О словах на три буквы: MVP, RAT и MAP

В закладки

6 октября в рамках осеннего бизнес-ускорителя А:СТАРТ выступил Александр Шевцов, руководитель центра разработки денежных переводов Золотая Корона, специалист в области создания новых продуктов, быстром прототипировании, организации процесса разработки, внедрении нужных методологий и подборе команды. В своей лекции он познакомил участников с важными для стартаперов понятиями – MVP, RAT и MAP.

MVP – проверяем гипотезы с наименьшими затратами

MVP (Minimum Viable Product)– это минимально жизнеспособный продукт, то есть версия вашего продукта (или ее имитация), которая позволяет с минимальными трудозатратами собрать максимальное количество данных о его пользе.

Зачем нужно MVP?

  • Чтобы проверять гипотезы с минимальными затратами
  • Получать информацию о правильности действий гораздо раньше, экономить время
  • Запуститься гораздо раньше, снизить time to market
  • Делать то, что реально нужно клиенту

О граблях: как стоит и не стоит делать MVP

Типовой цикл создания продукта: у вас есть идея, вы делаете нечто, чтобы ее проверить, затем измеряете, что получилось, делаете выводы, генерируете новую идею и повторяете цикл. НО! Не нужно писать код и прикладывать лишних усилий, чтобы проверить свою гипотезу: делайте MVP «из спичек и желудей». Проверяйте гипотезу максимально быстро и дешево.

Самая большая ошибка – делать MVP, не отражающий вашу идею, которая получится в финале. Другой «фэйл» – продукт слишком минимален: он настолько «из спичек и желудей», что им невозможно пользоваться, и он ничего не проверяет. Например, человек хотел машину, а вы даете ему самокат. Если человек хочет именно машину, то дайте ему «запорожец», а затем прокачивайте его.

Есть и другой вариант: покупатель сам не знает свою потребность, либо она постоянно перемещается. Тогда давайте юзеру вводную, а затем развиваете ее, исходя из обратной связи от него.

MVP – это процесс и подход. Мы создали прототип, получили обратную связь, сделали выводы, поднастроили изначальную гипотезу, повторили итерацию. Петля обратной связи должна быть максимально короткой и существовать на любом этапе развития, иначе вы потеряете рынок.

Какие бывают MVP?

  • Скетчи (Balsamiq, Proto.io, Ninjamock)

Самый простой вариант, когда вы рисуете интерактивный прототип и идете проверять его на людях. Например, таким путем Tinder тестировал механику свайпов. Они приучили людей к такому жесту и используют это до сих пор. Плюс в том, что можно быстро вносить изменения и быстро получить обратную связь. Бонус: вы можете переиспользовать эти артефакты в будущей разработке продукта.

2. Демовидео

Не нужно делать продукт, достаточно видео любого качества, которое доступно объясняет суть идеи. Например, файловый хостинг Dropbox, который сделал трехминутный ролик, собранный на коленке. Итог: 70 000 регистраций в несуществующем продукте за ночь. Важно: если вы обещаете что-то грандиозное, то простое MVP здесь не подойдет.

3. Landing Page как MVP

Есть у вас есть идея, но нет продукта, берем посадочную страницу (Tilda.cc, WIX, Squarespace, etc) и заливаем туда трафик, как будто бы продукт уже есть. Собираем лидов и измеряем конверсию – сколько людей готовы платить за ваш продукт. Подходит для промо, презентаций и опросов пользователей. Бонус: вы можете оценивать, какие каналы продаж работают на вас, сколько будет стоить такой трафик.

4. Краудфандинг MVP

Если у вас уже есть какой-то продукт, к которому нужно привлечь людей, чтобы он сразу приносил деньги, то можно создать краудфандинговую кампанию, например: на площадках Kickstarter/Boomstarter. Бонус: мы можем отладить процесс на раннем этапе и понять, что нужно автоматизировать в будущем. Важно: нужен скилл для оформления рекламной компании на нужной площадке и опыт в управлении трафиком.

5. Разрозненный (Piecemeal) MVP + автоматизация

Идея в том, чтобы донести ценность использования существующих инструментов вместо создания уникального решения. Прототип продукта выглядит как комплексный продукт. Алгоритм следующий:

  • Притворяемся, что у нас есть сложный комплексный функционал, на самом деле собирая его из частей существующего/готового/опенсорсного.
  • Предлагаем пользователю комплексную услугу, делая большую часть работы вручную.
  • Оцениваем спрос, собираем фидбэк с пользователя.
  • Проверяем процесс и понимаем узкие места и возможности улучшения.

MAP почти как MVP, но…

MAP (Minimum Awesome Product) – минимально привлекательный продукт.Чем больше конкурентов на рынке (как подобных продуктов, так и их аналогов/заменителей), тем более качественно должен быть проработан ваш первый прототип. Если вы пришли с чем-то уникальным, то MVP = MAP. Если у вас много конкурентов, то надо соответствовать и смотреть, как максимально дешево мы можем предложить лучший пользовательский опыт. Также МАР характерен для B2B проектов, где нельзя выезжать на непроработанном функционале.

Важно: перед тем, как создать любую новую фишку в вашем продукте (MVP), подумайте, действительно ли это нужно. Если ответ – «да», то делайте, но удостоверьтесь, что MAP действительно выходит на достойный уровень.

RAT – нет, это не крыса

RAT (Riskiest Assumption Test) – тестирование самых высокорисковых предположений, которое помогает формулировать гипотезы.

Это подход, который позволяет сдвинуть фокус на получение данных и знаний вместо разработки или создания. Вы можете валидировать свои гипотезы с минимальными усилиями, вообще не тратя время на создание MVP, и начинать строить его только после того, как поймете, что MVP действительно нужен.

Важно: не делаем MVP, пока не поняли, что он действительно нужен, какую гипотезу он проверяет, и какую ценность несет клиентам.

О формировании гипотез: план действий

1. Определяемся с входными условиями:

– Описываем пользователей/клиентов (возраст, пол, достаток, привычки, ит.д). Используем Lean Canvas

– Какую проблему клиентов мы решаем?

– Кто наши конкуренты?

– Какие ключевые фишки и выгоды у нашего продукта?

2. Формулируем гипотезу:

Я верю, что если сделать <описание изменения> - получится <описание результата>. Чтобы проверить, мы проведем <описание эксперимента> и измерим <описание метрики>. Эксперимент удачен, если получим следующее <значение метрики>.

Можем использовать другую форму, например, постановку по S.M.A.R.T.

3. Формулируем предположения для гипотезы (измеримо!):

– Сколько пользователей нам надо, чтобы сошлась экономика?

– За какое время они должны появиться?

– Проблема, которую пытаемся решить достаточно распространена?

– Будут ли пользователи готовы платить за наш продукт?

– Тем ли пользователям мы собираемся продавать?

– Как много лидов нам надо получить перед тем, как вообще начать делать продукт?

4. Оцениваем и ранжируем

Лучше использовать таблицу, чтобы оценить максимально и минимально рисковые гипотезы (см. пример таблицы).

Уровень риска оценивает по формуле: Риск = Влияние [1-10] * Вероятность [1-5]

Исходя из этой таблицы, у вас должен появиться список гипотез-допущений. После того, как мы отранжировали список, берем самую опасную рисковую историю и идем проверять ее, например, с помощью CustDev. Важно: только после отработки всех высокорисковых гипотез мы можем приступать к попытке MVP.

Итоги:

  • RAT -> MVP/MAP

Перед тем, как вообще что-то делать, используйте RAT для валидации своих идей и экономии времени в будущем. Если вы идете на рынок с уникальным продуктом, близких аналогов (или альтернатив) которому нет на рынке (такое бывает ОЧЕНЬ редко), делайте MVP. Если что-то похожее уже есть – продолжайте с MAP.

  • Помните про измеримые метрики.
  • Имейте терпение.
  • Скорее всего, с первого раза ничего не получится, и это нормально :)

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Бизнес-ускоритель А:СТАРТ", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 0, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "subsite_label": "unknown", "id": 88049, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Tue, 15 Oct 2019 06:06:57 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 88049, "author_id": 306417, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/88049\/get","add":"\/comments\/88049\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/88049"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 306417, "last_count_and_date": null }
Комментариев нет
Популярные
По порядку
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }