Отток клиентов и программы лояльности
По закону Парето 20% клиентов генерируют 80% вашей прибыли. Но если речь идет о постоянных клиентах, то картина совершенно другая.
Согласно исследованию Harvard Business Review, увеличение числа постоянных клиентов на 5% приносит в компанию на 25-95% больше прибыли. Эти цифры заставляют подумать о том, отчего клиенты не возвращаются.
Что такое отток клиентов?
Отток клиентов для бизнеса - это отсутствие покупок. Эта проблема особенно актуальна для сфер бизнеса, предполагающей повторные и регулярные покупки.
Можно выделить несколько вопросов, которые непосредственно связаны с оттоком клиентов:
- снижение уровня отказов. Клиент приходит в ваш магазин физически или переходит по ссылке, которая ведет в ваш интернет-магазин, однако не находит там “отклика”. Часто дело не в товаре, а в способности предложить. Лояльность клиента начинается с первой встречи, и если клиента не встречает лицом к лицу качественный сервис, он уйдет и не вернется.
- повышение лояльности потребителей. Лояльность - это приверженность к бренду. Часто клиенты готовы платить чуть большую цену, чем у конкурентов, если бренд отвечает всем ожиданиям клиента: он получает обслуживание, качество, понятные гарантии, бонусы и скидки.
- стратегия удержания клиентов. Это обобщающий термин, который включает в себя работу с существующими клиентами и превращении их в постоянных покупателей. Постоянные клиенты для компании значат много. Это и прибыль, и репутация, и доля рынка.
Вы когда нибудь измеряли, сколько клиентов от вас ушло за определенный период времени? Для этого необходимо использовать следующую формулу:
Количество потерянных клиентов за интервал времени \Общее количество клиентов на начало периода измерения.
Полученное значение надо посчитать, например, в январе, а потом еще и апреле. Так вы сможете увидеть изменение этого показателя в течение времени. От выбранной периодичности расчетов зависит то, чего вы хотите добиться: увидеть эффективность работы над оттоком, проанализировать связь с сезонностью спроса и т. п.
Вы спросите, а зачем считать, сколько клиентов ушло? Разве это действительно так важно? Если у вас возникли данные вопросы хоть на секундочку, то рассчитайте следующий показатель:
Например, вы выяснили, что потеряли 100 клиентов, при этом средний чек в компании составляет 500 рублей. Один постоянный клиент совершает две покупки в месяц. Итого, выходит, что вы упустили 100 000 рублей выручки. Грустная картина получается.
А теперь, внимание, вопрос! Что вы сделали как компания, чтобы удержать клиентов?
Допустим, вы много работаете над привлечением клиентов, запускаете масштабные рекламные кампании, к вам приходит трафик. Однако если вы не можете профессионально и физически его обслужить, то ваши действия неэффективны. Клиенты уйдут в разочаровании, ну или, в лучшем случае, просто не увидят вашей уникальности, а ваши бюджеты будут потрачены впустую. А поэтому главным признаком эффективной работы является умение привлекать и одновременно удерживать клиентов. Далее мы более подробно рассмотрим, с чем связаны отток потребителей и как удержать клиентов.
Почему клиенты не возвращаются или уходят?
Принято выделять два типа оттока потребителей: естественный и мотивированный. Рассмотрим их немного подробнее:
- Естественный. Это о том, когда клиент перестает пользоваться вашими предложениями по естественным причинам, например, длительная болезнь, переезд в другое место, или утрата актуальности покупки в связи с физиологией ( например, ребенок повзрослел и ему больше не нужны пелёнки).
- Мотивированный. Это когда клиент осознанно и обоснованно отказывается от ваших предложений, например, в пользу конкурентов. Ему может больше понравиться уровень сервиса, цен или товар-заменитель.
Также существует и третий тип оттока “Скрытый”, но его редко выделяют отдельно. Это когда клиент и “за наших и за ваших”. Он продолжает покупать ваш товар время от времени, но происходит это реже, да и средний чек уменьшается. В основном это связано с тем, что такой клиент параллельно пользуется другими предложениями.
