Печальная участь невзлетевших стартапов и боль их родителей

Предыстория

Все настоящие программисты делают свои проекты.

Когда-то давно, ещё до массового появления мобильных телефонов, было модно делать shareware-проекты. По-нашему, значит, пилить стартапы. Просто слова «стартап» тогда ещё не было. Зато ещё был жив и отлично себя чувствовал Delphi, а линукс оставался диковинкой для гиков. Хотя нет, слова «гик» тогда ещё тоже не было.

Но многие программисты, уже тогда, щурясь у тусклых экранов ЭЛТ-мониторов, по ночам писали свои лучшие в мире программы. Да, их настоящую красоту могли оценить по достоинству лишь истинные знатоки великого искусства программирования. У обычного же пользователя при взгляде на непередаваемый хаос из десятков различных контролов сразу же начинали слезиться глаза.

А по-другому просто и быть не могло. Потому что красивый дизайн, как мы теперь знаем, — это забота дизайнеров. А дизайнеров интерфейса, как специалистов отдельного вида, тогда ещё тоже не было. Много ещё чего не было. Веб-сайты отличались от настольных приложений далеко не в лучшую сторону. Правильно верстать DIV’ами токком никто не умел, а про книгу «Веб-дизайн» Якоба Нильсена ходили лишь смутные слухи.

Немного позднее появилась книга «Интерфейс: Новые направления в проектировании компьютерных систем» Джефа Раскина. Не знаю как вы, а я за 20 лет так и не встретил ни одного программиста, который бы её прочитал. А жаль. Про то, что есть такой компьютер, как Mac от Apple, знают многие. Про Билла Гейтса, отца Windows, наверное, знает ещё большее число людей. Но как-то так вышло, что никто не слышал про Джефа Раскина, который проектировал интерфейс для Apple Macintosh. Ну да ладно, что-то я отвлёкся…

Так вот, свои домашние проекты программисты делали всегда. Кто-то становился сторонником open-source, а кто-то хотел хоть немного заработать на создании своих собственных программ. Рассказы, подобные истории про программиста, который за вечер написал программу, которая выдвигала лоток CD-ROM’а, и продал несколько миллионов экземпляров по цене в полдоллара, будоражили и без того беспокойные умы разработчиков. И многие мечтали, что их самая лучшая в мире программа осчастливит бедных пользователей, принесёт своему создателю заслуженную славу и, конечно же, деньги.

Шли годы и десятилетия, менялись платформы, технологии и языки программирования, но неизменным оставалось одно: желание программистов создать свой собственный, уникальный продукт.

К сожалению, оставалась неизменной ещё одна вещь: почти паталогическое стремление сделать свой продукт если не идеальным, то хотя бы очень достойным. На разработку проекта тратились месяцы (а часто и годы), продукт приближался к тому идеалу, который существовал в голове разработчика (надо сказать, что этот идеал очень любил эволюционировать и обрастать новыми, безусловно, полезными функциями, что только оттягивало долгожданную дату релиза). Но при попытке вывести продукт на рынок, вдруг выяснялось страшное: никто не хочет его покупать. Не то что покупать, даже бесплатно пользоваться не особо хотят.

И вот тут наступал переломный момент. Программист осознавал, что продать продукт — это не то же самое, что его разработать. А сам себя продукт не продаст. И что проектов, которые «выстреливают» сами по себе — один на миллион.

Как бы ни было больно, приходилось признать, что для продвижения и раскрутки продукта нужны совершенно другие навыки и компетенции. Нужно быть маркетологом, таргетологом, продажником, SEOшником, SMMщиком и много ещё кем. К такому повороту событий программист часто оказывался не готов.

Немного поразмыслив, программист понимал, что есть ещё один путь. Можно просто нанять людей нужных профессий, которые будут делать свою работу. Но тут возникала другая проблема. Где гарантии, что получится нанять порядочных и квалифицированных людей? Всегда есть шанс, что деньги, заработанные тяжёлым трудом, будут потрачены впустую. И вообще, вся эта деятельность абсолютно никак не связана с программированием. Это бизнес. Со всеми вытекающими последствиями.

Да, тут можно начать рассуждать о том, что есть всякие штуки типа lean development, MVP, MMP, MLP, бизнес-инкубаторы и венчурные фонды… Да, много чего есть. Но, во-первых, так было не всегда. А во-вторых, все эти штуки всё равно про бизнес. А сейчас мы имеем проблемы у самого программиста, который не готов стать бизнесменом.

Что не так с программистом?

Давайте посмотрим на идеального программиста с точки зрения индикатора типов личности Майерс-Бриггс (MBTI).

Подробнее об индикаторе

Этот индикатор основан на выявлении противоположных качеств по четырем шкалам:

1. Два противоположных способа пополнения энергии и сосредоточения внимания: Е — extroverted (экстраверты), I — introverted (интроверты).

2. Два способа сбора информации: S — sensing (конкретное восприятие, ощущение), N — intuitive (интуиция);

3. Два способа принятия решений: Т — thinking (мышление, логика), F — feeling (чувство, этика);

4. Два способа организации взаимодействия с миром: J — judging (рациональный), Р — perceiving (иррациональный).

Различные возможные комбинации четырех базовых характеристик формируют 16 психологических типов:

  • ENTP — Искатель
  • ISFP — Посредник
  • ESFJ — Энтузиаст
  • INTJ — Аналитик
  • ENFJ — Наставник
  • ISTJ — Инспектор
  • ESTP — Маршал
  • INFP — Лирик
  • ESFP — Политик
  • INTP — Критик
  • ENTJ — Предприниматель
  • ISFJ — Хранитель
  • ESTJ — Управитель
  • INFJ — Гуманист
  • ENFP — Советчик
  • ISTP — Мастер

Идеальные программисты это:

  • Инспектор ISTJ (интроверт + конкретное восприятие + логика + рациональный способ взаимодействия с миром)
  • Аналитик INTJ (интроверт + интуиция + логика + рациональный способ взаимодействия с миром).

Теперь становится достаточно очевидной главная проблема программиста, решившего стать предпринимателем, в том, что он интроверт.

Думаю, это и без MBTI всем понятно. Но так выглядет чуть более наглядно.

Кстати, обратите внимание, что Предприниматель — это тип ENTJ. То есть почти как Аналитик, но экстраверт. Теперь становится понятно, отчего многие успешные стартапы были созданы в результате сотрудничества идеального Программиста и идеального Предпринимателя.

Судьба программиста

После первого неудачного запуска своего проекта есть различные варианты. Часто программист решает, что проблема была не в нём, а в самом проекте (ещё бы, настоящий программист — всегда профессионал своего дела). Тогда принимается решение создать новый проект, который уж точно должен взлететь.

Надо ли говорить, что и второй, и все последующие проекты, как правило, не взлетают?

С каждым новым похороненным проектом желания и сил на разработку ещё одного продукта становится всё меньше. Программисты начинают искать хобби в других, не связанных с программированием, областях. Хороший интроверт всегда найдёт как провести время в собственной компании.

А что же с невзлетевшими проектами?

Долгое время подобная ситуация с похороненными проектами воспринималась мной как само собой разумеющееся положение дел. Даже мыслей не возникало, что тут что-то не так. У меня тоже есть своё маленькое кладбище.

Но не так давно меня начали терзать смутные сомнения. А случилось это после того, как я достаточно глубоко погрузился в изучение современных направлений психологии и психотерапии, таких как ИНП (интегральное нейропрограммирование) и ЭОТ (эмоционально-образная терапия). Похоже, сыграла свою роль профессиональная деформация. Если уж начинать что-то делать, то делать это нужно максимально быстро и эффективно. И то, что психика человека — субстанция малопонятная и малоизученная, вообще не повод для исключения.

Предостережение

Возможно, изложенная далее информация покажется кому-то не совсем научной либо вообще откровенно бредовой. Поэтому отмечу, что оба эти направления представлены в Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиге (ОППЛ). Что уже само по себе является достаточным подтверждением их, если не строгой научности, то по крайней мере, высокой эффективности.

Что же говорят психотерапевты о невзетевших стартапах?

Думаю, ничего. Обычно к ним обращаются с другого рода вопросами. По этому разбираться придётся самим.

Для начала, давайте посмотрим на некоторые идеи ЭОТ и ИНП. Я постараюсь их изложить максимально кратко и надеюсь, что общий смысл будет более или менее понятен.

Лично я воспринимаю эти концепции не как истину в последней инстанции, а как удобные модели, наглядно описывающие динамику различных психических процессов. Если модель хорошо описывает процесс и не её основе можно выстроить определённые методы эффективной работы, то какая разница, истинная она или нет? Тут с одним значением слова «истина» полжизни можно разбираться. Нам нужно решать проблемы психологического характера, а не научной деятельностью заниматься.

Концепция частей личности

Вы задумывались над тем, почему мы используем устоявшееся выражение «внутренний диалог» а не «внутренний монолог», хотя последнее кажется более логичным? Кто же это на самом деле разговаривает в нашей голове?

Этим вопросом задавались многие учёные, психологи и философы. Все они пришли к идее частей личности. Просто называли их все по-разному.

Субличности, или части, суть, полуавтономные энергетические системы — комплексы определенных знаний, навыков и опыта, — которые приводятся в действие соответствующими стимулами.Части личности представляют собой реакцию для всестороннего разрешения ситуации. Это законченные продукты, — носители системы убеждений, — указывающие на осмысление того, что происходит и что есть что.— Дж. Элиас, «Поиск истинной магии: трансперсональный гипноз и гипнотерапия»

Дж. Элиас, «Поиск истинной магии: трансперсональный гипноз и гипнотерапия»

Таким образом, привычное нам понятие «личность» не является чем-то монолитным. На самом деле, наша личность состоит из множества самостоятельных частей. Именно они реагируют на внешние стимулы и постоянно общаются между собой.

Например, любимая проблема айтишников — прокрастинация — легко объясняется с точки зрения этой теории. Внутри человека существуют как минимум две части личности с противоположными точками зрения. Одна хочет сделать то, что нужно, а другая — категорически против. Вот они всё время и спорят между собой. В какой-то момент одна из них берёт вверх. Человек либо идёт делать то, что должно быть сделано, либо находит себе другое занятие.

Концепция эмоций и энергии в ЭОТ

Эмоционально-образная терапия говорит, что эмоции являются своеобразным связующим мостиком между психикой и телом. Именно эмоции задают цели и являются главной движущей силой в жизни человека.

Когда программист делает свой стартап или пет-проект, он вкладывает в него свои эмоции, свою энергию, связывает с ним определённые ожидания и мечты. Можно сказать, вкладывает в него свою душу.

Если эмоций было вложено слишком много, то в результате провала любимого проекта можно утратить не просто часть энергии, но и часть души (значимую часть личности, по сути, существенный объём от всей имеющейся в распоряжении человека энергии).

В контексте традиционной психотерапии техники работы с вложенными эмоциями и утраченными частями личности принимаются при работе с психосоматикой, эмоциональной зависимостью, фрустрацией, различными фиксациями и т.д.

О потере частей личности можно говорить, если человек жалуется на утрату какого-то существенного аспекта своей жизнедеятельности. Здоровья, удачи, радости жизни и т.д.

Часто с феноменом потери части души приходится сталкиваться при резком разрыве отношений в паре. Обычно в таких случаях люди прямо так и говорят: «Я как будто потерял часть души». На первый взгляд, это звучит абсурдно. Но почему-то это наиболее точное описание, которое в данной ситуации может подобрать клиент. Похоже, именно такая формулировка отражает глубинную суть происходящих психических процессов.

Внимание, вопрос

Если приведённые выше концепции хорошо работают с традиционными психологическими проблемами, то почему бы им не работать и в случае с невзлетевшими проектами? По сути, для автора проектка это такая же психологическая проблема, как и перечисленные выше. Просто к психотепапевту обычно не обращаются со словами: «Ой, доктор, у меня стартап не взлетел, помогите». Если и обращаются, то уже позже, с более привычными формулировками, описывающими расстройства депрессивного спектра. Но, по сути, депрессия — это следствие. Если бы проект взлетел и оправдал даже самые смелые ожидания разработчика, то депрессия не возникла бы в принципе.

К чему я это

Если у вас есть свои невесёлые истории о неудавшихся начинаниях, если вы чувствуете, что поставив крест на своём любимом проекте, утратили что-то важное — пишите в личку. Будем искать где этот крест находится и разбираться что именно под ним было похоронено. У меня нет идей как ещё можно проверить мои предположения.

Итоги

По большому счёту, этот пост задумывался для того, чтобы инициировать обсуждение и найти «добровольцев» для исследования проблемы. Где же ещё искать программистов, если не на Хабре?

Выделять отдельное направление «психотерапию для программистов» это, наверное, перебор. Но если у вас есть идеи по поводу других «типично программистских проблем» — пишите. Мне будет интересно систематизировать всю полученную информацию.

P.S. Для работы с «застрявшими» эмоциями и частями личности разработаны различные психотерапевтические техники. Их детальное описание займёт не одну страницу. Если будет запрос от сообщества — напишу отдельную статью. Но любые психологические проблемы всегда лучше решать непосредственно в кабинете специалиста.

P.P.S. В этой статье я намеренно не касался темы бессознательного. Понятно, что без него здесь никуда. Можно обсуждать вопросы почему у отдельно взятых людей не взлетают стартапы, как именно работают различные психотерапевтические техники и т.д. Не уверен, что это будет интересно широкой аудитории. Да и без того получилось уже достаточно много букв

Приглашаю всех желающих в Телегам, где буду выкладывать посты по психологии.

11
1 комментарий

Статью, написанную для Хабра видно сразу) Спасибо вам за качественный и интересный материал.

Я считаю, что основная проблема программистов-стартаперов – начинать проект без опыта в предпринимательстве (или без такого человека в команде). Чаще печальная правда в том, что пользователям зачастую не так уж и важно качество продукта. И даже его "полезность" – не всегда решающий фактор. Всё решает то, как этот проект преподнесён людям и бизнес-партнерам

Ответить