Тренд на экологичность: каких принципов придерживаются бренды, чтобы не вредить планете

По нарастающей мировой тренд на ответственное потребление перешел из категории grocery-сумок и reusable-стаканчиков для кофе в масштабную оценку покупателями политики ведения бизнеса брендами. Биоразлагаемая упаковка, транспорт с низким уровнем выбросов, экологически чистая еда - потребители призывают бренды взять на себя большую ответственность за окружающую среду и также хотят увидеть процесс этого преображения своими глазами.

В статье рассмотрим, какие эко-инициативы есть у брендов в России и в мире, с каким сложностями они сталкивались на пути их реализации и что нас ждет дальше, в ближайшие 10 лет.

Инициативы лидеров

Контент многих компаний в 2018-2020 стал содержать подробную информацию об устройстве производства, обращении с отходами и условиях, в которых работают сотрудники.

  • В 2019 году компания Apple опубликовала свой 13-ый ежегодный отчёт о достижениях в сфере ответственности поставщиков. В нем компания выделяет самое важное: какие улучшения произошли для сотрудников, как удалось сократить негативное влияние на планету и в каких внутренних направлениях деятельности компании виден прогресс. Компания публикует отчет в открытом доступе, подавая пример другим и призывая делать так же.
  • В компании Amazon в 2019 году появилась серьезная инициатива по привлечению производителей к ответственности. В ней платформа уделяет внимание каждому аспекту - от оптимизации упаковки до вопросов соблюдения прав человека. Основное утверждение - «Мы готовы на большие перемены ради спасения Планеты». И в рамках инициативы Амазон берет на себя обязательство выполнить Парижское соглашение на 10 лет раньше срока, к 2040 году.

Безусловно, такие гиганты и лидеры рынка могут позволить себе публично и масштабно заниматься решением вопросов устойчивого развития. Но, например, малый бизнес в менее прогрессивных странах сталкивается с рядом сложностей при движении в сторону экологически ответственного производства.

Какие сложности есть у бизнеса

Существуют критерии оценки экологичности предприятия, которые описывают весь процесс жизнедеятельности продукта - от материалов до генерируемых отходов и выбросов. Безусловно для каждого производства они соблюдаются на каком-либо уровне, но точно не на максимально возможном. К этому просто никто не стремился раньше, так как основной целью бизнеса была и остается прибыль, а вопросы этики стоят на втором месте.

Для внедрения изменений нужны специалисты как по привычному узкому профилю, например по логистике, так одновременно и консультанты по вопросам экологического соответствия стандартам.

И такие специалисты действительно необходимы, ведь устойчивость подразумевает полную ответственность за произведенный товар: от сырья до утилизации.

Кратко о том, что оценивается на 1 единицу продукции:

  • Качество материалов;
  • Количество материала;
  • Расходуемое количество воды и электроэнергии;
  • Сколько часов работает оборудование;
  • Сколько часов работает специалист;
  • Состав и количество отходов.

Помимо этого есть общие параметры для предприятия:

  • размер территории и помещения,
  • общий расход электричества,
  • используется ли что-то повторно,
  • есть ли свой транспорт для логистики,
  • число грузоперевозок в день,
  • качество автомобилей с точки зрения выбросов СО2.

Для оптимизации каждого из процессов необходимо привлечение специалиста, анализ текущей ситуации и планирование изменений.

В России прогнозированием специальностей будущего занялся фонд WWF совместно с альманахом «Атлас новых профессий».

В их списке можно заметить большое количество приставок эко- к уже знакомым профессиям, а также общий акцент на профессии в сфере экологии и защиты природных ресурсов.

Бизнесы, которые только начинают свою деятельность в 2020, имеют возможность сразу присмотреться ко всем важным параметрам и сделать с нуля так, как нужно. Тренд на ответственность производителя будет развиваться в ближайшие 10-15 лет и нельзя сказать, что время и средства на оптимизацию своего предприятия будут потрачены зря.

Для аудитории производитель с продуманной и прозрачной моделью ведения бизнеса будет более привлекательным - лояльность будет расти естественным путем. И сам контент, который раскрывает сложные механизмы простым и понятным языком, будет привлекать внимание и вовлекать с новой силой уже существующих покупателей бренда.

