Риски маркетплейсов и интернет-магазинов – где все же начинать торговлю?

На старте самый частый вопрос – где торговать? Маркетплейс, свой магазин, соцсети, Авито? Взять все или сосредоточиться на одном?

Опираясь на свой опыт, скажу что безрисковых площадок не бывает. Можно накосячить самому, а можно и стать жертвой смены политической ситуации, как в феврале 2022 года.

Идеального решения не существует. Нужно взвешивать свои возможности, сопоставлять их с требованиями каждой площадки.

Приведу ключевые риски работы на маркетплейсе и в интернет-магазине.

Маркетплейс

У маркетплейсов есть правила работы, они указаны в оферте и в инструкциях. Если их нарушить, продавца могут оштрафовать, приостановить работу или заблокировать магазин.

Например, у предпринимателя сломалась машина и из-за этого он не доставил вовремя заказ — площадка назначила штраф.

Маркетплейсы часто меняют свои правила. Если сегодня продавец отдавал комиссию 3%, завтра ее могут повысить до 8%. В этом случае продавец принимает правила или уходит с маркетплейса. Не получится договориться на другие условия.

Может быть и так, что продавец соблюдал правила, а маркетплейс все равно заблокировал его профиль. В этом случае нужно писать в службу поддержки и просить разобраться. Но эти разбирательства займут несколько недель, и в это время бизнес не зарабатывает.

Еще предприниматель рискует своей репутацией.

Представим, что продавец ищет качественный товар, надежно упаковывает его в несколько слоев и оборачивает в красивую упаковку. Но пока товар попадет к клиенту, сотрудники маркетплейса могут помять упаковку или повредить вещь. Хоть это не вина предпринимателя, покупатель оставит негативный отзыв продавцу.

Интернет-магазин

Сайт могут взломать, запустить вирус, испортить код. Из-за этого он может работать хуже или не работать вообще.

Еще владелец сайта отвечает за хранение персональных данных клиентов. По закону нужно получить согласие на предоставление персональных данных, разместить оферту на сайте. Такие правовые моменты легко упустить, если в штате нет юриста.

Например, если в форме обратной связи нет ссылки на соглашение на обработку персональных данных, директор компании или ИП может заплатить штраф от 20 000 до 40 000 ₽, малые предприятия — от 15 000 до 75 000 ₽, средние и крупные компании — от 30 000 до 150 000 ₽.

Когда посетитель сайта нажимает «Перейти к оплате», он дает согласие на обработку персональных данных

Меньше рисков с конструкторами сайтов: безопасность обеспечивает компания, а все юридические моменты уже встроены в шаблон сайта.

Проблемы с интернет-магазином бывают из-за поисковых систем. Яндекс и Google мониторят безопасность и качество сайтов. Подозрительные ресурсы могут исключить из выдачи, и покупатели не найдут сайт в интернете. Чтобы предотвратить такие проблемы, лучше периодически заказывать аудит безопасности. Это тоже расходы.

Риски есть на обеих площадках. Развивать бизнес на одном только маркетплейсе рискованно. Предприниматель полностью зависит от условий площадки. Потерять единственный канал продаж — почти потерять бизнес.

Собственный сайт тоже рисковый проект. И сайты, и аккаунты в соцсетях блокируют, но есть отличие - остаются контакты клиентов, понимание целевой аудитории, портрет клиента.

Выйти на маркетплейс — хорошее решение для старта, но параллельно рекомендуем развивать собственный сайт и соцсети. Там можно собирать контакты клиентов и строить с ними отношения. Это поможет одноразовых покупателей переводить в разряд лояльных постоянных клиентов.

11
Начать дискуссию