Фэйл-презентация к финалу А:СТАРТ: не надо так

Через бизнес-инкубатор прошли сотни и сотни самых разных презентаций не только от команд А:СТАРТ, но и от резидентов и участников других конкурсов. Некоторые из них до сих пор можно вспомнить за счет креативных творческих решений и нестандартной подачи, но есть и те, которые хочется забыть, как ночной кошмар. В преддверии защиты к полуфиналу А:СТАРТ Алексей Старостин, руководитель бизнес-инкубатора, составил топ фэйлов, которые потопят ваш проект в глазах жюри и инвесторов.

Также мы составили краткий перечень рекомендаций по публичному выступлению от бизнес-консультанта Марины Кияновой, которая в прошедшую субботу провела обширный мастер-класс по этике делового общения для участников бизнес-ускорителя.

1. Тексты, тексты, тексты

Презентации по назначению можно разделить на два вида: для инвесторов – которые вы сами не читаете, а сразу отправляете потенциальному заказчику, и для выступления (в нашем случае для финальной защиты) – презентации для рассказа перед аудиторией. Если в первом случае мы даем максимум текстовых пояснений, то презентации второго вида в этом не нуждаются. Слайд, напичканный текстом, никто не успеет прочитать: регламент 3 минуты, в среднем на слайд должно уйти 30 секунд.

Как лучше: сделайте визуальный ряд, следуйте принципу: коротко и по существу. Расширить мысль вы можете устно.

2. Болтливые часов не наблюдают

Из опыта прошлых защит: вы рассказываете треть своего выступления, а затем время кончается, и вас останавливают. Можно злиться, обижаться, но только на себя. Соблюдение регламента – главное правила хорошего выступления и своего рода талант, который можно развивать, засекая время и несколько раз репетируя заранее свое выступление.

Как лучше: Чтобы укладываться в регламент, выносите все ненужные слайды в приложения. Если не успели что-то рассказать, но вам задали вопрос по этой теме – отмотайте и дайте ответ.

3. Не знаю, о чем говорю

Рассказываете про то, в чем хорошо разбираетесь и не рассказывайте про то, в чем «плаваете». Делая обратное, вы сами роете себе яму. При первом же вопросе от членов жюри можно засыпаться, если вы не компетентны в той или иной теме.

Как лучше: говорите о том, в чем разбираетесь. Если чувствуйте, что не понимаете тему до конца, обратитесь к источнику/трекеру/эксперту или погуглите в конце концов :).

4. Цифры с потолка

Цифры значительно повышают доверие к вам и проекту в целом – это факт. Свободное владение цифрами повышает вашу экспертность в глазах жюри. Но! На всех данных необходимо указывать источник: объем рынка, количество покупателей, их средний чек и т. п. должны быть обоснованными. Сюда же относится ситуация, когда участники представляют неразборчивые графики, диаграммы, таблицы мелким шрифтом и все те визуальные приемы, которые невозможно прочитать/понять/успеть изучить.

Как лучше: по возможности старайтесь выводить обоснованные цифры по теме в каждый слайд без визуальных нагромождений. Сделайте графики максимально простыми и доступными для прочтения.

5. Мемасы, гифки и картинки – почему смешно только мне?

Безусловно, картинки и гифки в презентации – беспроигрышный вариант, если вы хотите привлечь внимание аудитории и запомниться жюри. Эмоционально подкрепление через юмористическую иллюстрацию сделает свое дело. Но зачастую участники делают солянку из своих сохраненок, которые никак не относятся к теме. Сюда же можно отнести фэйлы при использовании шрифтов/цветов/подложек, которые делают текст нечитабельным, а презентацию безвкусной.

Как лучше: Подбирайте изображения, которые усиливают мысль текста и делают его запоминающимся строго по той теме, о которой вы будете говорить в слайде. Используйте графические сервисы (Canva, Flaticon), подложки, банки с гифками и фотографиями, которые отображают вашу идею или проблему. Внимательно расставляйте цветовые акценты: они должны подчеркивать важный текст, а не отвлекать внимание от него.

