{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

📐Треугольник Карпмана в рабочих отношениях

Понятие «треугольник Карпмана» ввёл в обиход психотерапевт и теоретик транзактного анализа Стивен Карпман. Чаще всего треугольник демонстрирует и используется в анализе личных отношений. Но отношения сопровождают нас и на работе, потому нелишним будет познакомиться с данным инструментом, чтобы повысить уровень осознанности в каманде и равномеоно распределить нагрузку.

1 Для начала проясним какие роли бывают и как они проявляются в действии, отношениях.

Трио «Созависимость»

Треугольник Карпмана включает в себя три роли

1. Агрессор

Он преследует, критикует, вешает ярлыки и наказывает.

Что обычно говорит:

«Незаменимых людей нет»

«Вас невозможно оставитьбез контроля»

«Тяжело? А кому сейчас легко»

2. Жертва

Не умеет и не готова брать ответственность, инициативу. Часто эмоционирует (плачет), может жаловаться.

Любимые фразы:

«Я за это вообще не отвечаю»

«Это не из-за меня, это в другом отделе не успели»

«Это случайно произошло, с кем не бывает»

3. Спасатель

Живёт, обслуживая травмы других. Занимается мазохизмом, работает за десятерых, незамедлительно спешит на помощь.

Любимые фразы:

«Я сам все доделаю»

«Если это критично, то я не пойду в отпуск, ничего страшного»

Два или три?

2Для формирования треугольника не нужно трёх людей: достаточно двух. Роли пепеходят от одного к другому в зависимости от ситуации, так как проблема не решается.

Рассмотрим, как треугольник Карпмана может выглядеть в условиях рабочих отношений.

Агрессор.

Это не только злой начальник. В рабочих условиях агрессором может быть не только властный менеджер, но и язвительный коллега, к которому все бояться подходить с задачами. И клиент, который грубо общается, всем недоволен, аргументируя свою позицию оплатой денег.

❓Как взаимодействует с другими участниками треугольника?

Агрессоры доминируют над жертвами: нагружают работой, создают атмосферу токсичности. И как правило прикрываются спасателями: хорошим менеджером, мягких руководителем, который возьмет всю ответвенность, выполнит работу, лишь бы доказать всем, что он нужен и без него все рухнет.

❓Где выгода?

Агрессоры пытаются самоутвердиться за счёт жертв. Как правило это люди, которые сами подвергались агрессии, когда они не могли постоять за себя (например, в детстве). При этом во взрослой жизни не умеют нести ответствненость за свои поступки, не чувствуют границ других людей, так как свои личные были давно нарушены.

Жертва

Это сотрудники и руководители, которые не способны взять на себя ответственность за любые решения и действия. Они не могут уволиться с работы, которая им не нравится, но и выполнять свои обязанности им сложно, потому что есть чувство, что всё против них. Они пропускают дедлайны, ведь что-то снова помешало сдать работу вовремя. Любая критика вгоняет их в уныние и непонимание, как можно исправить ситуацию. Внутри жертвы всегда много тревоги и страхов, которые забирают энергию, которая просто необходима для выполнения работы и построения взрослых отношений.

❓Как взаимодействует с другими участниками треугольника

Они часто сталкиваются с преследованием, упрёками и критикой со стороны агрессоров. Это усиливает чувство беспомощности и профессиональной несостоятельности. Спасатели часто заступаются за них и помогают выполнить работу, не давая самостоятельно разобраться с проблемой.

❓Где выгода?

Жертва — центральная фигура в треугольнике. На ней завершается стремление агрессора подавить и утвердиться, а также желание спасателя помочь и защитить. И эта же роль — самая выгодная: к ней неосознанно стремятся все участники. Жертва снимает с себя ответственность за все свои действия, поэтому ей часто притворяются агрессоры: «Думаешь, мне нравится на тебя орать? Но ты же сам заставляешь — работать не умеешь». А спасателей в роли жертвы привлекает самоотречение и покорность. Роль жертвы часто можно назвать "Детской позицией", ведь такое беспомощное поведение свойственно детям.

Спасатель: «На мне тут всё держится»

Это менеджер,руководитель, который готов всегда выслушать личные проблемы всех сотрудников. Тимлид, который доделывает отчёт за подчинённого, когда тот опять пропустил работу по неизвестной причине. Начальник, который терпит хамящего сисадмина, потому что тот обязательно исправится. Они готовы пожертвовать собой и своими проблемами, чтобы решить ваши.

❓Как взаимодействует с другими участниками треугольника

Они оправдывают агрессоров, романтизируют их поступки и часто находят мотивы в их поведении. С жертвами спасатели берут на себя роль покровителей и всячески оберегают их от этого злого и опасного мира.

❓Где выгода?

Спасатель чувствует себя неполноценным, поэтому самоутверждается за счет ощущения необходимости и незаменимонсти для других. Часто спасатель требует признания, если его помощь не оценили или не заметили.

Как же выйти из треугольника?

Осознать, что вы находитесь в созависимых отношениях на работе — сложно. Самое простое — занять позицию наблюдателя в конкретной ситуации. Как бы выйти из игры и начать просмотр ее со стороны. Тогда вы очевидно сможете понять и осознать свою роль и роль коллег.

Как понять, что вы вышли из треугольника?

— у вас нет чувства вины за неуспехи и поражения других коллег, которые не справились со своими задачами (речь не идет о совместной работе)

— у вас нет желания бежать на помощь при первом звонке. Вы сначала анализируете ситуацию

— у вас нет потребности критиковать других, но вы точно можете дать конструктивную обратную связь коллеге, совет

— вы умеете признавать свои ошибки и исправлете их, усваиваете уроки из ситуаций

— вы научились управлять своими личными границами, не допуская оскорблений, давления, неконструктивной критики

— вы освоили навык планирования на работе и жизни, и теперь у вас появилось время на себя)

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда