{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Направления развития доходной базы местных бюджетов

УДК 336.02

Гасанова Милана Робертовна, ст.

Дагестанский государственный университет, направление – «Финансы и кредит», 3 курс г. Махачкала, Республика Дагестан,

Российская Федерация.

Направления развития доходной базы местных бюджетов

Аннотация: Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого государства играет государственное регулирование, реализующееся в рамках избранной властью экономической политики. При этом финансовый механизм является главенствующим в осуществлении экономического и социального регулирования.

Стоит отметить, что объектом данного исследования являются ключевые направления формирования доходной базы местных бюджетов на примере исследования муниципальных образований Республики Дагестан, также исследователем представлена динамика исполнения республиканского бюджета и прогноз доходов на 2024-2025 гг.

Ключевые слова: налоговая политика, доходная база, бюджетная система, местный бюджет.

Directions of development of the revenue base of local budgets

Abstract: The decisive role in the formation and development of the economic structure of any state is played by state regulation, implemented within the framework of the economic policy chosen by the authorities. At the same time, the financial mechanism is dominant in the implementation of economic and social regulation.

It is worth noting that the object of this study is the key areas of formation of the revenue base of local budgets using the example of a study of municipalities of the Republic of Dagestan, the researcher also presents the dynamics of the execution of the republican budget and the revenue forecast for 2024-2025.

Keywords: tax policy, revenue base, budget system, local budget.

Центром финансового механизма является бюджет. В современном обществе налоги – основной источник доходов государства, кроме того, налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, а также научно-технический прогресс. При этом сбалансированная налоговая политика является одним из ключевых и инструментов стабилизации колебаний экономической системы России.

Рассматривая статистические показатели при подготовке материалов исследования отмечено, что вконсолидированный бюджет Республики Дагестан на 1 октября 2023 года налоговые и неналоговые доходы поступили в сумме 38 166,5 млн рублей, исполнение бюджетных назначений за январь-сентябрь 2023 года составляет 93,4 процента (-2 684,3 млн рубля).

По данным таблицы 1. Основными бюджетообразующими налогами консолидированного бюджета Республики Дагестан являются: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, акцизы и налог на имущество организаций.

В разрезе видов налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета исполнение к текущим бюджетным назначениям составило по: налогу на прибыль организаций – 95,5 проц. (-249,9 млн рублей), налогу на доходы физических лиц – 92,6 проц. (-1 160,9 млн рублей); акцизам на алкогольную продукцию – 87,7 проц. (-95,1 млн рублей); акцизам на ГСМ – 111,0 проц. (+771,5 млнрублей); транспортному налогу – 60,3 проц. (-639,6 млн рублей); налогу на имущество организаций – 71,5 проц. (-952,5 млн рублей); налогам на совокупный доход – 81,4 проц. (-347,1 млн рублей); госпошлине 116,6 проц.(+34,9 млн рублей); неналоговым доходам – 112.5 проц. (+454,5 млн рублей).

Доходы консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2023 года относительно аналогичного периода прошлого года сложились с приростом на 102 процента или 744,7 млн рублей, в том числе по следующим налогам: налог на прибыль организаций – 113,3 проц. (+624,1 млн рублей), НДФЛ – 107,1 проц. (+968,5 млн рублей), акцизы на ГСМ – 73,7 проц. (-241,7 млн рублей), налог на имущество организаций – 79,7 проц. (-605,8 млнрублей), транспортный налог – 95,9 проц. (-41,9 млнрублей), госпошлина – 104,5 проц. (+10,5 млнрублей), налоги на совокупный доход – 79,5 проц. (-391,4 млн рублей), неналоговые доходы – 106,9 (+265,8 млн рублей).

Поступления по налогу на прибыль организаций в консолидированный бюджет составили 5 314,6 млн рублей и увеличилисьотносительно прошлого года на 13,3 процента (+624,1 млн рублей).

На неполное выполнение плановых назначений по налогу прибыль повлияло:

уменьшение поступлений от крупных плательщиков, в том числе от ПАО «Газпром» – на 1 566,6 млн рублей, от «Газпром Межрегионгаз Махачкала» - на 31,5 млн рублей;

представление деклараций «к уменьшению» крупными плательщиками, в том числе: АО «Концерн Кизлярский электромеханический завод» - на 62,3 млн рублей.

По налогу на доходы физических лицналоговые поступления в консолидированный бюджет составили 14 600,1 млнрублей с ростом относительно прошлого года на 7,1 проц. (+968,5 млн рублей).

Отклонение поступлений от плана в сторону уменьшения обусловлено:

- массовым представлением уточненных расчетов по форме 6-НДФЛ за предыдущие периоды в сторону уменьшения, в связи с ошибочным удержанием налога с выплат, необлагаемых подоходным налогом участникам СВО (ФЗ от 21.11.2022 №443-ФЗ);

- непредставление налогоплательщиками уведомлений об исчисленных суммах налогов и сборов;

Необходимо отметить, что сумма,подтвержденная к возмещению (вычету) за январь-сентябрь 2023 года составила 1 298,4 млн. рублей, что на 22,1% или 234,8 млн. рублей больше чем в 2022 году.

По налогу на имущество организацийпоступления составили 2 384,4 млн рублей.Снижение поступлений по налогу на имущество организации к уровню аналогичного периода прошлого года на 20,3 проц. (-605,8 млн рублей)обусловлено уменьшением начислений на 267,2 млн рублей, в том числе: по уведомлениям - 197,4 млн. рублей, по расчету – 69,1 млн. рублей.

За 9 месяцев 2023 года в бюджеты муниципальных образований Республики Дагестан поступило 8 605,4 млн рублей налоговых и неналоговых доходов или 86,7 проц. к плану (-1 314,6 млн рублей), что на 6,9 проц. меньше относительно 2022 года (-639,5 млн рублей).

Одной из причин неисполнения бюджетных параметров по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу является внедрение института Единого налогового платежа и списание перечисленных налогоплательщиком денежных средств, предназначенных для уплаты одних налогов и сборов в счет погашения задолженности по другим.

В целях организации деятельности зональных рабочих групп по увеличению доходной части бюджета и легализации «теневого» сектора экономики собран и направлен в муниципальные образования материал, включающий в себя:

информацию об объектах предпринимательства, осуществляющих деятельность без разрешительных документов и подключенных к энергоснабжению (в том числе в сфере тепличного бизнеса);

перечень объектов налогообложения, площадью свыше 300 кв. метров, по которым налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется в соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации исходя из кадастровой стоимости;

перечень организаций, с выручкой за 2022 год свыше 100 млн. рублей по основному виду деятельности;

информацию о деятельности оптово-розничных рынков;

перечень предприятий, осуществляющих деятельность в строительной отрасли;

информацию о переплате и задолженности по имущественным налогам в разрезе налогоплательщиков.

В составах зональных рабочих групп собран весь необходимый для достижения поставленных целей функционал органов исполнительной власти республики, территориальных подразделений федерального уровня и органов местного самоуправления.

В бюджеты муниципальных образований Республики Дагестан налоговые и неналоговые доходы за 9 месяцев 2023 года в разрезе зональных групп поступили в следующих суммах:

центральная зона - 1 991,6 млн рублей, исполнение бюджетных назначений за январь-сентябрь 2023 года составляет 88,3 процента (-263,3 млн рублей);

северная зона - 1 402,9 млн рублей, исполнение бюджетных назначений за январь-сентябрь 2023 года составляет 95,2 процента (-71,4 млн рублей);

горная зона - 1 253,7 млн рублей, исполнение бюджетных назначений за январь-сентябрь 2023 года составляет 82,9 процента (-258,1 млн рублей);

южная зона - 1 645,9 млн рублей, исполнение бюджетных назначений за январь-сентябрь 2023 года составляет 87,9 процента (-225,8 млн рублей);

город Махачкала - 2 692,8 млн рублей, исполнение бюджетных назначений за январь-сентябрь 2023 года составляет 92 процента (-235,1 млн рублей).

Согласно оперативной информации, представленной муниципальными образованиями Республики Дагестан из 52 муниципальных образований плановые задания по налоговым и неналоговым доходам исполнены в 15 муниципальных образованиях: в Тарумовскомрайоне – 100,0 проц., г. Каспийске –100,1 проц., г. Кизилюрте – 100,2 проц., Унцукульском районе – 100,2 проц., Акушинском районе – 100,8 проц., Бабаюртовском районе – 101,6 проц., Казбековском районе – 102,3 проц., Хунзахском районе – 103,9 проц., Каякентском районе – 104,0 проц., Сулейман-Стальском районе – 106,6 проц., Сергокалинском районе – 107,4 проц., г. Кизляре –107,8 проц.,Буйнакском районе – 110,9 проц., г. Дербенте – 115,1 проц., Шамильском районе – 115,4 процента.

Неисполнение плановых назначений сложилось в 37 муниципальном образовании Республики Дагестан.

При этом исполнение на уровне менее 60 проц. сложилось в следующих муниципальных образованиях – Курахский район (45,4 проц.), Тляратинский район (45,8 проц.), Бежтинский участок (46,5 проц.), Чародинский район (48,2 проц.), Кайтагский район (53,1 проц.), Кулинский район (53,5 процента).

В структуре собственных доходов муниципальных образований доля налога на доходы физических лиц по состоянию на 1 октября 2023 года составляет 55,0 проц., налога на совокупный доход от занятия предпринимательской деятельностью – 16,2 проц., неналоговых доходов – 13,0 проц. и по имущественным налогам – 6,5 процента.

Согласно информации, представляемой муниципальными образованиями Республики Дагестан в соответствии с формой отчетности №1 «Сводная информация об обследовании объектов предпринимательской деятельности», за 9 месяцев 2023 года обследовано 29 926 объектов, в результате контрольных мероприятий на налоговый учет поставлено 7 849 объектов предпринимательства, что составляет 80,4 проц. от общего количества не состоящих на налоговом учете, по 13 641 объектам составлены протоколы по статье 14.1 КоАП РФ.

Вместе с тем, по информации Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан (далее – УФНС России по Республике Дагестан) по муниципальным образованиям Республики Дагестан из обследованных за 9 месяцев 2023 года в ходе рейдовых проверок 11 190 объектов 6 209 объектов не состоят на налоговом учете и только 3 064 объектов поставлено на учет в ходе контрольных мероприятий, по 2 916 объектам составлены протоколы по статье 14.1 КоАП РФ [4].

Значительный резерв по увеличению налоговых поступлений имеется на рынках.

На территории Республики Дагестан функционируют, в соответствии с информацией, представленной Минпромторгом РД, 46 рынков и торговых домов с признаками рынка, в которых действуют 12 196 торговых мест. Предпринимательскую деятельность на торговых местах осуществляют 6 383 субъекта предпринимательства.

Задолженность по имущественным налогам физических лиц по муниципалитетам республики на 1 января 2023 года составляла 6 321,5 млн рублей, в том числе по транспортному налогу – 4 229,6 млн рублей, по земельному налогу – 1 126,8 млн рублей, по налогу на имущество физических лиц – 965,0 млн рублей.

По состоянию на 16 сентября 2023 года задолженность уменьшилась на 843,2 млн рублей и составила 5 478,3 млн рублей, в том числе по транспортному налогу – 3 725,4 млн рублей, по земельному налогу – 963,5 млн рублей, по налогу на имущество физических лиц – 789,4 млн рублей.

Минэкономразвития РД ежемесячно осуществляется свод представляемой муниципальными образованиями Республики Дагестан и зональными рабочими группами информации в соответствии с формами отчетности, утвержденными распоряжением Правительства Республики Дагестан от 17 апреля 2023 года № 152-р[3].

Подводя итоги по исследованию вопроса регулирования налоговых доходов бюджета Республики Дагестан стоит отметить, что руководству необходимо принять дополнительные меры по прекращению незаконной предпринимательской деятельности крупных высокодоходных объектов, в том числе ресторанов, организаций по оказанию медицинских и косметических услуг, автосервисов, через судебные органы с освещением указанных мероприятий в средствах массовой информации. При этом стоит отметить высокие показатели анализа налогового потенциала региона, который при сравнении с фактическими поступлениями в бюджет региона поможет определить основные пути увеличения налоговых доходов бюджета.

Список литературы

1.Бюджетный кодекс Российской Федерацииот 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 02.11.2023), глава 8 «Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации»;2.Долина О.Н. Государственное регулирование открытости и прозрачности управления общественными финансами в России / О.Н. Долина // Аудит и финансовый анализ. 2015 № 5.С 186-189.

Список электронных ресурсов

3.Официальный информационный портал Министерства экономики и территориального развития Республики Дагестан- (электронный ресурс)URL:http://minec-rd.e-dag.ru(дата обращения 07.11.2023);4.Официальный сайт Управления федеральной налоговой службы по Республике Дагестан (электронный ресурс)URL: https://www.nalog.gov.ru/rn05/apply_fts/ (дата обращения 07.11.2023).5. Официальный портал Министерства финансов Республики Дагестан (электронный ресурс) URL: https://minfinrd.e-dag.ru/otchetnost/ (дата обращения 07.11.2023).

8

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда