Второй коллективный иск к GeekBrains: 102 студента образовательной платформы требуют 25,7 млн рублей

26 июля юридический сервис DestraLegal.ru подал второй коллективный иск к образовательной платформе GeekBrains. Он крупнее первого в несколько раз: в нем принимают участие 102 студента с общей суммой требований 25,7 млн рублей. Требования связаны с отказом онлайн-школы возвращать деньги за курсы при отказе от них в начале обучения.

В декабре 2021 года юридический сервис DestraLegal.ru подал коллективный иск к образовательной платформе GeekBrains в связи с отказом онлайн-школы возвращать деньги за курсы при отказе от них в начале обучения. В нем приняли участие 24 студента. Мы писали подробности об иске в своем блоге в этой статье и о реакции GeekBrains в этой статье. Итогом иска стал возврат его участникам стоимости обучения и выплата неустойки сверху еще до начала судебного разбирательства.

Коллективные иски имеют не только положительный эффект непосредственно для участников, но и в принципе помогают развивать EdTech рынок и делать его цивилизованнее. Так, например, коллективный иск к GeekBrains побудил платформу изменить оферту и удалить из нее те пункты, которые противоречили закону.

Вместе с тем, судебное разбирательство не повлияло на политику компании - GeekBrains продолжили отказывать студентам в возврате средств за обучение. Это послужило поводом для нового более крупного коллективного иска. Обо всем подробнее ниже.

Что с первым иском?

Как мы отмечали выше, участникам первого коллективного иска GeekBrains после подачи иска и до рассмотрения дела судом вернул деньги за обучение, поэтому дело не пришлось рассматривать.

К первому иску после его подачи присоединился 101 студент. В наших планах было присоединение всех новых участников к первому иску. Но так как дело не рассматривалось, мы подали второй иск.

Как получился второй иск?

Несмотря на удовлетворение требований участников коллективного иска, политика компании не изменилась - студенты вновь получали отказы в возврате денег за обучение, что служило поводом для присоединения к иску. Поэтому 26 июля второй коллективный иск был подан в Савеловский районный суд города Москвы.

Он существенно крупнее первого: в нем принимают участие 102 студента образовательной платформы с суммой требований 25,7 млн рублей. В нее включена стоимость обучения пропорционально непройденной части курса, неустойка, моральный вред. Кроме этого, студенты вправе рассчитывать на 50%-ный штраф от всей взысканной суммы в свою пользу. Заявки на присоединение к иску продолжают поступать.

Поменялась ли практика возвратов со стороны GeekBrains?

Символично в дату судебного заседания 12 июля на сайте платформы появилась обновленная оферта. Напомним, что отказы в возврате денег за обучение были мотивированы положениями оферты, согласно которой услуга считалась оказанной в момент предоставления доступа к платформе, а пункт 5.1 Приложения 1 к оферте содержал правило расчета суммы возврата: студенту возвращали 100% стоимости в течение 3 дней со дня покупки; 30% - в течение 14 дней; 15% - в течение 14 - 30 дней; 0%, если с момента покупки прошло более 30 дней. На это GeekBrains ссылались как на основания для отказа в возврате денег за обучение. И несмотря на то, что за наличие пункта 5.1 Приложения 1 к оферте как нарушающего права потребителей онлайн-школа была привлечена к административной ответственности Роспотребнадзором, он повсеместно применялся.

После суда эти положения были удалены из оферты. Вместе с тем, компания не изменила свою политику возвратов - студенты по-прежнему не получают соразмерную часть стоимости курса при отказе от него в период обучения. Мы расскажем подробнее об особенностях новой оферты в следующем материале.

Как присоединиться к коллективному иску

DestraLegal.ru приглашает присоединиться к коллективным требованиям всех, кто так же, как и истцы коллективного иска, купил онлайн-курс в GeekBrains, отказался от продолжения обучения и получил отказ в возврате денег. Это поможет изменить рынок образование в лучшую сторону для потребителя. Чтобы присоединиться к иску, необходимо оставить заявку на нашей платформе для коллективных исков. Мы оперативно направим будущему участнику коллективного иска список документов и сведений для присоединения, направим заявление о присоединении и будем отстаивать право на компенсацию в судебном заседании.

0
58 комментариев
Написать комментарий...
Антон Волков

Destra Legal подает коллективные иски к компаниям Яндекс.Еда, СДЭК, Netflix, Apple и другим популярным сервисам. Успешных коллективных исков в их практике нет. Замахиваются на популярные бренды, но по факту тратят время людей обещая им золотые горы

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Алейник

Антон, спасибо за ваш комментарий. То дело, в статье про который вы оставили комментарий, - пример успешного иска. Компания выплатила участникам деньги, это и есть результат любого суда.

Ответить
Развернуть ветку
55 комментариев
Раскрывать всегда