6. И снова здравствуйте!

В защите проекта необходимо дать информацию о себе и членах команды. Зачастую участники увлекаются и используют регалии, которые не соотносятся с проектом из разряда: я мать семерых детей, учитель, министр, по гороскопу весы и т. п., а про остальных и вовсе забывают.

Как лучше: в информации о себе и команде указывайте компетенции и роль участника в вашем проекте.

50% успеха – это ваша хорошо подготовленная презентация, другая половина – то, как вы держитесь на сцене. Об этом участникам рассказала Марина Киянова, бизнес-консультант, федеральный эксперт при правительстве РФ, игромастер и преподаватель.

По мастер-классу мы подготовили список рекомендаций для вашей защиты от эксперта по этике делового общения на публике:

1. В чем кроется секрет успешного публичного выступления?

Успех публичного выступления зависит на 7% от содержания презентации, на 38% – от того, что зрители чувствуют при вашей презентации и на 55% – от того, что они видят. Почему так? Все люди понимают, что при разговоре человек может солгать, и обращают внимание на мимику человека. Если она не соответствует тому, что он говорит, то это автоматически вызывает недоверие.

Как это использовать?

Осмотрите свою аудиторию, выявите ее особенности – пол, возраст, статус и т. п. Важно стать для них своим: использовать нужную лексику, обращаться к жаргону, учитывать темп и тембр речи – это чистые 7% и 38%. Учитываем и 55%, где важно, что мы видим, поэтому обращаем внимание на свою мимику, жесты и внешний вид. Например, если мы идем в банк, то надеваем не джинсы и футболку, а костюм и галстук; не держим руки за спиной и внимательно следим за своим лицом.

2. Что делать, если ты боишься публичных выступлений?

Боязнь выступать на публике абсолютно нормальное явление. Это заложено в нас на уровне подсознания: это древний страх быть изгнанным из племени, что было равносильно смерти. Времена изменились, а рефлексы подсознания остались. Поэтому бороться со страхом на уровне сознания не получится.

Важно отметить, что волнение является нормальным, потому что оно показывает, что вам небезразлична аудитория, перед которой вы выступаете. Страх вызывает в нашем организме выработку гормона – адреналина. Из-за него мы чувствуем себя в опасности.

Как снизить адреналин?

Существует комплекс, работающий в совокупности:

  • Тело. Необходимо сжечь адреналин в крови, например с помощью физических нагрузок.Разомните кисти рук, подбородок, руки и челюсти, а также можно использовать дыхательные комплексы.
  • Образы. Часто, выступая, мы начинаем говорить очень быстро. Это происходит потому, что время для аудитории и время для спикера идет по-разному. Для нормального темпа речи и спокойного состояния при выступлении представьте следующий образ: на вас надета шинель – тяжелая и мокрая, которая утяжеляет вас, и вы держитесь прямо и замедляетесь. Либо представьте любой другой образ, который ассоциируется у вас с замедлением – машинные тормоза, черепаха, улитка и т.п. При этом помните про тайминг на защите – он 3 минуты.
  • Опыт. Что делать если при выступлении что-то пошло не по плану? Перестал работать микрофон? Ошибка в презентации? Слышите смех? Вам нужно «узаконить эту диверсию». Уделите время ошибке, посмейтесь вместе с аудиторией,говорите об этом до тех пор, пока они не захотят перейти к теме выступления.
  • Индекс непредсказуемости. Если вы волнуетесь и переживаете, что на выступлении что-то пойдет не так, то проверяйте все самостоятельно: микрофон, свою презентацию, кликер и прочее. Не доверяйте это никому другому, потому что так вы будете уверены в себе, и не будет лишних поводов для волнения. Помните: это важно только вам.
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда