{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

IPO Fix Price — подробно разбираем

Одна из ведущих в мире и крупнейшая в России сеть магазинов низких цен, Fix Price, планирует IPO.

Глобальные депозитарные расписки разместят на Лондонской бирже, а вторичный листинг пройдет на Московской бирже.Кажется, компания выбрала подходящий момент. Во-первых, она успешно провела2020 год, который многих, напротив, загнал в кризис. Выручка и чистая прибыль FixPrice выросли на 33% год к году.

Во-вторых, еще не забыто громкое размещение другого российского ритейлера, Ozon, на американской биржеNasdaq в конце прошлого года. В ходе IPO Ozon собрал около $1 млрд с оценкой $6,2 млрд, а сейчас его капитализация превышает уже $13 млрд. Не исключено, что Fix Price хочет использовать момент и выиграть от волны успеха Ozon.

К тому же российский рынок сейчас находится в фокусе внимания иностранных инвесторов, которые ищут альтернативы переоцененным американским активам. Подробнее о бизнесе и перспективах FixPrice — читайте далее в обзоре.

О компании

Fix Price появилась на свет в 2007 году и стала первой сетью магазинов с фиксированными низкими ценами в России, которая смогла серьезно масштабироваться

Что продает?

FixPrice продает товары повседневного спроса. На полках магазинов можно найти все, начиная с продовольственных товаров и средств личной гигиены и заканчивая одеждойи аксессуарами.Ассортимент включает около 1 800 позиций в 20 категориях.При этом предложение сети основано на частой ротации товаров.Магазины предлагают в среднем 40—60 новых товаров каждую неделю. До шести раз в год меняется 60% ассортимента.

Это помогает отвечать сезонным предпочтениям покупателей, а также стимулирует повторные посещения. Таким образом сеть организует настоящую охоту за новыми выгодными предложениями.

Что касается брендов, то в магазинах FixPrice можно найти как брендовые товар, так и товары под частными брендами сети и небрендовые продукты.Каждая из этих категорий занимает примерно одну треть ассортимента.Снизить цены на брендовые товары компании удается благодаря кастомизации (упаковк, размера, дизайна и т. д.) и масштабу закупок.Небрендовые продукты — это товары, которые компания закупает у неизвестных производителей и, как правило, без упаковки, что делает их еще более дешевыми. С такими производителями у нее нет долгосрочных контрактов. Именно их товары чаще всего корректируются, ведь с их помощью сеть тесирует спрос и может гибко реагировать на новые тенденции и меняющиеся потребности покупателей. Если спроса нет, она просто не делает новых заказов на их производство.Товары под частным брендом сети — это аналоги успешных брендовых товаров, производство которых сеть заказывает у иностранных поставщиков, преимущественно из Китая.

Ценовой диапазон продуктов FixPriceВ Fix Price нет товаров дороже 250 рублей. Более того, около 80% ассортимента продается по цене не выше 100 рублей. Это около $3,4 и $1,3 соответственно. Получается, по цене предложения сеть Fix Price сопоставима с американскими сетями низких цен, такими как Dollar General, Dollar Tree и Five Below.

Даже самые дорогие товары по 149, 199 и 249 рублей, например такие, как игрушки и предметы домашнего декора, заточены на то, чтобы вызвать вау-эффект и реакцию «не может быть так дешево!» у покупателей. Поскольку аналогичные продукты обычно намного дороже в других розничных сетях и на онлайн-платформах.

При этом покупатели могут сэкономить еще больше, если у них есть карта лояльности.После покупки они получают бонусные баллы на 10% от стоимости чека и могут оплатить ими до 50% стоимости следующей покупки. Картами лояльности Fix Price владеют уже12 млн человек. В 2020 году продажи участникам программы лояльности принесли компании 36% выручки.Получается, карты выгодны как покупателям, так и самой компании. Если маржа продаваемого товара не устраивает компанию, она может либо заменить его похожим товаром с более высокой стоимостью в рамках действующих ценовых категорий, либо сократить его себестоимость (например, упростив упаковку или сократив объем товара в упаковке), либо вообще запустить новую, более высокую ценовую категорию, как это сделала с товарами по 249 рублей в 2021 году.

Система продаж в компании FixPrice

Магазины сети стандартизированы по внешнему виду, оснащению, ассортименту и ценовой политике. В среднем торговая площадь одного магазина составляет 210 м2. Располагаются они обычно на территориях большим трафиком и плотностью населения.

Это могут быть густонаселенные жилые районы, либо торговые центры, либо местаблиз городских рынков. Стандартизация магазинов позволяет получать:

1. единые аналитические данные о деятельности магазинов, что, в свою очередь, дает возможность точно прогнозировать потребности в запасах на будущие периоды;

2. выстроить единый имидж бренда для клиентов;

3. упростить процесс масштабируемости.

Последний пункт действительно работает, если посмотреть на динамику роста сети.

За последние восемь лет она выросла в семь раз, более чем до четырех тысяч торговых точек.Причем последние три года годовой рост стабильно составлял 19%. В инфраструктуру сети также входят восемь распределительных центров (три из них в собственности, а пять в аренде). Логистика практически полностью централизована, и почти все товары доставляют непосредственно от поставщиков в распределительные центры для дальнейшей транспортировки в магазины. При этом перевозкой занимаются сторонние сервисы. Это все позволяет компании поддерживать низкие транспортные расходы.

Подавляющим большинством магазинов компания управляет сама, но есть и франшизы.На них приходится около 10% всей сети. Франшизы помогают протестировать отдаленные регионы, в которых компания не представлена, и понять, есть ли спрос.

Если бизнес франчайзи пошел успешно, то компания может принять решение открыть там собственные торговые точки. А может купить долю во франчайзи или полностью поглотить его. Так произошло с ритейлерами в Новосибирске, Казахстане и Беларуси. В некоторых регионах самостоятельно открывать магазины просто нерентабельно, поэтому проще и выгоднее продать франшизу и потом на постоянной основе получать роялти и доходы от продажи товаров франчайзи.

В будущем компания планирует и дальше расширять свою сеть. Причем как в больших городах, так и в районах с небольшой численностью населения, потому что успешный опыт развития в таких районах уже есть.В 2021 и 2022 годах компания собирается открыть около 700 и 750 новых точек соответственно (в январе этого года уже открыла 57 новых магазинов).А в 2023/25 годах увеличить их количество до 800 в год.Таким образом, к середине десятилетия сеть может увеличиться еще вдвое.Так агрессивно расти компании удается за счет стандартизации магазинов, аренды торговых площадей (она ими не владеет, что требовало бы куда больших затрат) и быстрой окупаемости.

Чтобы открыть новую торговую точку, компании надо вложить порядка 4 млн рублей.

Свою стоимость магазин окупает в среднем уже через девять месяцев, а за год приносит 6,5 млн рублей скорректированной ebitda.Оплата лизинговых соглашений съедает всего 5—6% годовой выручки.

Помимо офлайн-магазинов, Fix Price работает и онлайн. Сделать заказ на сайте и затем забрать его из магазина можно с 2018 года. А с недавнего времени компания начала предлагать услуги доставки, причем как до двери покупателя, так и до пунктов выдачи Boxberry, СДЭК и Почты России.

Помимо офлайн-магазинов, Fix Price работает и онлайн. Сделать заказ на сайте и затем забрать его из магазина можно с 2018 года. А с недавнего времени компания начала предлагать услуги доставки, причем как до двери покупателя, так и до пунктов выдачиBoxberry, СДЭК и Почты России.

О рынке лоукост ретейлеров

Рынок товаров по фиксированным низким ценам появился в России в 2007 году с открытием первого магазина Fix Price. Появились ли конкурент? С тех пор на рынок выходили опытные иностранные компании, такие как немецкий Euroshop, и молодые российские игроки.Но серьезно закрепиться на рынке у них не получалось. Некоторым из них пришлось отойти от идеи фиксированных цен и провести ребрендинг. Например, сеть ЗаОдно преобразовалась в сеть дискаунтеров Home Market, которая продает товары для домапо низким, но не фиксированным ценам. Магазинам Охапка ребрендинг в Амиго не помог, и сеть закрылась. Как и сеть магазинов Topshop.

Поэтому появление новых игроков практически никак не сказалось на позициях Fix Price, которой удалось масштабироваться и практически монополизировать рынок.

Потенциалы роста рынка

Сегмент магазинов низких цен на российском рынке ритейла был одним из самых быстрорастущих — плюс 25% в среднем в год за 2014—2019 годы. При этом его доля находится все еще на очень низком уровне, всего 0,5%. Oliver Wyman прогнозирует, что к 2027 году сегмент увеличится в три раза, прибавляя в среднем по 17% в год, а его доля на рынке вырастет до 1,4%.

Рост должен продолжиться по нескольким причинам.Во-первых, цена — это важнейший фактор, который россияне учитывают при совершении покупки. Так было еще до пандемии, но она лишь усилила его важность, сократив реальные доходы россиян на 3% в 2020 году, по данным Росстата.Так, сегмент магазинов низких цен смог вырасти на 26% за первое полугодие 2020-го, тогда как рынок ритейла в целом потерял 3,2%.

Вторая причина — это неразвитый рынок товаров по низким ценам в России по сравнению с другими странами.Если в России он занимает всего 0,5% от рынка ритейла, то в США, Великобритании и Канаде на него приходится 2,4—3,9%. А значит, потенциал для роста есть.Все еще очень низкая доля связана с более поздним появлением этого сегмента в России и по-прежнему слабой инфраструктурой. В тех же Штатах на один магазин низких цен приходится 10 345 человек, а в России — 40 194.При этом ВВП на душу населения в США в пять с половиной раз выше. Получается, что при разворачивании сетей магазинов с низкими ценами спрос в России может быть больше. Именно поэтому Fix Price после 13 лет на рынке продолжает активно открывать новые торговые точки.При этом не стоит забывать, что сеть осваивает не только российский рынок, но и рынок ближнего зарубежья, который тоже находится на начальных этапах развития.

Сравнение российских ритейлеров по операционным показателям (данные за год: второе полугодие 2019-го — первое полугодие 2020-го)

По масштабам сеть Fix Price значительно уступает гигантам продовольственной розницы X5 и Магниту. У нее магазинов в 5—6 раз меньше, а суммарной торговой площади — в 9—10 раз меньше. По масштабам она более приближена к Детскому миру, но у того все-таки более узкая специализация. До американской сети фиксированных низких цен Dollar Tree, также еще расти и расти, что говорит о раннем развитии этого рынка в России.По объемам выручки X5 и Магнит превосходят Fix Price в 11,5 и 9 раз соответственно. Но интересно, что с каждого квадратного метра Fix Price зарабатывает даже чуть больше, чем Магнит (201,5 тыс. рублей против 196,6 тыс.), и на 30% больше, чем Детский мир (155,2 тыс. рублей). Самая эффективная по этому показателю Lenta: она зарабатывает 293,5 тысячи.При этом Fix Price растет активнее остальных — как по росту сети, так и по росту LFL-продаж и выручки. Более того, по объемам прибыли компаниялишь немного уступает Магниту, c X5 находится на равных, а Lenta даже обходит. Теперь сравним показатели эффективности и финансовой устойчивости бизнесов.

Риски компании FixPrice

Главные преимущества компании несут в себе и риски.

Первый — это большая зависимость от третьих лиц.Как мы писали выше, Fix Price арендует все свои магазины, пять из восьми распределительных центров, свой головной офис, а также полностью отдает на аутсорс транспортировку продуктов. Причем площади для 62% магазинов взяты в краткосрочную аренду до года. С одной стороны, это позволяет компании гибко реагировать на результаты новых магазинов: если они неудовлетворительные, компания просто закрывает их. С другой стороны, есть риск того, что некоторые арендодатели не захотят продлевать соглашения. Но Fix Price сильно зависит не только от арендодателей, но и от поставщиков. На долю топ-5 поставщиков пришлось 29% себестоимости реализованных товаров в 2020 году. Получается, что треть товарооборотазависит всего от пяти поставщиков. Довольно много. Успокаивает немного то, что эти поставщики — агенты в Китае, которые сотрудничают с сотнями производителей.Но гарантировать, что их база клиентов не уменьшится, а финансовая стабильность останется на прежнем уровне, компания не может.Еще два риска вытекают из сотрудничества с китайскими поставщиками, на которых в целом приходится две трети реализованных продуктов.В первую очередь валютный, ведь договоры с ними номинированы в юанях — и при падении российского рубля компания может понести дополнительные издержки.А также риск вновь закрытых границ на фоне пандемии и перебоя поставок. В прошлом году компания потрясений не испытала, но это не исключает вероятности таких проблем в будущем.

Закрытые границы пугают компанию еще и потому, что среди работников ее магазинов много мигрантов.Пока аутсорсинговые HR-компании справляются и удовлетворяют ее нужды. Но если границы будут закрыты еще в течение долгого времени, Fix Price может столкнуться с нехваткой рабочей силы, учитывая масштабные планы по расширению. Не стоит также списывать со счетов рискусиления конкуренции. Да, пока Fix Price — единственный большой игрок, который фактически управляет рынком товаров по низким ценам, и другим компаниям выйти на этот рынок сложно. Но рынок еще не зрелый, и в странах, где этот рынок уже более развит, лидер занимает всего 20—35% (против более 90% у Fix Price). Тем более что крупные ритейлеры товаров повседневного спроса, которых мы рассматривали выше, — Магнит, X5 и Lenta — уже тестируют свои дискаунтеры Моя цена, Чижик и 365+.

Об IPO FixPrice

Первичное размещение должно пройти на Лондонской бирже, а вторичный листинг — на Московской. Точных дат пока нет, но, по данным источников Financial Times, IPO может состояться уже в марте. Среди организаторов много американских банков (BofA Securities, Citigroup, J.P. Morgan, Morgan Stanley), что может говорить об ориентации компании на американских инвесторов, которые активно участвовали в первичном размещении другого ритейлера, Ozon.

Главными акционерами сейчас являются основатели Сергей Ломакин и Артем Хачатрян. До Fix Price они создали сеть дискаунтеров Копейка и управляли ей, а позже продали ее X5 (нынешняя Пятерочка). В ходе размещения часть акций продадут все нынешние владельцы, но основатели сохранят существенную долю в компании и после IPO, говорится в проспекте эмиссии.

Возьмем среднее этого диапазона ($8,5 млрд) и посмотрим, насколько такая оценка может быть справедливой.

Сравнение российских ритейлеров по мультипликаторам

При такой оценке мультипликаторы Fix Price превышают значения даже американского аналога, не говоря уже о российских компаниях. Конечно, стоит учитывать, что Fix Price растет быстрее и работает с более высокой маржинальностью. В ходе первичного размещения Ozon собрал около $1 млрд с оценкой $6,2 млрд, а сейчас его капитализация превышает уже $13 млрд. Более того, иностранные инвесторы сейчас ищут интересные идеи на развивающихся рынках, потому как многие американские активы торгуются уже очень дорого. Также их могут привлечь дивиденды, которыекомпания собирается выплачивать раз в полгода в размере не менее 50% от чистой прибыли по МСФО.

Выводы о IPO FixPrice

Fix Price — это первопроходец экономного ритейла в России. За 13 лет существования ритейлер успел развернуть сеть более чем из 4 000 магазинов по всей стране и уже начал захватывать страны ближнего зарубежья. К 2025 году компания планирует увеличить свою сеть еще вдвое.

Две трети ассортимента продается без бренда либо под собственными торговыми марками. Компания анализирует рынок, определяет товары, которые ей нужны, и кастомизирует их, напрямую общаясь с производителями. Это позволяет ей предлагать покупателям товары по цене значительно ниже рыночных.

При этом дифференциация фиксированных ценовых категорий дает пространство для расширения ассортимента.

Бизнес-модель Fix Price основана на стандартизации и небольшом количестве активов. Именно поэтому компании удается быстро расширять сеть, показывать внушительные темпы роста доходов (плюс 30% в год) и высокую маржинальность. По этим показателям она обходит ведущих ритейлеров товаров повседневного спроса в России (X5, Магнит и Lenta) и даже американские аналоги.

Компания занимает более 90% на рынке товаров по низким ценам в России — в одном из наиболее растущих сегментов ритейла в стране. Пока он не занимает и 1%, но, судя по опыту других стран, со временем это может измениться. Отчасти может поспособствовать сокращение доходов населения и возросшее внимание покупателей к ценам на товары.

Отсутствие конкуренции сейчас не означает, что ее не будет в дальнейшем. Ведущие продуктовые ритейлеры уже тестируют свои сети дискаунтеров. К тому же у них более развит онлайн-канал продаж, а после пандемии привычка покупать онлайн у клиентов, скорее всего, сохранится. Fix Price запустил доставку совсем недавно и может отстать в этом значимом направлении.

Из рисков также стоит отметить высокую зависимость бизнеса Fix Price от третьей стороны: арендодателей, поставщиков, логистических сервисов.

Коротко обо мне. сделал х2 за 6 месяцев. Разбираю компании, участвую в IPO и SPAC

0
2 комментария
Ленивый инвестор

Чувак так много написал, только где финансовая оценка мультипликаторов ? 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Дмитрий Пелипас

Вот это вопросы вызывает

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда