Почему пытаешься сделать стартап, а получается микрап?
Предприниматели рано или поздно задаются вопросом масштабирования. Многим предприятиям не суждено быть большими и масштабируемыми по их ДНК, и они так и остаются «микро-бизнесом». Давайте разберемся с какими ограничениями может столкнуться компания, способах масштабирования и классификации бизнес-моделей. По пути ответим себе на 2 важных практических вопроса-задания.
Узкие места в бизнесе
Свел известные мне ограничения в 2 категории:
- Люди
- Бизнес-модель
Люди
Какой-бы гениальной не была бизнес-идея, её должен кто-то реализовывать. Человеческий фактор может стать первым бутылочным горлышком проекта.
Личность предпринимателя
Предприниматель может стать заложником своей гениальности.
Например, Юрий Дудь — топовый блогер. Сам проект очень успешен: миллионы просмотров, рекламные коллаборации с крупными брендами. Создание контента весьма дешево — 3 камеры, 4 стены, и небольшая съемочная группа. Формат интервью прост — не нужно каждый раз что-то выдумывать. Самого Юрия можно назвать продюсером — какого бы гостя он не позвал, или какую тему не поднял, популярность обеспечена, как например с ростом продаж ВИЧ-тестов после выпуска про ВИЧ.
Но, убери Юрия — и все, бизнес заглохнет. Пусть основа здесь — рекламная модель, по факту — это продажа личного времени основателя, пусть и дорого. В этой модели есть «стеклянный потолок» в виде ограниченности личного времени.
Какой выход нашел Юрий Дудь?
- Как и многие селебрити, он начал продавать мерч — некий тиражируемый продукт, который ассоциируется со звездой, но не связан с затратами личного времени.
- В качестве исторического примера тиражируемого продукта приведем кино. До него люди ходили только в театр, что позволить себе могли далеко не все зрители. Возможность снять на пленку замысел авторов и показать миллионам привлекла интерес не только предпринимателей, но и правительства разных стран в целях пропаганды.
- По той же схеме создаются и популярные инфо-продукты, например «Product University» Аркадия Морейниса или «Предназначение» Павла Кочкина.
Владелец лично обслуживает клиентов или занимается операционкой
Бизнес зарабатывает на продажах, а тратится на предоставлении услуг. Если основатель занимается работой с клиентами, то он бОльшую часть времени тратит на расходы для бизнеса.
Предприниматель должен быть капитаном корабля, который находится на верхней палубе в рубке и управляет курсом, планирует стратегию движения. Если он все время проводит около топки, подкидывая уголь, или контролирует чтобы все гости лайнера довольны — такому судну не избежать встречи с айсбергом.
Когда был на конференции AmoConf, услышал от Оливера Хартманна такую классификацию открывающихся компаний:
- Старт-ап — временная организация в поисках прибыльной идеи
- Масшт-ап — компания в поиске масштаба
- Микр-ап — сам себе предприниматель, который не занимается масштабированием
- Фак-ап —:)
Многие предприниматели могут иметь прибыльный «микрап», бегая как белка в колесе.
Когда я вижу в Европе небольшие уютные кафешки, в которых обслуживанием занимается владелец — понимаю, что такой бизнес никогда не масштабируется даже до размеров города.
Или например, у меня есть знакомый кинезиолог (специалист по работе с мыщцами), который стал очень востребованным, и не успевает работать со всеми клиентами. Пока он выходит из положения повышая стоимость сеанса, но здесь все равно есть предел — 5000 за 45 минут сеанса — немаленький средний чек даже для Москвы, а значит размер аудитории сужается.
Какой еще может быть выход?
- Находить тех, кто будет предоставлять продукт, и обучать
Снижать затраты ресурсов на обслуживание
Продукт сложный для предоставления обычными людьми
Вы создаете интеллектуальный творческий проект. Примеры:
- Продажи и маркетинг
- Творчество: кино, дизайн, музыка
- Проектирование чего-то нового
И вы сталкиваетесь со сложностью делегирования задач, так как клонировать себя не можете, а квалифицированных кадров не хватает.
Примеры простых задач:
- Сборка iPhone на конвейере
- Приготовление фастфуда из полуфабрикатов
- Обслуживание покупателя кассиром
Что можно сделать?
- Упрощать продукт / предоставление услуги. Декомпозировать так, чтобы люди средней или низкой квалификации могли выполнять работу
Отдавать сложные процессы партнерам
Зависимость от размера команды
Мы консалтинговое агентство и научились делегировать задачи сотрудникам. Цена консалтинга 200.000 руб. Сотрудник проводит 2 таких консалтинга за месяц, итого 400.000 руб. Чтобы стать крупным бизнесом, понадобится 170 млн / 0,4 млн = 425 человек. И 850 (!) проектов в месяц. Получается жесткая привязка роста выручки к росту команды. Даже не говоря о возможности найти столько клиентов, здесь мы упираемся в систему управления людьми, падение качества и нехватку кадров.
Возможные выходы:
- Прирост средней выручки на сотрудника
- Создавать производственный актив, делающий предприятие эффективным и уникальным
- Делать франшизу
- Создавать «бирюзовую» организацию без промежуточного менеджмента, повышая ответственность каждого сотрудника и снижая затраты на ФОТ, как мною любимые Mindbox или Вкусвилл
Бизнес-модель
Проанализировали проблемы, упирающиеся в людей. Давайте взглянем на ограничения бизнес-модели.
Индивидуальные решения под клиента
У нас небольшое производство мебели под заказ. Мы создаем уникальные изделия под старину.
Или мы ИТ-компания, занимающаяся заказной разработкой сайтов.
Каждый проект уникален, требует экспертизы и времени. Здесь упираемся в стоимость, длительность и сложность ручного труда.
Решение:
- Вкладывать интеллектуальные ресурсы в создание системы производства и распространения. Именно поэтому сейчас все больше ИТ компаний хотят создавать свои продукты. Например, тот же Mindbox начинал с заказной разработки для JTI, и лишь потом вырос до SaaS маркетинговой платформы.
Ограничения пропускной способности точки
Если офлайн точка успешна, может столкнуться с этим. Наверное вы сталкивались с этим: приходишь в ресторан — нет мест, в кинотеатр — нет билетов на сеанс, в салон красоты — запись на 2 недели вперед, и тд.
Выход:
- Открытие новых точек
- Возможность брать еду с собой / получать услугу удаленно
- Не раздавать wi-fi, делать неудобную мебель, включать быструю музыку, намекать «что еще закажете?» — ускоряет оборачиваемость места (но и превращает в фастфуд)
«Типичная» бизнес-модель для рынка
Бывает, для того, чтобы стать крупным игроком или лидером на рынке, нужно выйти на него с кардинально другой бизнес-моделью. 10 лет назад в России существовали десятки таксопарков, но ни один из них не был явным лидером. Создав агрегатор такси, Яндекс за несколько лет стал лидером индустрии.
Резюмируя
Пути кратного роста масштабирования для бизнеса:
Упрощать и делегировать сложные задачи, автоматизировать их
- Делать отчуждаемый продукт
- Искать кратные точки роста
- Менять бизнес-модель
Какие есть «узкие места» в вашем бизнесе? Что может его кратно масштабировать?
Виды бизнес-моделей
Интересным и полезным упражнением с целью поиска точек роста послужит применение к вашему бизнесу разных бизнес-моделей.
Приведу классификацию моделей Майкла Раппа (профессор Университетма штата Северная Каролина) с примерами:
1. Прямые продажи / Торговля
Покупаем товар или услугу дешевле, продаем дороже.
Дистрибьютор: Ozon, Amazon, iTunes
- Опт и Розница: М-Видео
2. Рекламная
Привлекаем аудиторию, а потом перепродаем ее рекламодателям за бОльшую стоимость.
- Контекстная / поведенческая реклама: Яндекc, Google
- Таргетинг: Вконтакте, Instagram
Доски объявлений: Avito, Авто.ру
- Порталы: Lenta.ru, Mail.ru
- Медиа-площадки: РБК, Woman.ru
- ТВ, радио: СТС, Максимум
- Перед контентом: Youtube
3. Производство
Добываем сырье или информацию, преобразуем и перепродаем дороже.
- Apple, Ford, Фосагро, Sreda
4. Площадка / Брокер / Транзакционная
Сводим покупателей с продавцами и зарабатываем на комиссии с продаж, либо берем деньги за размещение.
- Площадки: Avito, Profi.ru, KickStarter
- Брокер: БКС, Freedom Finance
- Аукционный брокер: Яндекс, Ebay
- Виртуальный рынок: Amazon, Wikimart
Инфо-портал: Из рук в руки
- Платежный: Visa, Qiwi
5. Инфо-посредник
Собираем информацию для дальнейшего использования или продажи.
- Рекламная меть: РСЯ
- Рыночные исследования: Nielsen
- Стимулирующий маркетинг (Программы лояльности): CoolSavings
6. Сообщество
Собираем группу людей/базу клиентов и затем монетизируем ее, через рекламу, продажи продукции, привилегий и тд.
- VK, Patrion
7. Партнерство
Привлекаем трафик партнерам, обмениваемся услугами.
- CPA-сети, партнерские программы: AdmitAd
8. Подписка
Даем продукт в пользование за небольшие регулярные платежи.
- SaaS: AmoCRM, Mindbox
- Freemium Saas: Dropbox, Evernote
- Контент: Ivi.ru
9. По потреблению
Антипод подписки — плата за фактически потребленный трафик, контент и тд.
- ЖКХ, Электричество
Какие бизнес-модели применимы к вашему бизнесу и создадут дополнительные источники монетизации?
Подведем итоги
Чтобы вырасти из «микро» бизнеса, придется меняться. Может потребоваться развивать процессы, людей и бизнес-модель. Поможет анализ текущей и применимой новой модели монетизации.
Материалы по теме:
Книги:
- Ив Пинье: Построение бизнес-моделей
- Оливер Гассман: Бизнес-модели (55 лучших шаблонов)
- Майкл Рапп: Классификация бизнес-моделей
Блоги:
- Daily10 Алексей Черняк
- Антон Ельницкий
- Венчурный акселератор