{"id":13517,"url":"\/distributions\/13517\/click?bit=1&hash=2dff2b3571f12271362884bb2d6d3bd4b1c8ef58488b739a938faca75421e327","title":"\u0427\u0435\u043a-\u043b\u0438\u0441\u0442 \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u0436\u0434\u0451\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0432\u0435\u0440\u043a\u0438 \u0421\u042d\u0421","buttonText":"\u0421\u043c\u043e\u0442\u0440\u0435\u0442\u044c","imageUuid":"44ce55da-8f18-5632-aa12-06c7747270d1","isPaidAndBannersEnabled":false}
Алексей Шевчук

Что такое дизайн - простое и четкое определение

Дизайн до сих пор трактуется максимально широко - в определение включают всё, от инженерии до способа решать задачи. Понятного определения нет даже у Темы Лебедева. Году в 2012 в тусовке искусствоведов и дизайнеров мы даже рассуждали, чем дизайн отличается от искусства. Сегодня готов подвести черту под этим вопросом, сформулировать, что же такое "дизайн". Кстати, из этого определения будет следовать, что искусство - часть дизайна.

Почему так важно дать определение?

Проблема здесь в том, что сложно приземлять процесс, который каждый видит по-своему. В одних странах дизайн развивается как бы сам по себе, в других требует поддержки, но непонятно, какой именно. Сложно развивать и критиковать дисциплину настолько обтекаемую. Какие к ней применить метрики и во что конкретно инвестировать?

Всё настолько сложно, что даже у Артемия Лебедева в Ководстве нет нормального определения дизайна, не считая фраз "дизайн - это война" и "дизайн - это такая же наука, как шахматы - спорт". В книге другого автора, которую издала студия Лебедева, находится такое определение:

Дизайн - это процесс создания правильных вещей и исправления неправильных.

Ральф Каплан

World Design Organization еще в 1959 дала определение промышленного дизайна, которому посвящены 2 раздела сайта WDO. Вот полная версия этого определения. Привожу целиком, чтобы вы понимали, что четкого определения нет даже у них.

Industrial Design is a strategic problem-solving process that drives innovation, builds business success, and leads to a better quality of life through innovative products, systems, services, and experiences. Industrial Design bridges the gap between what is and what’s possible. It is a trans-disciplinary profession that harnesses creativity to resolve problems and co-create solutions with the intent of making a product, system, service, experience or a business, better. At its heart, Industrial Design provides a more optimistic way of looking at the future by reframing problems as opportunities. It links innovation, technology, research, business, and customers to provide new value and competitive advantage across economic, social, and environmental spheres.

Промышленный дизайн — это стратегический процесс решения проблем, который стимулирует инновации, способствует успеху в бизнесе и ведет к повышению качества жизни за счет инновационных продуктов, систем, услуг и опыта. Промышленный дизайн ликвидирует разрыв между тем, что есть, и тем, что возможно. Это междисциплинарная профессия, которая использует творческий подход для решения проблем и совместного создания решений с целью сделать продукт, систему, услугу, опыт или бизнес лучше. По своей сути промышленный дизайн предлагает более оптимистичный взгляд на будущее, переосмысливая проблемы как возможности. Он связывает инновации, технологии, исследования, бизнес и клиентов, чтобы обеспечить новую ценность и конкурентное преимущество в экономической, социальной и экологической сферах.

World Design Organization

Вне функции и шире, чем эстетика

Двигаясь к определению дизайна, давайте срежем с него лишнее, уже вошедшее в другие области. Так заботы о функциях давайте оставим инженерам. Функция для инженера - это непосредственно практическая работа объекта: у кастрюли - варить, у плаката - сообщать информацию, у транспорта - перевозить людей и грузы. За вычетом этой непосредственно работы останется ряд других важных инженерных вопросов (на что крепить плакат, что будет вариться и на какой поверхности) и том самый эфемерный, с трудом поддающийся определению вклад дизайнера.

Спойлер: эргономику продукта мы не срезаем, и она очень даже входит в дизайн. Международная ассоциация эргономики определяет ее так:

«Эргономика - научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека и других элементов системы, а также сфера деятельности по применению теории, принципов, данных и методов этой науки для обеспечения благополучия человека и оптимизации общей производительности системы».

Вклад дизайнера часто сводят к эстетическому. И это неудивительно, ведь мы воспринимаем продукты органами чувств. Эстетика - учение о сущности и формах прекрасного. Прекрасное воплощает красоту. Красота обозначает совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение. То есть в результате работы над эстетикой продукта мы получаем набор свойств, которые неким образом отвечают ожиданиям органов чувств человека, как-то гармонично, то есть максимально просто с ними взаимодействует.

Но все это касается эстетически приятной кастрюли или плаката. А как быть с хорошей навигацией? Например, когда указатели в торговом центре несут больше, чем просто функцию, сообщая ориентиры движения, и выглядят не просто красиво, но и облегчают понимание этих ориентиров. В этом им помогает не только грамотная верстка, но и расположение указателей, их размер и точное местоположение. В моей трактовке эти фичи тоже относятся к дизайну, но выходят за рамки эстетики.

Объект дизайна - взаимодействия людей

В примере с навигацией в торговом центре работа дизайнера заключается в том, чтобы обеспечить максимально комфортное/простое взаимодействие человека с носителями навигации. Если у торгового центра, как у отдельного продукта, есть дизайнер, его задачи заключаются в улучшении взаимодействия людей с торговым центром вообще, и навигация входит в перечень работ. На этом уровне дизайн синонимичен UX. Если же мы говорим о дизайне логотипа, то здесь дизайн улучшает взаимодействие человека с брендом.

Если бы речь шла о взаимодействии роботов с какими-то объектами, определить дизайн было относительно просто, ведь его "восприятие" измеримо и предсказуемо, как и варианты взаимодействий. Но речь идет о взаимодействии людей с объектами. И дизайн настолько же сложен, гибок, динамичен и глубок, насколько сложны человеческое восприятие, физиология и человеческие сценарии. Он близок к эргономике, но шире. Со временем в эргономике выделилась максимально похожая дисциплина - макроэргономика, которая исследует и проектирует систему в целом, учитывая все факторы: технические, социальные, организационные; как внешние к системе, так и внутренние.

Люди взаимодействуют не только с объектами

Улыбка прохожему и "привет" при встрече незнакомца на лестничной клетке - тоже примеры взаимодействия, который сложно назвать эргономикой. Но это дизайн повседневного общения, призванный сглаживать углы и очеловечивать каждое столкновение людей с людьми. Им никто специально не занимался, но это тоже дизайн.

Язык - тоже инструмент взаимодействия людей друг с другом. Тот, кто попытается улучшить это взаимодействие, может претендовать на звание дизайнера языка.

Что же с искусством?

Художник, писатель, музыкант - это дизайнер, помогающий улучшить взаимодействие человека с окружающей действительностью. Со времен первобытного искусства художники выносили внутренние и внешние конфликты в произведения. Восприятие искусства помогает разрешить конфликты. Отличие от привычного дизайна в том, что он работает с объектами, у которых есть своя самостоятельная функция. Искусство работает с объектами/произведениями, у которых такой функции нет, ведь их функция - примирить, подружить человека с миром.

Определение

Дизайн - это сфера деятельности, целью которой является упрощение взаимодействий человека.

Такой подход к дизайну помогает разделить зоны ответственности, определиться с KPI дизайнера, а ценообразование дизайнерских работ сделать прозрачнее. Чем больше аспектов взаимодействия учитывается в дизайне, тем он дороже. Это целый каскад работ.

1. На базовом, самом дешевом, уровне это аспекты физиологические: визуальный, обонятельный, тактильный. Композиция, цветовые сочетания и прочие эстетические факторы.

2. Сценарно-технологический уровень предполагает учет моделей потребления. Если это плакат, то где будет висеть, как крепиться, как и кем должен демонтироваться. Если кастрюля, пусть её можно будет держать одной рукой. На этом же уровне учитываются "интеграции", чтобы новая серия тарелок гармонично вписывалась в наборы посуды, которые вы купили в в том магазине 5 лет назад.

3. Эмоциональный уровень нужен, чтобы сумма уровней 1 и 2 соответствовала ожиданиям ЦА и подчеркивала нужные ценности.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null