{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

EdTech на прицеле: подробности о коллективном иске к GeekBrains от DestraLegal.ru

Новость, которую нельзя было пропустить на прошлой неделе: юридический сервис DestraLegal.ru (топ-100 стартапов России) подал коллективный иск к популярной образовательной платформе GeekBrains. Об этом написали Коммерсант, VC, Adindex, meduza, RTVI, INC, Habr, Право.ru и многие другие СМИ.

В пандемию онлайн-образование набрало огромную популярность, а в 2021 взрывной рост этого рынка продолжился. По данным Smart Ranking, в 2020 году количество учащихся в онлайн-школах, вошедших в топ-10 рейтинга, превысило 9 млн человек, что вдвое больше значения годичной давности. Для сравнения: количество поступивших в ВУЗы России в 2021 году составило 1,2 млн человек.

Как появился коллективный иск

Обратным следствием роста популярности образовательных платформ стали частые отказы студентам в расторжении договоров и возврате средств за услуги. В этой связи выросло и количество претензий к онлайн-школам. Мы в DestraLegal.ru уже давно сделали онлайн-инструмент для решения юридических споров, в том числе для возврата денег за онлайн-курсы. В сервис поступило около 1000 обращений пользователей различных EdTech проектов с запросом на возврат денег за курсы, и этой осенью их количество увеличилось. Отказ в возврате денег за услугу в начале ее оказания противоречит закону о защите прав потребителей. Юристы сервиса заметили, что ситуации повторяются, и есть массовое нарушение прав. А это - классический кейс для коллективного иска.

В Коммерсанте и других СМИ был затронут только один аспект правового обоснования требований к GeekBrains. Мы бы хотели подробнее рассказать, что требуют истцы в коллективном иске, чем мотивированы их требования, и почему .

Почему отказ вернуть деньги противоречит закону

В обоснование отказа GeekBrains ссылаются на два правила своей оферты:

  • Студенту возвращаются 100% стоимости в течение 3 дней со дня покупки; 30% - в течение 14 дней; 15% - в течение 14 - 30 дней; 0%, если с момента покупки прошло более 30 дней;
  • Онлайн-школа оказала услугу в момент предоставления доступа к платформе.

В СМИ было широко освещено, почему первое правило противоречит Закону о защите прав потребителей.

Не менее интересно и второе правило платформы - услуги считаются оказанными исполнителем с момента фактического предоставления пользователю доступа к платформе и курсу. Иными словами, в момент, когда студент получает пароль от личного кабинета, GeekBrains считает, что уже оказал услугу.

Приобретая курс, студент, конечно же, полагает, что покупает современную образовательную услугу. На сайте заголовки обещают обучить новой профессии, дать практические знания за время программы и выдать документ, подтверждающий уровень квалификации. Студент не предполагает, что услуга ограничена предоставлением доступа к платформе - это не соответствует сути образовательной услуги как процесса обучения и не представляет собой для потребителя никакого блага. Даже текст самой оферты указывает на то, что студент покупает “процесс обучения”.

На отношения студента и онлайн-школы распространяется закон об образовании. Он допускает применение в процессе обучения дистанционных образовательных технологий. Как отмечает GeekBrains на своем сайте, школа использует технологии организации учебного процесса:

• онлайн-платформа как совокупность образовательных сервисов;

• вебинары (онлайн режим);

• SCORM-тесты;

• персональное сопровождение обучающихся кураторами Организации;

• индивидуальные образовательные маршруты для ряда программ.

Таким образом, предоставление доступа к платформе - лишь часть учебного процесса, а потому услуга не может считаться оказанной в момент предоставления такого доступа. Впереди еще вебинары, общение с кураторами, выполнение практических работ, получение диплома государственного образца. И это тоже входит в объем оказываемой услуги.

Из анализа положений оферты следует, что GeekBrains оказывает все же образовательную услугу, отказ от которой возможен в любое время с условием компенсации фактически понесенных расходов. При этом размер этих расходов должен быть подтвержден документами, но истцам их не предоставили.

Требования коллективного иска

Все члены коллективного иска заявили требования о возврате неиспользованной части стоимости обучения, о выплате неустойки за неисполнение в срок требований потребителя, штрафа за отказ добровольно удовлетворить требования потребителя в размере 50% от всей взысканной в пользу потребителя суммы, а также требование о компенсации морального вреда.

Когда наша команда юристов заметила, что в большом количестве обращений идентичные требования, мы поняли, что коллективный иск хорошо подойдет для защиты прав пользователей.

Наша миссия - облегчения доступа к правосудию, мы считаем, что отстаивать свои права должно быть просто. Команда Destra будет развивать направление коллективных исков в нашем сервисе и упрощать для пользователей процесс их подачи.

Что дальше

DestraLegal.ru приглашает присоединиться к коллективным требованиям всех, кто так же, как и истцы коллективного иска, купил онлайн-курс в GeekBrains, отказался от обучения и получил отказ в возврате денег. Это поможет изменить рынок образование в лучшую сторону для потребителя. Чтобы присоединиться к иску, необходимо связаться с нами на сайте https://destralegal.ru и рассказать о своей ситуации.

0
67 комментариев
Написать комментарий...
Lena Nexman (UX/UI Дизайнер)

Вы молодцы!
Но...
Как-то давно я писала статью про важность тестирования сайтов на всяко-разных устройствах перед запуском проекта.
Но сейчас я наблюдаю баги даже на своем ноутбуке с обычным Windows с обычным Chrome. Не какая-то экзотика...

Тем не менее:
- Первая же ссылка в футере отдает "Страница не существует" (404)
- Верстка номера телефона сьехала
- Верстка соцсетей сьехала
И как пользоваться, спрашивается?

Ответить
Развернуть ветку
Демьян Федулов

Точно! Сапожник без сапог! Им бы самим купить курс "Как выбрать подрядчика для создания современного сайта"! :-)))
Хотяяяяяяя... Присмотрелся повнимательней - они же из сколково судя по эмблемке. Ну тогда нечему удивляться, все понятно....

Ответить
Развернуть ветку
64 комментария
Раскрывать всегда