Академпарку – 15: интервью с первым резидентом и основоположником Ириной Травиной

Есть такая профессия «созидатель», она не подвержена влиянию времени или моды, она просто делает этот мир лучше и интереснее. 15 лет назад группа созидателей приобщились к созданию Технопарка Новосибирского Академгородка. Это поистине особенное место продолжает притягивать молодые умы и является центром инноваций и технологий, а знаменитые «гуси» стали народным символом Новосибирска.

В рамках празднования юбилея мы запускаем серию интервью с такими созидателями — идеологами Академпарка: основателями, строителями и значимыми резидентами. Открывает нашу рубрику Ирина Травина, председатель совета директоров ассоциации «СибАкадемCофт», генеральный директор «СофтЛаб-НСК», которая стояла у истоков создания и развития Технопарка.

– Компания «СофтЛаб-НСК» была создана в 1991 году и имеет богатую на события и прорывные решения, историю Вы сумели объединить специалистов высочайшего уровня, имеющих многолетний опыт работы в различных областях компьютерных технологий, и творческую молодежь. Расскажите, как вам удалось добиться такого уровня?

– Первоначально у нас не было идеалистических планов по захвату мира. «СофтЛаб-НСК», созданный группой ученых из Института автоматики и электрометрии СО РАН, был ещё очень молод, когда грянули лихие 90-е. Тогда многие люди уезжали из России, потому что не понимали, какое будущее их ждет. И в компании мы видели лишь дополнительный заработок, чтобы обеспечивать свои семьи.

Но время диктовало и даже требовало новых прорывных решений. Мы понимали, что обладаем необходимыми компетенциями, чтобы взяться за технологические проекты.

– Вы известны своими разработками в области телевещания, VR и даже космической отрасли. Какими проектами по праву может гордиться ваша компания?

– У нас основные два направления: мультимедиа и виртуальная реальность. По второму направлению мы еще с 92 года начали сотрудничать с Центром подготовки космонавтов имени Гагарина в Звездном городке. Именно наши работы использовались для визуализации того, что видит космонавт из иллюминатора космического корабля. Также нас хорошо знают как разработчиков игры «Дальнобойщики», на которой выросло целое поколение.

Важным направлением нашей работы являются симуляторы — тренажеры для операторов сортировочных горок на железной дороге, для отработки навыков пилотирования малых летных самолётов и вертолётов, а также отработки аварийных ситуаций на шахтах.

Отдел мультимедиа начал свою работу в 93 году, когда мы разработали алгоритмы цифровизации аналогового видео в реальном времени и реализовали их в специальные компьютерные платы. В компьютер с нашей платой и ПО входил аналоговый телевизионный поток, а выходил в реальном времени уже цифровой, при этом с телевизионным качеством. Мы были в этом направлении первооткрывателями и начали предлагать системы цифровизации и автоматизации телевизионного вещания по всей России, а с 2009 года и на мировом рынке. На основе этих аппаратных разработок, которые мы называем линейкой продуктов “Форвард”, появилась виртуальная студия “Фокус”, система видеоповторов и помощи судейства для хоккейных стадионов “Форвард-Рефери” и множество вспомогательных софтверных продуктов.

– Вас, безусловно, можно назвать self-made woman, которая пришла из ученой среды, возглавила мужскую it-команду и привела ее к реализации успешных проектах мирового уровня. В чем секрет вашего успеха?

– Изначально, когда мы организовали компанию, мне предложили стать бухгалтером. Вокруг программисты, я одна девочка — вчерашняя студентка, поэтому мне пришлось взять на себя эту «некрутую» роль.

Но я быстро освоилась, выстроила точную систему учета, автоматизировала все процессы и, в общем-то, преуспела в этом. Затем я взяла на себя еще роль юриста и кадровика. Все это было действительно, как в стартапе, — когда ты и швец, и жнец, и на дуде игрец. В какой-то момент ребята вдруг видят, что все процессы я замкнула на себе и говорят: «А давай ты будешь директором».

Лидерские качества и умение нести ответственность за других не зависят от того, мужчина ты или женщина. Я больше верю в генетическую предрасположенность. Например, мой папа был начальником железнодорожной станции 33 года. Может быть, именно благодаря его генам я не боюсь ответственности и продолжаю быть локомотивом нашей компании в 100 человек вот уже 25 лет.

– Когда в истории развитии вашей компании впервые появился Технопарк?

– Мы были молодые и дерзкие, и как команда чувствовали свою силу и возможность влиять на развитие Академгородка и города в целом. Поэтому в 2001 году мы поучаствовали в создании ассоциацию «СибАкадемСофт», которая состояла из IT-компаний-единомышленников. А в 2002 году мы провели форум «Сибирская индустрия информационных систем», где впервые озвучили идею создать технопарк.

– С чем было связано такое решение?

– На тот момент в Академгородке отсутствовали бизнес-центры, все программистские компании так или иначе располагались в институтах. Нам нужно было физическое место для нашей деятельности и общения, поэтому мы обозначили свою потребность в виде IT-парка. Позднее, когда я и мои товарищи начали участвовать в создании концепции Технопарка, стали поступать запросы на технопарк со стороны других инновационных бизнесов. Поэтому было принято решение, что у нас в технопарке будет технологии, которые будут завязаны не только на IT, но и на приборостроительном и медицинском кластерах.

– Как началось строительство? Кто был инициатором?

– В 2005 году президент Владимир Путин по итогам визита в Новосибирск ставит задачу сделать создание технопарков национальной задачей России и подписывает поручение о их создании. Наш проект попал в эту программу одним из первых. Федеральный центр выделил деньги на инженерную инфраструктуру, саму же стройку взяла на себя девелоперская компания «РосЕвроДевелопмент». Предполагалось, что весь технопарк будет построен этим девелопером, и мы получим лишь площади в аренду. Для нас было не понятно: почему государственные деньги тратятся на водовод, электричество и дороги, а всю коммерческую выгоду будет иметь частная компания? Мы не хотели строительства просто бизнес-центра. Нам нужна была льготная инфраструктура, которая бы поддерживала технологический бизнес.

Не зря говорят, что не было бы счастья, да несчастье помогло. В нашем случае помог кризис 2008 года. Главный инвестор и девелопер решил, что в таких условиях им проект не выгоден, и вышел из него. Тогда губернатор Виктор Толоконский обеспечил выкуп здания на Инженерной и его достройку за деньги регионального бюджета, а также разрешил механизмы, позволяющие резидентам участвовать в стройке в качестве инвесторов.

– Что вы испытывали, став практически основателями концепции Технопарка и одним из первых его резидентов?

– У нас наконец-то появилась надежда и уверенность в завтрашнем дне: строительство двигалось стремительно, руководство вдохновляло, проекты развивались. Каждые два года появлялись новые площадки, и в какой-то момент мы осознали, что эта территория стала центром притяжения новых идей и поменяла облик городка. Честно признаться, сначала я долго не могла привыкнуть к тому, что здесь стали фотографировать свадьбы (смеется).

– И все-таки, чем Академпарк отличается от бизнес-центра, где также можно арендовать помещение?

– Безусловно, у нас есть категория взрослых резидентов, которые арендуют помещения, и больше им ничего не надо. Я задаю им вопрос: что вас здесь держит? И тут выясняется, что Академпарк — это и статус, и привлекательность как работодателя, и сотрудничество с сервисными компаниями, и рестораны. Для молодых компаний — это еще и общение с близкими тебе по духу и менталитету людьми, огромное количество мероприятий на площадках и поддержка наших менторов. Покажите мне хоть один бизнес-центр, где есть что-то подобное?

– 15 лет для Технопарка — это солидный срок. Как вы оцениваете его деятельность за этот промежуток?

– История и развитие Технопарка неразрывно связаны с именем Дмитрия Верховода. Было бы сложно придумать более удачную фигуру лидера, чем он. Я помню его горящие глаза и энтузиазм: Дима понимал, как все устроено и бизнесе, и в науке, и в университете. Его мультидисциплинарность помогла сделать Академпарк особенным местом не только для нашего района, но и для всего города. Однако вместе с радостью успехов на нем была и вся тяжесть ответственности, это тоже надо понимать.

Очень жаль, что несколько лет стали для Технопарка временем стагнации. Если в традиционных бизнесах можно какое-то время плыть по течению, то для инноваций это недопустимо. Помните, как было в книжке «Алиса в Стране чудес»? Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!

Тем не менее Технопарк продолжает служить резидентам и остается инфраструктурой для выращивания и поддержки инновационного бизнеса. А еще я люблю водить сюда своих заказчиков на экскурсии. И когда они видят наши башни, Центр технологического обеспечения, знакомятся с нашими стартапами, то понимают – с нами можно иметь дело, мы серьезные ребята.

– Изначально концепция предполагала аренду помещений устоявшимся компаниям по льготным ценам. Как появилась идея инкубирования и акселерирования молодых стартапов?

– Конечно, в концепции технопарка ничего про инкубатор особенного не было, но в 2010 году планировался «большой прием большого человека» на Инженерной, 20 — в совсем еще пустом здании, где никто не сидел. Голые стены показывать было неудобно, и мы решили провести школу для молодых стартапов. Затем это превратилось в целую систему: началась история Зимних и Летних школ, а ныне бизнес-ускорителя А:СТАРТ, который помогает молодым командам запускать проекты на базе Академпарка. До сих пор с особым трепетом вспоминаю первые школы — радует, что многие ее участники сегодня — это взрослые и успешные резиденты.

– Можно сказать, что вы вырастили новое поколение стартаперов. Не боитесь конкуренции? А может быть, напротив, устраиваете какие-то коллаборации и совместные проекты?

– Конкуренции? Нет, конечно. Недобросовестной конкуренции здесь быть не может, потому что Академгородок — особое место, здесь так не принято. К тому же, здесь огромное разнообразие научных дисциплин и технологий, и каждый предлагает уникальные разработки по своим направлениям. А нормальной конкуренции тоже бояться не нужно, она двигает прогресс.

Коллаборации приветствуются, и, мне кажется, сейчас как раз для них пришло время. В том числе с молодежью. Вспоминаю один такой совместный проект в компании: мы занимались разработкой алгоритмов для автономных транспортных средств и привлекли к проекту студентов физмата НГУ, которые работали с квадрокоптерами. Нам было важно показать взаимодействие автономного автомобиля и квадрокоптера.

Также я являюсь постоянным экспертом, а иногда и ментором акселерационных программ Академпарка, и оказываю консультации начинающим стартапам. Всё мечтаю встретить стартап, с которым бы захотелось сделать что-то необыкновенное.

– А вообще, отличается ли ваш подход к бизнесу от методов молодежи? Есть ли условное деление на «старую школу» и «новую школу»?

– С одной стороны нынешнему поколению повезло — они могут ориентироваться на весь мир, вдохновляться историями успеха и использовать большое количество ресурсов. Когда мы были молодые, у нас не было открытых глобальных рынков, действовала абсолютно другая финансовая система, популярные языки программирования только начинали появляться, программных библиотек почти не было, и многое приходилось писать с нуля, а не по готовым скриптам и шаблонам.

С другой же стороны, нас очень трудно удивить какими-то трудностями, настолько мы прожженные. Даже сейчас нас пугают экономическими кошмарами, но мы чувствуем себя более менее устойчиво, потому что уже пережили не один кризис. Кризис — это не конец света, это начало новой жизни.

– Несмотря на то, что сейчас сложно что-либо планировать, давайте все-таки поговорим о планах. Какой вы видите свою компанию через пару лет? Какие проекты планируете реализовать?

– Не вызывает сомнения, что мы это будем продолжать делать то, что любим, и дальше. Несмотря на солидный возраст компании, у нас еще есть потенциал предлагать миру интересные разработки. Например, сейчас в работе находятся проекты по беспилотным автомобилям, VR-шлемам и дальнейшему развитию ТВ.

Кроме того, сейчас я занимаюсь продвижением проекта «СмартСити-Новосибирск», который входит в программу «Академгородок 2.0». Это будет микрорайон инновационной и научно-образовательной деятельности. В нем разместят жилье ( в том числе и арендное) для ученых и инноваторов, планируется научно-технологический парк в сфере биотехнологий, деловой центр, научно-технологическая долина и центр инновационных IT-технологий. Но главное в этом проекте — это предложить нестандартный город, а среду, привлекательную для талантов со всего мира. И сейчас есть идеи, как мы это можем сделать.

_______________________________________________

Пообщаться с основателями, резидентами и молодыми стартапами вы можете на праздновании юбилея Академпарка, который пройдет 21 мая. Ссылка на встречу: https://vk.com/event212689882

0
1 комментарий
Konstantin Tars

проект «СмартСити звучит слишком хорошо,чтобы быть правдой

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда