Гайд по покупке авто в Италии.
Италия прекрасная страна для путешествий и без автомобиля тут не обойтись. Можно арендовать, но без кредитной карты, которая работает в ЕС – это сделать сложно, не много компаний по аренде машин принимают залоговый депозит с дебетовых карт. Плюс, в сезон, когда все хотят путешествовать, высокий спрос - это сразу дорогое удовольствие.
Покупка своего автомобиля в Италии интересный вопрос, с которым ко мне часто обращаются. Скажу так, это не супер сложно, но есть некоторые важные особенности, о которых я расскажу.
Документы.
Наличие Carta d'identità, это итальянский паспорт, который можно оформить после получения ВНЖ в Италии. До этого момента вы не можете на себя зарегистрировать автомобиль, туристическая или рабочая виза D вам не даёт такого права.
Иногда наши соотечественники договариваются с кем-то и ставят на учёт не на себя, а на местных, но сами понимаете, какие тут риски.
Банковский счет в Италии: личный или с которого смогут за вас заплатить.
В Италии есть лимит на оплату автомобиля наличными. Можно договориться с продавцом и внести часть наличными, но остальную часть необходимо оплатить банковским переводом, об это подробнее ниже.
Как и где искать?
Искать можно на популярных сайтах по продаже автомобилей в Италии, я пользуюсь:
Первый сайт аналог российского авто.ру, второй что-то вроде нашего авито.ру, а вот последний немецкий сайт, он более популярен у себя в Германии. Его итальянский раздел небогат количеством объявлений, но его тоже можно мониторить.
На что обратить внимание?
Как и в русскоязычных странах в Италии легко встретить обман со стороны продавцов, особенно если вы не очень хорошо знаете итальянский язык.
Вам могу рассказывать истории про «не бит и не крашен», но верить на слово нельзя, всё нужно проверять, особенно если речь идёт про частных продавцов.
Поэтому я всегда проверяю авто досконально, толщинометр, зазоры, вымыто ли под капотом, потертости на педалях и руле и другие моменты, которые говорят о техническом состоянии авто и соответствии заявленному пробегу.
Плюс, история обслуживания авто и ТО.
В Италии история фиксируется в сервисной книжке, ТО делается по регламенту, если истории нет, то и доверия к авто нет.
Налоговая задолженность и штрафы.
Если не проверить их наличие, то по закону, после перехода права собственности, вы покупаете авто вместе с ними. А налоги и штрафы в Италии, прямо скажем, не три копейки. Вы можете приобрести авто за 10 000 – 15 000€, а штрафы и неуплаченные налоги еще на 10 000€. Онлайн сервисов по проверке тут не существует, поэтому нужно делать запрос в полицию.
История ДТП. Можно запросить платный Carfax (отчёт о ДТП) или попросить его у дилера. Если дилер вам откажет, можно сразу задуматься, какая история была у авто, почему продавец не хочет предоставлять эти данные.
У кого лучше покупать?
В Италии как и везде рынок разделен на частных лиц, которые продают свой автомобиль, и на салоны дилеров, как новых так и б/у авто. Пропорция по рынку примерно такая: 90% продают дилеры и 10% частники.
Обычно частные лица продают свои автомобили чуть дешевле, чем дилеры. Но! Частники не предоставляют полной и достоверной информации по состоянию автомобиля.
Я бы рекомендовал покупать машину через дилеров, как минимум, потому что по итальянским законам каждый дилер имеет свою лицензию и дорожит ей. Но тоже не без отговорок.
По закону дилер обязан предоставить гарантию на авто от 1 года до 2 лет безоговорочно, даже на б/у авто. Есть моменты, которые стоит сразу обсудить с продавцом: на что именно будет гарантия, какие агрегаты, как работает гарантия и пр. Ну, и как один из предметов торга - эту гарантию можно расширять на отдельные части машины, такие как электроника, к примеру.
Чтоб вы понимали, ответственность продавца регламентирована законом с возможным штрафом до 200 000€ или лишением свободы до 5 лет.
Доступен ли торг?
Да, мы же на рынке, поэтому всегда можно торговаться, но в Италии не получиться просто просить скидку, потому что вам так хочется. Всегда нужно чем-то аргументировать: внимательно осмотреть автомобиль, техническое состояние, кузов, салон, количество владельцев, историю и прочие моменты, всё это влияет на итоговую стоимость.
Если авто с пробегом в идеальном состоянии, то на солидную скидку можно не рассчитывать, но небольшую всё же сделают.
Оплата.
Допустим вы выбрали машину, всё обсудили с продавцом и готовы перейти к сделке, тут начинается самое интересное.
По закону вы должны произвести полную оплату со своего банковского счета в Италии, купить за наличные условно - нельзя. Но Италия не была бы Италией, если бы не было лазеек в таких моментах.
Так как из-за санкций не все могут открыть банковский счет в Италии и внести сразу всю сумму за авто, можно пробовать договориться оплатить наличными.
По закону об отмывании денег любая покупка в Италии не может быть более 5000€ единовременно. Поэтому можно просить разбить оплату: часть наличными, часть банковским переводом.
У меня бывали случаи, когда удавалось договориться и оплатить все 100% наличными, но это сложный процесс для дилера и не каждый на него готов.
Как правило, официальные дилеры этого избегают как огня, но я всегда пробую договориться.
Постановка на учёт и другие расходы.
Право перехода собственности в Италии оплачивается в пользу государства и размер пошлины зависит от мощности автомобиля, рассчитывается по кВт.
В среднем разовый платёж составит 500-600€. Оплачиваете на месте дилеру.
Перед тем как выехать за ворота автосалона и перед постановкой авто на учет, вы должны купить страховку. Без этого вас просто не выпустят на дороги. Стоимость страховки зависит от вашего стажа по водительским правам Евросоюза и наличия штрафов.
Стаж, полученный в других странах – не играет никакой роли, хоть 100 лет. После получения ВНЖ в Италии у вас есть всего 1 год, когда вы можете пользоваться своими правами, а дальше нужно получать итальянские, отучиться в автошколе и сдать экзамены. После получения у вас старт в Италии – нулевой стаж.
Кстати, именно поэтому в Италии часто страхователем автомобиля делают родителей, бабушек и дедушек, у них стаж больше, именно так страховка становиться значительно дешевле.
Штраф за вождение без страховки до 2500€ и эвакуация на штраф стоянку, поэтому страховать нужно всегда. Оплату за страховку можно разбить на два этапа, платить раз в полгода.
Какой вывод:
Несмотря на то, что Италия - это Евросоюз со своим строгими законами и правилами, «южный менталитет» и желание схитрить, заработать на иностранцах никто не отменял. Покупка автомобиля серьезная история, к которой стоит подходить ответственно. Исходя из моего опыта подбора авто в Италии, я находил авто как в отличном состоянии, так и в круг битые. Интересно, есть прямая закономерность, чем меньше город, в котором жил автомобиль, тем больше вероятность, что автомобиль «живой» и станет хорошей покупкой.
Желаю удачи!