Причин, по которым покупатели уходят и не возвращаются, предостаточно. Рынок сейчас насыщен многочисленными предложениями, а поэтому клиенты совершенно свободны в выборе. Но опять же необходимо учитывать специфику вашего бизнеса и отрасли в целом. Рассмотрим несколько самых распространенных причин оттока клиентов:
- Покупатель недоволен полученным качеством товаров или услуг. Здесь два момента, на которые стоит обратить внимание: нарушение соотношения “цена-качество”, или когда клиент увидел у конкурента, что качество может быть лучшим и готов за это платить.
- Покупатель не получил необходимый сервис. Вот вы заходите в магазин, видите много товаров, они вам вроде нравятся и нужны, но их много и вы не знаете как выбрать. Консультант где-то в другом конце зала шушукается и развлекается. Вполне естественно, что в данном случае каждый может покинуть магазин в полной растерянности, не совершив покупку.
- Покупатель нашел, где “трава зеленее”. Может быть, клиент повелся на яркий маркетинговый ход, а может быть предложения конкурентов действительно лучше по цене и качеству. К этому же пункту можно отнести переход на товары-заменители.
- Снижение лояльности к бренду. Для клиента лояльность - это доверие и преданность. Человек постоянно ходит к вам, но так будет продолжаться не вечно. Покупатель может захотеть чего-то новенького, устать от предлагаемых брендов, разочароваться в чем-то.
- Субъективные факторы. Например, в связи со снижением заработной платы, в семье решено тратить меньше денег на “баловство”. Или могли измениться хобби и интересы. Все это напрямую влияет на человека в сфере мотивов на поход в магазин.
Хорошо, теперь мы понимаем примерные причины оттока клиентов. А как узнать, какая ситуация именно в вашей компании? Спросите самих покупателей!
Самый эффективный способ узнать, почему люди уходят - поговорить с ними! Проведите опрос или анкетирование. Задайте несколько вопросов и предложите клиентам озвучить свое мнение и претензии. Вы прекрасно знаете, что “кто владеет информацией, тот владеет миром”, но почему-то до сих пор не пользуетесь этим правилом.
Как управлять оттоком клиентов?
Весь процесс управления оттоком клиентов можно разделить на несколько этапов:
- Сбор числовой и аналитической информации. Здесь мы считаем, сколько клиентов было, сколько стало, сколько потеряли и какой ущерб нам это принесло.
- Изучение причин и мотивов ухода клиентов. На этом этапе проводится анкетирование или опрос, выявляются имеющиеся проблемы, оценивается лояльность и удовлетворенность потребителей.
- Работа над возвратом и удержанием клиентов. На основании проведенных исследований вы разрабатываете концепцию, которая позволит вам сохранять имеющихся клиентов и превращать их в постоянных.
Можно назвать множество способов по работе с удержанием клиентов, например, у вас точно должна быть CRM-система, в которой хранятся данные о продажах, клиентской базе и маркетинге. Кроме того, вы должны оказывать качественный сервис, должна работать доставка и служба поддержки, многое решает клиентоориентированность. Также следует разработать персональные предложения для постоянных клиентов, а еще лучше делать email- рассылки по всей клиентской базе. Однако наибольший эффект оказывает наличие программ лояльности.
Программы лояльности и какие они бывают?
Лояльность с точки зрения потребителей - это желание возвращаться к бренду, доверять ему и получать удовлетворение от покупок. Программа лояльности это взаимовыгодное сотрудничество компании и клиентов. Вы предлагаете скидки, бонусы, акции, а взамен получаете повторные покупки от ваших клиентов.
Программы лояльности могут основываться на разных элементах, но каждый их них должен приносить потребителю видимую выгоду в виду определенных “плюшек”:
- Баллы. Вы можете ввести систему начисления персональных баллов. Например, за каждую покупку клиент получает на свой личный бонусный счет 20% баллов от суммы покупки. Кроме того, они начисляются по праздникам, а также в день рождения. Позже клиент может расходовать свои бонусы, но не более чем 30% за раз. Это все ведет к росту повторных покупок и сумме среднего чека.
- Кешбэк. Программа основанная на кешбэке. Это практически как первый пункт, только без премудростей. От каждой покупки на счет в личном кабинете возвращается какая-то сумма от покупки. Впоследствии накопленной суммой можно оплатить новые покупки. Такая система интуитивно понятна клиентам, особую ценность придает восприятие того, что покупатель получает реальные деньги.
- Респект. Присвойте клиентам разные уровни. На каждом уровне свои привилегии, и чем выше уровень, тем более приятные бонусы может получить клиент. Отток постоянных клиентов уменьшается, кроме того клиенты намерены тратить чаще и больше, чтобы перейти на новый уровень.
Основные программы лояльности мы рассмотрели, однако существует множество акционных механик, которые вне программы повышают лояльность потребителя. Например, клиент получает на кассе бонус-подарок, какую-то приятную мелочь. Или же за покупку 5 вещей вы предлагаете клиенту получить 6-ю в подарок. Или вы предлагаете посетителям чай/кофе/конфетки.
Как можно измерить лояльность?
Кроме известных всем показателей суммы среднего чека, числа повторных покупок, роста клиентской базы и суммы ущерба от оттока клиентов, существует два интересных показателя, связанных непосредственно с удержанием клиентов:
- CSI (customer satisfaction index) – индекс удовлетворенности клиентов.
- NPS (Net Promoter Score) - индекс лояльности клиентов, индекс чистой поддержки.
При оценке удовлетворенности клиентов используются разные показатели. Все зависит от специфики вашей деятельности и рынка. Например, магазинчик возле дома при измерении удовлетворенности должен основываться на удобстве перемещения по магазину, широтой и глубиной ассортимента, уровнем цен и качеством обслуживания.
Далее проводится оценка каждого параметра, что позволяет выявить главные причины неудовлетворенности клиентов. Опираясь на такой «рейтинг» причин неудовлетворенности, заказчик может сделать выводы о причинах оттока клиентов, разработать мероприятия по его снижению. Сводный индекс CSI рассчитывается по имеющимся данным и является особенно эффективным, если вычислять его в различные периоды времени, чтобы проверить насколько удовлетворенность увеличивается. Считается: при росте индекса CSI на 1–2 % выручка может увеличиться на 20 %.
Примером расчета индекса CSI служит приведенное ниже уравнение:
в котором:
- k - показывает количество анализируемых параметров;
- Wj - показывает весовои фактор параметра;
- Pij - созданное восприятие стимула i по отношению к параметру j;
- Eij - ожидаемыи уровень для параметра j, которыи является нормативом стимула I.
Индекс лояльности клиентов NPS вычисляется проще. Этот показатель универсален и может рассчитываться чаще других. Рассчитывается классический NPS просто:
- Компания задает клиентам вопрос : Какова вероятность того, что вы порекомендуете нас своим друзьям и знакомым?
- Шкала ответов предлагается следующая: 0 — не готов и не порекомендую, а 10 — полностью готов рекомендовать.
- На основе ответов сегментируют потребителей по типам:- 0 - 6 (недовольные),- 7–8 (нейтральные),- 9–10 (лояльные);
- Далее вычисляется процент от каждого сегмента, а потом от доли лояльных вычитают процент недовольных.
- Конец.
Самым главным минусом этой методики является то, что он показывает лояльность клиента уже после негативного опыта с брендом. Кроме того, NPS отражает лишь намерение порекомендовать, а не конкретные действия. Поэтому специалисты советуют применять два этих индекса вместе, что создаст более реалистичную картину лояльности.
Коротко о главном
Итак, отток клиентов - это действительно важная проблема для бизнеса, которая приводит к ущербу и видимым потерям выручки и прибыли. От бизнеса требуется не так много. Необходимо разговаривать с потребителями, выяснять проблемы и качественно работать.
Мешает клиентам уходить их лояльность. Лояльность клиента - это когда его сердечко “ёкает” при упоминании вашего бренда. Это безграничное доверие и дружба. Однако компания должна заработать подобное отношение и заслужить уважение.
Чтобы клиенты стали более лояльными, необходимо применять специальные программы и акционные механики. Концепций не так много, все зависит от вашего собственного креатива. Применение любой из рассмотренных в статье программ приводит к уменьшению оттока клиентов, увеличению среднего чека и к росту частоты покупок.