{"id":14273,"url":"\/distributions\/14273\/click?bit=1&hash=820b8263d671ab6655e501acd951cbc8b9f5e0cc8bbf6a21ebfe51432dc9b2de","title":"\u0416\u0438\u0437\u043d\u044c \u043f\u043e \u043f\u043e\u0434\u043f\u0438\u0441\u043a\u0435 \u2014 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b \u0440\u044b\u043d\u043a\u0430 \u043d\u0435\u0434\u0432\u0438\u0436\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Особенности разработки приложений для сферы фудтех в 2023 году. Как создать IT-продукт, сэкономив время, деньги и нервы

Особенности разработки приложений для сферы фудтех в 2023 году. Как создать IT-продукт, сэкономив время, деньги и нервы

В эпоху кризиса бизнес все больше опасается вкладывать денежные средства в разработку IT-продуктов, однако, если говорить о сфере фудтех, все становится немного проще.

Еда – это продукция постоянного спроса, а, значит, даже в кризис люди будут ее потреблять. Другое дело, что и конкуренция в данном сегменте постоянно растет – потребитель требует доступного питания в кратчайшие сроки.

Таким образом, все заведения или сервисы общественного питания вынуждены обращать внимание на развитие технологий и их их непрерывное внедрение в цепочку «потребитель – ресторан».

В данной статье я расскажу о разработке приложений для ресторанов, о рынке фудтех в целом и, конечно, о том, что стоит внедрят современным рестораторам, чтобы побеждать в конкурентной борьбе.

Фудтех в России «на пальцах»

В данной статье я не буду углубляться в пищевую промышленность или управление отходами, а больше поговорю о таких направлениях, как доставка еды, программное обеспечение для автоматизации ресторанов, а также о сервисах и приложениях для гостей.

«Эра онлайна» уже наступила, а, значит, рестораны и магазины, которые еще не осуществляют доставку продукции, явно отстают от своих конкурентов. Более того, современный потребитель стал менее лоялен и, если продукция не соответствует заявленному качеству, он сразу меняет ресторан/магазин.

Поэтому перед представителями индустрии встает 2 вызова: увеличить скорость и доступность обслуживания, а также обеспечить высокое качество.

Для удовлетворения этих вызовов, российский фудтех предлагает:

  • Маркетплейсы еды

Площадки, где рестораны могут оперативно взаимодействовать со своими клиентами. Рестораны таким оразом экономят на маркетинге, а маркетплейсы получают свою комиссию.

Однако, такой формат сотрудничества не всегда выгоден ресторанам, так как последние, во-первых, теряют часть прибыли, во-вторых, не формируют собственную базу клиентов, а, в-третьих, сильно зависят от работы каждого маркетплейса (в техническом и экономическом плане).

  • Облачные продукты

Здесь имеются ввиду готовые мобильные приложения для ресторанов или иное программное обеспечение. Такие продукты – это настоящая находка для небольших предприятий общественного питания. За доступную абонплату последние могут использовать весь необходимый функционал для организации собственной доставки или автоматизации процессов.

Минусы тут также очевидны. Прежде всего, полная зависимость от разработчика, ограниченный функционал и, конечно, сложность адаптации под собственные процессы.

  • Агрегаторы доставок

Менее популярный способ организации доставки в России. Самый известный игрок здесь – это гигант Яндекс Лавка, однако спрос на подобное программное обеспечение все равно сильно превышает предложение. Смысл в том, что предприятию общественного питания не нужно заниматься организацией доставки, он приобретает специальную технологию (отлаженный процесс) и оперативно внедряет ее в свои бизнес-процессы.

Минусы также очевидны – недостаточность предложений, зависимость от разработчика, комиссии.

  • Маркетплейсы логистов

На мой взгляд – это бизнес будущего. Как я писала выше, в России все еще недостаточно курьерских компаний, поэтому выбора то особо и нет, а вот, например, в США предприятия общественного питания могут выбирать из 8-9 курьерских служб. И в такие моменты маркетплейсы логистов становятся идеальным решением, благодаря которому рестораны или представители сферы ритэйл могут оперативно подбирать подрядчиков и возложить ответственность за качество их работы на маркеплейсы.

Минус тут только один – необходимость платить повышенную комиссию: и курьерской службе, и самому маркетплейсу. Однако, последний выбирает самые лучшие предложения по организации доставки, а, значит, в итоге условия могут быть более привлекательными.

  • Программное обеспечение для аналитики процессов

Данное направление набирает все большую популярность, так как качество предоставляемой продукции все больше заботит потребителей. Типичная ситуация для ресторана, когда повар не докладывает ингридиенты для собственной выгоды, а ресторан при этом получает недовольного клиента и плохой отзыв.

Для решения данных проблем, а также контроля работы поваров разрабатывается специальное программное обеспечение. Об одном из них мы писали в своем кейсе.

Минусы в том, что в настоящий момент такие решения – это больше кастомная разработка, что дорого и долго. Однако те рестораны, кто озадачился таким вопросом сейчас, в ближайшие пару лет уйдут далеко веред конкурентов.

  • Программное обеспечение для аналитики курьеров

Мир стремится к сверхбыстрой доставке, а это значит, что любые промедления со стороны курьеров – это удар по репутации заведения. Раньше споры о том, кто виноват в задержке товаров вызывали недоумение, однако сейчас, используя автофиксацию прихода курьеров, можно сразу же понять, кто виноват: курьер или ресторан. Данное решение обязательно для брендов, использующих стороннюю доставку.

Минус в том, что данное программное обеспечение также придется разрабатывать самостоятельно и внедрять в свою IT-инфраструктуру, а это опять же дорого, однако в долгосрочной перспективе приносит прибыль и экономит издержки.

  • Виртуальные бренды

На самом деле, модель не новая, однако сегодня она получила «второе дыхание». Виртуальный бренд предполагает, что ресторан отдает приготовление блюд на аутсорс.

Простой пример: в ресторане загрузка всего несколько часов в день, остальное время мощности простаивают, поэтому он готов взять на себя приготовление еды на доставку для другого ресторана и направлять блюда через курьерские службы потребителям.

Это как бы мини-франшиза, где ресторан – франчайзи просто получает процент с продаж и комиссию за предоставление бренда.

Как мне кажется, очень интересная модель бизнеса, однако до того момента, пока агрегаторы ее не «заграбастают», поэтому тут нельзя медлить с разработкой мобильных приложений.

Почему рестораны становятся фудтех компаниями?

Выше мы рассмотрели основные фудтех продукты России, существующие в 2023 году, теперь же мне бы хотелось обратить особое внимание на ресторанную деятельность.

Как я уже писала, сегодня нельзя быть просто оффлайн рестораном, не использующим автоматизацию. Чтобы выиграть конкурентную борьбу, нужно быть быстрыми, предоставлять качественную еду и отменный сервис.

Именно поэтому предприятия общественного питания все чаще инвестируют в кастомную разработку мобильных приложений для андроид и телефонов марки iphone или иного программного обеспечения.

Давайте выделим преимущества, которые получают рестораны, инвестируя в разработку программного обеспечения:

  • Сокращение времени приготовления и доставки блюд;
  • Повышение уровни лояльности клиентов;
  • Формирование собственной базы клиентов;
  • Увеличение среднего чека;
  • Избавление от воровства со стороны сотрудников;
  • Сокращение текучки кадров;
  • Быстрая адаптация новых сотрудников;
  • Удобный и точный учет;
  • Контроль и оптимизация закупок;
  • Увеличение прибыли и сокращение издержек.