Кто они - герои нашего времени?

Примеры подобной ответственной модели ведения бизнеса уже есть в России, и с некоторыми из них удалось познакомиться поближе.

Запустившийся в середине 2017 года сервис доставки еды в Москве Кухня на районе, перешел на новый уровень взаимодействия с окружающей средой:

  • в мае 2019 ввели опцию отказа от одноразовых приборов в приложении;
  • за 2019 год изменили несколько раз стратегию с пакетами, пока не нашли оптимальную - пакет компактный и из перерабатываемого материала;
  • в декабре 2019 ввели возможность вернуть пластиковые контейнеры вместе с пакетами за небольшую оплату обратно, для последующей переработки и повторного использования.

Почему и что сподвигло их на такие перемены, рассказала Алина Лихачевская, руководитель направления «Устойчивое развитие» Кухни на районе.

Почему Кухня на районе стала двигаться в эко-направлении?

«Идея переработки возникла благодаря нашим пользователям и постоянным клиентам. Нам начали активно писать в поддержку о том, сколько пластика мы генерируем – это был призыв к действию. Мы посчитали, сколько пластика останется после Кухни через год – сумма составила более 100 тонн в месяц. Эти подсчеты подтолкнули на серьезные действия».

Как удалось так быстро внедрить все те нововведения, которые мы видим и используем сейчас, ведь проект молодой, а уже такие перемены?

«Со стороны это может казаться быстрым нововведением, но за ним стоит большая работа команды, подготовка шла почти год.

В самом начале у нас в Кухне еще не было конкретного понимания, какое решение необходимо внедрить. Мы рассматривали разные варианты: например, оборотную многоразовую тару, когда еда приезжает к пользователю в контейнере, а он его возвращает. Но с нашей моделью бизнеса внедрить такую систему было невозможно.

Тогда мы задумались о переработке – почти год продумывали всю цепочку от унификации нашей упаковки до контрактов с операторами вывоза отходов. А когда окончательно убедились в том, что процессы налажены, то запустили бета-тестирование эко-программы.

Чтобы пользователю Кухни сдать упаковку на переработку, нужно сделать три простых действия:

  • помыть посуду и сложить в пакет Кухни;
  • при следующем заказе нажать кнопку “Вернуть упаковку” в приложении в корзине;
  • передать упаковку курьеру, когда он отдаст пользователю следующий заказ.

Курьер отвозит упаковку обратно на кухню и кладет в промаркированный контейнер для вторсырья. Каждый день вся сданная упаковка собирается и отправляется на сортировочную линию. Там она разделяется по фракциям — бумага, пластик нескольких видов — и далее отправляется на переработку».

Есть ли изменения в показателях лояльности аудитории и отдаче - много ли стали сдавать/отказываться от приборов, может быть чаще стали благодарить? Какие тренды в поведении пользователей после всех преобразований?

«По показателям отказа от приборов процент значительно увеличился. Если до ввода программы 10-15% клиентов не клали приборы к заказу, то сейчас это уже больше 45% аудитории. И мы в Кухне активно призываем клиентов не добавлять приборы в корзине, если это действительно не нужно.

В первый день запуска экопрограммы Кухни (а он состоялся 25 декабря, как раз в преддверии Нового года) нам поступили сотни восторженных отзывов от клиентов. Люди выкладывали фото в сторис, писали развернутые посты на Facebook, некоторые даже называли нас «проектом года». Причем мы не готовили для запуска “охватных” публикаций — первые люди узнали о запуске программы из текста на пакете, в котором приехал заказ.

25 марта Кухня подводила промежуточные результаты программы. За 3 месяца нам вернули упаковку почти 30 тысяч раз – примерно 4% от всех заказов за этот период. А еще мы собрали 88,7 тысяч рублей для фонда WWF России и сделали хоть и небольшой, но очень важный вклад в охрану окружающей природы. Мы от Кухни добавили к этой сумме еще немного и перечислили 300 000 рублей на проект помощи зубрам.

Сейчас в связи с карантином Кухня временно приостановила возврат упаковки, чтобы обезопасить наших сотрудников и клиентов. Но мы призываем пользователей собирать и хранить использованную упаковку – как только мы вернемся в штатный режим работы, то обязательно заберем все накопившиеся контейнеры и передадим на переработку».

Планируете ли показывать свои механизмы обращения с отходами? Именно прозрачно о судьбе контейнеров и пакетов?

«У нас была идея снять развернутое понятное видео о том, какой цикл проходит наша упаковка — от создания до переработки во вторсырье, из которого потом произведут новые товары. Мы запустили этот процесс, но карантин изменил наши планы. И пока весь мир на паузе, мы используем это время, чтобы провести работу над ошибками и посмотреть, какие процессы можно еще усовершенствовать.

Сейчас мало кто умеет доступно и эффективно транслировать идеи осознанности и экологичности так, чтобы мотивировать людей включиться в этот процесс. Поэтому важно рассказывать не только о том, почему мы это делаем, но и о том, как. Другие могут вдохновиться нашим примером и запустить что-то свое. Так в мире станет больше осознанных бизнесов».

Как это все влияет на прибыль/расходы, приходится ли чем-то жертвовать?

«Для Кухни экологизация довольно органично встроилась в процессы и практически не создает дополнительной нагрузки на бизнес. Райдеры после каждого заказа возвращаются обратно на кухни, поэтому захватить по пути пакет с упаковкой не сложно.

С 1 января все бизнесы обязаны устанавливать контейнеры для раздельного сбора отходов и платить операторам за их вывоз, так что мы бы тратили на это деньги в любом случае. Безусловно, если бы все 100% клиентов включились в инициативу и начали возвращать упаковку, это бы значительно сказалось на нашей работе, но пока мы к этому стремимся.

В некотором смысле, благодаря эко-программе мы даже сократили издержки. В процессе подготовки к запуску возврата упаковки нам нужно было ее унифицировать, чтобы как можно больше видов контейнеров поддавалось переработке. Одним из побочных эффектов оптимизации стало то, что мы почти в 2 раза снизили расходы на упаковку. В разрезе бизнеса это экономия сотен тысяч рублей в месяц.

Безусловно, чтобы это произошло, должны были сойтись сразу несколько факторов. Но мы в Кухне хотим обратить внимание индустрии на то, что экология — это не всегда дорого и сложно».

Есть молодые предприниматели, которые даже в одиночку не боятся браться за такие сложные темы, как устойчивость. Дизайнер Буляш Тодаева, основатель Sustainable Design Studio, изначально вдохновлялась идеей устойчивого производства и начала свой бизнес именно с этого. Сейчас у нее есть небольшая студия в Москве, где она перерабатывает определенные виды пластика и создает новые продукты из вторичного пластика. Ниже вы найдете примеры её работ. В своем интервью она с радостью поделилась опытом и знаниями.

Фрагмент переработанного и спрессованного пластика.​Его можно использовать в различных декоративных целях и отделочных работах.

Почему ты занялась переработкой в таком именно буквальном смысле? Не было ли страшно, и что тобою двигало?

«Всё началось с учебного проекта, который объединял в себе темы робототехники и сортировки отходов. Собирая информацию об автоматизации процессов, я предположила, что было бы здорово иметь роботизированную систему для сортировки отходов с помощью QR-кодов. В процессе исследования я нашла столько информации, что стало необходимым расширить границы анализа.

Все решения, которые могли бы быть внедрены в существующую модель сортировки в России, казались слишком трудоемкими для реализации в ближайшие года, и я решила двигаться небольшими шагами к глобальному, начав с переработки пластиковых отходов. На этапе исследования темы я начала тотально придерживаться философии zero waste - отказалась от одноразовых предметов в быту в пользу многоразовых альтернатив. Это помогло мне посмотреть на все свежим взглядом, откатив понятие «мусор» до версии «упаковка», а затем и вовсе до первоначального – “материал”. Я запланировала создать единое решение для всей проблемы неустойчивой утилизации, для начала сфокусировавшись на переработке».

Сиденье табурета сделано из переплавленного и спрессованного пластика.

Что необходимо знать на старте и к чему себя готовить при работе в безотходной модели? Что здесь является наиболее сложным?

«Понятие модели устойчивости очень обширно. Что касается бизнеса в этой сфере, то это подразумевает под собой создание не только продукта, но и “экосистемы” вокруг него. Начиная от вопросов логистики и материалов, заканчивая тем, насколько комфортно живут и работают люди, которые производят закупаемое вами сырье.

Я уверена, что изначальное проектирование какого-либо объекта или процесса с учетом минимизации воздействия на окружающую среду – не очередной громкий заголовок, это реальность, которая предполагает немедленное изменение как наших каждодневных бытовых привычек, так и внедрение эколого-экономической модернизации на предприятиях.

На первый взгляд кажется, что учесть всё просто невозможно, но при изучении темы глубже становится понятно, что, например, внедряя переработку своих отходов на своем же производстве, вы значительно оптимизируете процессы, сохранив полезный ресурс у себя. Экономика замкнутого цикла призвана бороться с истощением природных ресурсов, но сегодня мы до сих пор живем со спросом на первичное сырье. Одна из моих целей - показать гибкость и применимость вторичного».

Кто тебя вдохновлял?

«Вдохновляют люди, которые уже сегодня сортируют дома отходы и отказываются от бездумных покупок, показывая то, что любой может пересмотреть свои взгляды, чтобы жить завтра в другом, более ответственном мире.

Открытый проект Precious Plastic, как пример социального дизайна, стал отправной точкой – я собрала измельчитель и начала эксперименты с обработкой фрагментов пластиковых отходов. Мой опыт в промышленном дизайне дал мне возможность использовать эти аналоги недоступного заводского оборудования в новом формате.

​Цветная мозаика, сделанная из переработанного пластика, собранная в единое покрытие. Его можно использовать в различных декоративных целях и отделочных работах.

Вдохновляют те, кто исследует полимеры – как их сделать действительно разлагаемыми, или те, кто распространяет информацию об изменении климата и выводит эту тему на общие обсуждения, выходя за рамки эко-комьюнити. Вдохновляют те, кто действует сам, а не ждет изменений от других».

Два примера современного, разного по масштабу и концепции бизнеса в России, которые уже на первых этапах своей жизни делают поправку на экологию. Важное и общее в этих двух случаях:

  • физическое действие в сторону улучшений;
  • стремление к мотивации и вдохновению своим примером.

Выводы: что будет дальше

Во всем мире бренды делают шаги навстречу искренности и прозрачности в ведении своих дел. Это помогает не только оптимизировать производство, но и повышать лояльность, привлекать новую прогрессивную аудиторию.

Бизнесы смотрят друг на друга, взаимодействуют со своим покупателем, и именно это помогает понять, чего же мы по-настоящему хотим. Вполне вероятно, что сближение бизнеса и конечного покупателя будет только прогрессировать.

Основные принципы, которых бренды могут придерживаться:

  • Открытость - постепенная, но неминуемая;
  • Просвещение - пояснять и заинтересовать;
  • Честность - бывают и победы, и промахи, ими нужно делиться.

Добиться изменений можно привлечением экспертов в области экологии для оптимизации бизнес-процессов и минимизацией урона от своего производства уже сейчас, своими силами.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Элина Бажаткова

Очень надеюсь, что ещё больше людей захотят измениться после прочтения!

Ответить
Развернуть ветку
Anna Aprelskaya
Автор

Спасибо, Элина, я тоже! И еще больше бизнесов)

Ответить
Развернуть ветку
Антон Климин

Отличный материал! Продолжай в том же духе! :)

Ответить
Развернуть ветку
Anna Aprelskaya
Автор

Благодарю)

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Бачинская

Дорогая Анна, большое спасибо за статью. "Бизнес и Общество" (www.b-soc.ru) специализируется на ткмах КСО, УР, сой. парнёрство, обобщает материалы на эту тему. Позвольте опубликовать часть вашей статьи со ссылкой на первоисточник? 

Ответить
Развернуть ветку
Anna Aprelskaya
Автор

Конечно публикуйте)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда