Victor Shakhurin

Новеллы в трудовом законодательстве с 1 января 2021 года

Новеллы в трудовом законодательстве с 1 января 2021 года Изменения в Трудовой кодекс РФ

Новые правила удаленной работы

8 декабря 2020 года Президент России Владимир Путин подписан Закон о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ в отношении дистанционной (удаленной) работы.
Законом удаленная работа приравнена к дистанционной, и каких-либо различий между этими понятиями не предусмотрено. Документ также закрепляет возможность чередования работы дистанционно и на стационарном рабочем месте. Допускается установление удаленной работы по соглашению сторон, как на постоянной основе, так и временно.
Работодателям, имеющим дистанционных работников, необходимо пересмотреть порядок оформления удаленной работы и взаимодействия с сотрудниками, привести кадровые документы (трудовые договоры, локальные нормативные акты) и внутренние процессы в соответствие с требованиями Закона.
При временном переводе на «удаленку» работодатель обеспечит работника необходимым оборудованием, а если работник использует свою технику — компенсирует ему расходы в порядке и размерах, утвержденных локальным актом.
Документ запрещает снижать заработную плату сотруднику, работающему дистанционно. Кроме того, прямо устанавливаются дополнительные основания для увольнения удаленного работника. Так, работодатель может расторгнуть трудовой договор в случае, если:
– сотрудник не выходит на связь с работодателем по вопросам, связанным с выполнением трудовой функции, без уважительных причин в течение двух рабочих дней подряд;
– сотрудник, выполняющий дистанционную работу на постоянной основе, изменил местонахождение и не может в связи с этим выполнять свою работу на прежних условиях.
Работодателям, имеющим дистанционных работников, необходимо пересмотреть порядок оформления удаленной работы и взаимодействия с сотрудниками, привести кадровые документы (трудовые договоры, локальные нормативные акты) и внутренние процессы в соответствие с требованиями Закона.

Переход на электронные трудовые книжки

В 2021 года все работодатели должны вести электронные трудовые книжки. Кадровику необходимо четко соблюдать нормы, которые закреплены в статье 66 ТК РФ и в Федеральном законе от 16.12.2019 № 436-ФЗ. Кроме того, необходимо помнить, что если сотрудник отказался от перехода на новый формат, бумажные трудовые книжки нужно продолжать вести. Также, работник имеет право подать заявление о переходе на электронную трудовую в любой момент, но вернуться к бумажному формату уже не сможет.
Что делать кадровику? Читаем

Новые правила трудовых договоров

С 1 января 2021 года будет проще заключать срочные трудовые договора длительностью до года:
- Их можно оформлять при приеме выпускников вузов и техникумов. Причем с условием об испытательном сроке,
- По ним можно будет нанимать любой персонал во вновь созданную компанию.

Кадровый электронный документооборот

С 01.05.2020 года по 31.03.2021 года в РФ проводится эксперимент по переходу на электронный кадровый документооборот. Участвуют в нем работодатели и работники добровольно на основании поданных заявлений. Условия эксперимента содержатся в законе 122-ФЗ от 24.04.2020 года.
В процессе эксперимента документы, за исключением трудовых книжек, создаются, изменяются и хранятся в специально разработанных информационных системах. В Госдуме на рассмотрении находится законопроект № 967986-7 (О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (о юридически значимых сообщениях сторон трудового договора)), в котором предлагается дополнить ТК РФ статьями 15.1-15.3, содержащими положения о юридически значимых сообщениях. Эти сообщения (заявления, уведомления, требования, соглашения и т.д.) можно будет передавать в цифровом виде. После принятия поправок появится возможность организации всеобщего электронного кадрового документооборота.
В 2021 году кадровые службы должны продолжать формировать сведения о трудовой деятельности работников в электронном виде. Для лиц, впервые устраивающихся на работу, допустимы только электронные трудовые книжки в соответствии со ст.66.1 ТК РФ.
Решите, нужно ли вашей компании переходить на электронный документооборот, из плюсов отмечу:
-Будете тратить меньше времени на подготовку документов. Вам больше не придется делать двойную работу: сначала оформлять документ на компьютере, а затем печатать на бумаге, подписывать у директора и работника. Достаточно оформить электронный документ, и даже вставать со стула не придется. В итоге станете делать свою работу быстрее, а значит, проще будет получить премию за эффективность.
- Избавитесь от завалов папок с документами. Электронные документы проще хранить: не нужно закупать папки и файлы, забивать шкафы и сейфы документами, выделять комнату для хранения. Все документы — в электронной программе, к которой у вас есть доступ с компьютера.
- Сможете найти нужный документ за минуту. Так как все документы хранятся в электронной базе, и вы, и ваши коллеги сможете быстро найти нужный. Достаточно указать, какой документ и на какого сотрудника вы ищете, чтобы получить его. Поэтому вам не потребуется перебирать пыльные папки, чтобы найти приказ или уведомление, копию которого запросил сотрудник или инспектор ГИТ.
- Не придется бегать за работником, чтобы подписать приказ или уведомление. Когда подготовите документ, сможете сразу направить его на подпись работнику. Тот подпишет его электронной подписью и направит обратно. То есть вам не надо будет обзванивать работников или ходить по кабинетам, чтобы получить подписи.
- Не потеряете электронный документ. Электронные документы хранятся в электронной базе. Их невозможно потерять, залить кофе или порвать, как бумажные. Да и работник не сможет ничего сделать с документом в случае конфликта. Например, порвать свое заявление об увольнении.
- Сотрудники будут реже запрашивать документы и мучить вас вопросами. Сотрудник в любой момент сможет сам посмотреть документ, который связан с его работой: приказ о приеме или переводе, уведомление об изменении условий труда, ПВТР или положение о защите персональных данных.
Минусы у электронного документооборота тоже есть. Насколько они существенны для вашей компании, решать вам.

Новый МРОТ

С 1 января 2021 года будет действовать новый МРОТ. Минтруд определил прожиточный минимум во втором квартале 2020 года. Для трудоспособных граждан минимум составил 12 392 рубля. Эта сумма станет новым МРОТ в 2021 году. По сравнению с 2020 годом минималка увеличится на 262 рубля.

Новые правила выплат при сокращении

Уточнены сроки выплаты среднего заработка за второй и третий месяцы поиска работы:
- уволенный вправе обратиться к бывшему нанимателю в течение 15 дней после окончания второго и третьего месяца поиска работы,
- работодателю предоставлено 15 календарных дней на выплату среднего заработка. По прежним правилам его выдавали в ближайший день выплаты зарплаты персоналу.
Работодатель вправе не ждать обращения уволенного, а выдать средний заработок за второй и третий месяц сразу с расчетом при увольнении. Если уволенный найдет новую работу до истечения второго или третьего месяца, выплату возвращать не надо.

Отмена отчетности о среднесписочной численности

С 1 января 2021 года работодатель больше не обязан сдавать в ИФНС отдельный отчет о среднесписочной численности (ст. 80 НК и Федеральный закон от 28.01.2020 № 5-ФЗ) - сдавать отдельный отчет о среднесписочной численности за 2020 год не нужно. Со 2021 года работодатель подает сведения о численности не раз в год, а ежеквартально, но не отдельным отчетом, а в составе расчета по взносам. Срок сдачи расчета – не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 7 ст. 431 НК).

{ "author_name": "Victor Shakhurin", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 0, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "subsite_label": "unknown", "id": 197551, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Sun, 17 Jan 2021 13:36:33 +0300", "is_special": false }
0
0 комментариев
Популярные
По порядку

Комментарии

null