Важно отметить тот факт, что собственные разработки помогают ресторанам заметно экономить на комиссии и использовать технологии более эффективно. Поэтому многие игроки рынка уже активно внедряют IT-продукты. Это привело к тому, что агрегаторы доставки потеряли до 55% прибыли за год, в то время, как собственная доставка выросла до 46% (иссл. Sberbank CIB). Иными словами те, кто озадачился разработкой приложения для кафе и ресторанов увеличивают прибыль и базу клиентов.

Более того, если обратится к финансовой модели, то комиссия агрегаторов составляет примерно 20%, рентабельность опускается до 15-25%, а маркетинговые результаты примерно равны 0. Следовательно, в конце-концов агрегаторы приносят только убытки и зависимое положение (из интервью Федора Овчинникова, основателя «Додо Пиццы»).

Из всего вышеизложенного следует, что в будущем рестораны будут больше уделять внимание кастомным разработкам и создавать собственную IT-инфраструктуру.

Кстати, по поводу кастомной разработки систем автоматизации ресторана и о результатах их внедрения, можете почитать в данной статье.

Ниже же хочу остановиться на разработке мобильных приложений для ресторанов. Так как это наиболее популярный запрос в нашей практике.

Создание приложения для ресторана – с чего начать и сколько стоит?

Если то, что я описала выше, пусть вас и не убедило, но заставило всерьез задуматься о разработке мобильного приложения для ресторана, то ниже я расскажу о том, с чего стоит начать, да и стоит ли вообще.

Прежде всего напомню, что, любая цель должна оправдывать средства. Если ваш бизнес – это уютная кофейня возле дома низкого ценового сегмента и ваши посетители — сотрудники близлежайшего офиса, то разработка мобильного приложения едва ли является первостепенной задачей.

А вот если у вас несколько ресторанов, вы много работаете с доставкой и боретесь за каждого клиента, то собственный IT-продукт может существенно улучшить ваши финансовые показатели.

С чего начать разработку мобильного приложения для ресторана?

Здесь все достаточно просто. Нужно:

  • Изучить конкурентов и их решения;
  • Внимательно изучить отзывы вашей целевой аудитории об имеющихся приложениях;
  • Почитать статьи наподобие этой, чтобы выделить основные тренды фудтеха;
  • Просчитать финансовую модель.

Сколько стоит разработка мобильного приложения для ресторана?

И сразу же остановимся на стоимости, ведь, как я уже говорила, цель должна оправдывать средства. Вы должны понимать, что, используя собственное приложение доставки, вы можете экономить примерно 20% с каждого заказа. Следовательно, если ваш средний чек 1000 рублей, то с каждого заказы вы экономите 200 рублей. Так, чтобы сэкономить 1 000 000 рублей, вам нужно будет сделать 5 000 заказов.

В то время как разработка мобильного приложения для ресторана или магазина с доставкой составляет от 1 500 000 рублей.

Срок разработки простого приложения для ресторана составит примерно 3 месяца:

  • UI/UX дизайн — 0,5 месяца
  • Мобильная разработка (app development) — 1,5 месяца
  • Разработка административной панели — 1 месяц
  • Тестирование – параллельно с разработкой
  • Менеджмент проекта – постоянно

Какие функции стоит разработать в вашем мобильном приложении для ресторана?

Ниже мне бы хотелось остановиться на основном функционале, который стоит учитывать при разработке мобильного приложения для ресторана:

  • Авторизация/регистрация через телефон
  • Поиск с фильтрами
  • Меню и прайс
  • Заказ доставки на дом (заявка)
  • Различные способы оплаты
  • PUSH-уведомления
  • Личный кабинет пользователя (аккаунт)
  • Административная панель

Дополнительно:

  • Функционал доставки с отслеживанием статуса заказа
  • Бронирование столов
  • Программа лояльности
  • Отзывы и рейтинг блюд
  • Раздельная оплата чека
  • Машинное обучение для маркетинговой активности.

И, конечно, очень важно, чтобы все это было в красивой «обертке», то есть дизайн должен вызывать аппетит, а не наоборот.

Помимо всего прочего мобильное приложение для ресторана может включать:

  • CRM-систему для управления взаимоотношениями с гостями и работе с базой,
  • Маркетинговые инструменты для публикации акций, скидок и специальных предложений, а также рассылки тематических PUSH-уведомлений с разбивкой по сегментам и проч.
  • Прямые включения с кухни через камеры видеонаблюдения.

В целом, инструментарий очень большой, и приложение для ресторана можно масштабировать и получать дополнительные преимущества от его использования.

Мобильное приложение для ресторанов, кафе, баров и сервисов доставки от ItFOX

В завершении статьи покажем вам 2 разработанных нами приложения для ресторана и интернет-универсама, которые уже опубликованы в Google play и App store.

Мобильное приложения для ресторана «Бар Лондон»

Данное приложение было создано для запуска программы лояльности и возможности покупать билеты на концентры, проводимые в заведении.

Кстати, данное приложение стало призером конкурса «Лучший дизайн приложения для Android и iOS по версии платформы #designrush».

Елена Назарова, со-учредитель компании ItFox
Функционал мобильного приложения для ресторана "Бар Лондон"
Карта лояльности в мобильном приложении для ресторана
Функционал начисление баллов в мобильном приложении для ресторана
Функционал покупки билетов в мобильном приложении для ресторана
Возможность поделиться баллами в мобильном приложении

Мобильное приложение для интернет-универсама «Жар. Птица»

Данное приложение было создано для увеличения количества онлайн продаж, а также для организации собственной доставки.

Данное приложение победило в конкурсе November Rain от Wadline

Елена Назарова, со-учредитель компании ItFox
Основной функционал приложения для магазина "Жар.Птица"
Выбор города и каталог в мобильном приложении
Возможность просмотра карточки товара и написания отзыва в мобильном приложении
Корзина, оформление доставки и выбор любимых товаров в мобильном приложении

Из интересных фичей:

Мобильное приложение доставки и программа лояльности "Жар.Птица"
Программа лояльности, сканер штрихкодов, список заказов в мобильном приложении "Жар.Птица"

Разработка мобильного приложения для ресторана или любого другого фудтех продукта – это серьезный процесс, поэтому мы искренне не советуем доверять его фрилансерам, (хотя и среди этих ребят также бывают самородки: -)). Здесь важно все – от проработки бизнес – модели и качественного дизайна до используемой технологии.

Если вы хотите сделать хороший и масштабируемы IT-продукт, то обращайтесь к тем, кто уже набил шишек в вашей нише. Например к нам: -)

Звоните по номеру телефона +7 928 854-24-62 или пишите на почту [email protected]

Дополнительную информацию вы также можете получить на нашем лендинге:

0
3 комментария
Вячеслав Черкасюк

Что скажите по поводу внедрения нейронных сетей, сейчас это хайповая тема?

Ответить
Развернуть ветку
Елена Назарова
Автор

Добрый день, Вячеслав!
Тема, действительно, хайповая, и тут я скажу тоже самое - цель должна оправдывать средства.
В целом, индустрия уже использует ИИ в своих приложениях, например для того, чтобы предлагать товары, которые полностью соответствуют предпочтениям пользователей (то есть ПО фиксирует покупки и поведение пользователя, после чего предлагает лучшие решения и уникальные предложения)
В наших проектах мы также планируем использовать ИИ, который будет в автоматическом режиме распознавать блюда и фиксировать их качество, что существенно скажется на уровне сервиса и, при этом, сократит ручные операции персонала.
Но я об этом еще напишу :-)

А так, возвращаясь к вопросу, все имеет место быть, когда понятна польза (в финансовом плане). Это уже, скорее, следующий этап.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Орлов

Для многих ресторанов проведение событий - значительный вклад в общий доход. Пример ресторанов, которые продают много билетов)

https://eventscanner.ru/results.html?city=&venue=%D0%A0%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BD&date1=&date2=&name=

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда