«Принимая участие в разработках планов выхода проектов из кризисных ситуаций, команда PM Excellence неоднократно сталкивалась с очень странной картиной: заказчик, заинтересованный в реализации проекта в срок, становится «заложником» подрядчика, который в начале месяца по сути ставит заказчика перед фактом того, какие работы он выполнил и планирует выполнять.
На вопрос, почему у заказчика нет долгосрочного плана, которому подрядчик обязан следовать, заказчик отвечает: «Подрядчик заинтересован успеть в срок, чтобы не платить штраф за просрочку. По условиям договора у него нет обязательств отчитываться в нашем формате. В случае срыва финального срока, он будет должен заплатить крупный штраф».
При подобном развитии событий вероятность срыва сроков проекта очень велика. Ведь по сути заказчик не имеет возможности осуществлять регулярный мониторинг, оценивать риски, оперативно влиять на ситуацию, которая полностью отдается на откуп подрядчику. И проблема часто даже не в желании или нежелании подрядчика успеть выполнить работы в срок, а в том, что подрядчик оперативно выполняет самые «дорогие» для себя работы по договору (там, где относительно небольшими силами можно выполнить большой объем), оставляя «дешевые» на потом. И когда подходит очередь выполнять данные «дешевые» работы, подрядчик оставляет на них ограниченный ресурс, направляя основные силы на другие проекты. Иногда недобросовестные подрядчики учитывают будущие штрафы за срыв сроков как плановый убыток, понимая, что удастся его компенсировать интенсификацией работ на других проектах. В результате все риски ложатся на заказчика, который получает результаты проекта позже запланированного срока и, как следствие, позже начинает получать возврат инвестиций.
Как снизить риски срыва сроков проекта из-за вышеобозначенных причин? Необходимо сделать несколько обязательных шагов.
1. На стадии отбора подрядчика указать требование: разработать верхнеуровневую календарно-сетевую модель с обязательной детализацией в случае подписания договора (требования к уровню детализации модели также должны фиксироваться в договоре).
В ходе отбора у подрядчика может не быть данных для формирования детальной календарно-сетевой модели, но он должен продемонстрировать понимание порядка выполнения работ (виды работ, их длительность, технологические зависимости, контрольные точки и т.д.). Данная модель не должна быть неизменной – впоследствии в ходе детализации будут уточнения.
2. Выбранный подрядчик должен разработать календарно-сетевую модель 3 уровня (как минимум) и согласовать ее с заказчиком. Прописать в договоре требования к отчетности по проекту.