопросы, требующие напряжения, они отвечают «не могу», «не знаю», «не хочу». Специальные образовательные программы могут дать возможность детям с умеренной умственной отсталостью определенные возможности для приобретения ряда основных навыков и умений, однако объем усваиваемого материала крайне низок. При достаточном моторном развитии могут овладевать простыми видами труда, но их работа носит механический характер, они не в состоянии изменить свою деятельность согласно изменившейся обстановке. К самостоятельной жизни, как правило, не приспособлены и нуждаются в постоянной опеке и в уходе за ними. Оптимальным возрастным диапазоном для окончательной диагностики является возраст от 3 до 5 лет. Коэффициент их умственного развития ориентировочно составляет 35–49.

Клиническая картина тяжелой умственной отсталости: низкий уровень социального функционирования, что проявляется в практически полной невозможности усвоить элементарные школьные знания, бытовые умения и навыки. Обычно эти дети выводятся из системы обучения и в дальнейшем, на протяжении всей жизни, нуждаются в опеке и постоянном уходе за ними. У них наблюдаются выраженные расстройства моторной сферы, что также затрудняет даже их простую социальную адаптацию. Оптимальным возрастным диапазоном для окончательной диагностики является возраст от 3 до 5 лет. Коэффициент умственного развития с тяжелой умственной отсталостью колеблется в пределах от 20 до 34.

Для глубокой умственной отсталости характерным является резкое снижение реакции на окружающее. Такие дети либо совершенно не реагируют на все происходящее вокруг, либо дают неадекватные реакции, откликаясь на любой раздражитель, ни на одном из них не задерживаясь. Членораздельная речь отсутствует, в обращенной к ним речи воспринимают интонацию, но не понимают смысла. Предоставленные самим себе, многие из них остаются неподвижными, другие находятся в бесцельном постоянном движении, ползают, хватают предметы, могут быть агрессивны или же отмечается аутоагрессия. Состояния двигательного возбуждения возникают периодически и часто без всяких видимых причин. Проявления удовольствия или неудовольствия примитивны. В ответ на неизвестное может наблюдаться страх, плач. Часто отмечаются измененные влечения: извращения пищевого влечения, гиперсексуальность, например, сопровождающаяся упорной мастурбацией, и др. Нередко наблюдаются и неврологические симптомы, в том числе парезы и параличи. Оптимальным возрастом для диагностики, особенно с точки зрения прогноза и социальных последствий заболевания, являются первые месяцы (первый год) жизни. В любом случае глубокая умственная отсталость должна диагностироваться до 3 лет. Коэффициент умственного развития с глубокой умственной отсталостью составляет менее 20.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда