ФАС поможет продавцам бороться с маркетплейсами за честную конкуренцию

ФАС поможет продавцам бороться с маркетплейсами за честную конкуренцию

Два крупнейших маркетплейса Вайлдберриз и Озон на начало 2024 года занимают 80% рынка и нередко злоупотребляют своим доминирующим положением. В марте правительство сняло запрет на проверку российских IT-компаний. Теперь напряженные отношения между селлерами и маркетплейсами сможет регулировать Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Расскажу о наиболее частых случаях, когда маркетплейсы явно злоупотребляют своим доминирующим положением.

Невыгодные для селлера условия

Оферта, которую подписывает продавец, имеет множество условий, ущемляющих права продавцов. Но фактически это не двухсторонний договор, а договор присоединения, поэтому селлер не имеет возможности оспорить несправедливые положения. Он вынужден либо принять невыгодные условия, либо отказаться от работы на маркетплейсе.

Изменения в одностороннем порядке

Маркетплейсы пользуются своим доминирующим положением и регулярно меняют оферту в одностороннем порядке, без уведомления селлеров.

Положения о сроках, отчетности и так далее являются базовыми. Изменяются цены, тарифы и комиссии, о которых продавец узнает уже по факту, категории и размеры штрафов.

Так, например, за месяц Wildberries может изменить 4 раза условия работы. Селлеры не успевают среагировать, составить новую стратегию работы.

ФАС будет ограничивать маркетплейсы в частоте изменений оферты и обяжет уведомлять продавцов заранее.

Также ограничат условия изменения тарифов на логистику и хранение. ФАС уже выдал предупреждение Wildberries.

Маркетплейсы диктуют ценообразование

Согласно договору оферты, цена на товар и возможные скидки на товар устанавливаются самостоятельно продавцом или с согласия продавца. Однако регулярно маркетплейс без разрешения и уведомления включает товар в какую-либо акцию. Задача – автоматически поднять оборачиваемость. Это нарушает права селлера – он не влияет на ценообразование своих товаров.

Если продавец через личный кабинет инициирует выход из этой акции, то маркетплейс не компенсирует упущенную выгоду от реальной стоимости товара.

Так онлайн-площадки нарушают и договор оферты, и антимонопольное законодательство.

ФАС планирует ввести запрет на акции без согласия и уведомления продавца.

Регулярные штрафы от маркетплейсов

Чаще всего штрафуют за неверный расчет логистики, хранения и габаритов товара, неправильная маркировка товара, использование механизмов по искусственному завышению рейтинга, нарушение авторских прав.

Штрафы часто начисляются без комментариев или по ошибке маркетплейса, автоматически списываясь в личном кабинете. Если на балансе достаточно денег, то штраф списывается целиком. Если недостаточно, то баланс становится отрицательным и все поступления сначала уходят на погашение штрафов.

Оспорить его сложно, продавец до последнего может не знать, за что начислен штраф, а Wildberries до суда может не раскрывать свою позицию.

ФАС уже отметила несоразмерность штрафов по некоторым категориям.

Служба поддержки

Служба поддержки Wildberries более формальная, чем у Озона. Нет сроков ответов на запросы, нет обязанности в принципе дать ответ на запрос селлера. Многие обращения в личном кабинете остаются без ответа или с шаблонным ответом, не решающим проблему продавца.

Что делать продавцу? Идти в суд. Это сложно, трудоемко и дорого. Этим и пользуются маркетплейсы.

У Озона с поддержкой лучше: обратившись в личный кабинет, селлер может получить ответ на свой вопрос, а также решить его в досудебном порядке.

Судебная практика споров с Ozon значительно меньше, чем с Wildberries, потому что Озон в 2020 году провела IPO на Московской бирже и Nasdaq, став публичной компанией с прозрачным управлением и финансовым контролем.

Итак, ожидаем, что жизнь селлеров станет намного легче. Маркетплейсы признали компаниями с доминирующим положением на рынке. Продавцы для защиты своих интересов могут теперь обращаться в ФАС и в суд.

11
Начать дискуссию