Что такое дизайн - простое определение
Дизайн до сих пор трактуется максимально широко — в определение включают всё, от инженерии до способа решать задачи. Понятного определения нет даже у Темы Лебедева. Году в 2012 в тусовке искусствоведов и дизайнеров мы рассуждали, чем дизайн отличается от искусства. Сегодня готов подвести черту под этим вопросом и сформулировать, что же такое "дизайн". Кстати, из этого определения будет следовать, что искусство — часть дизайна.
Спойлер, если не хотите читать всю статью: дизайн - сфера деятельности, целью которой является упрощение взаимодействий человека.
Почему так важно дать определение?
Сложно приземлять процесс, который каждый видит по-своему. В одних странах дизайн развивается как бы сам по себе, в других требует поддержки, но непонятно, какой именно. Сложно развивать и критиковать дисциплину настолько обтекаемую. Какие к ней применить метрики и во что конкретно инвестировать?
Какие определения уже есть
Всё настолько сложно, что даже у Артемия Лебедева в Ководстве нет нормального определения дизайна, не считая фраз "дизайн — это война" и "дизайн — это такая же наука, как шахматы — спорт". В книге другого автора, которую издала студия Лебедева, находится такое определение:
World Design Organization еще в 1959 дала определение промышленного дизайна, которому посвящены 2 раздела сайта WDO. Вот полная версия этого определения. Привожу целиком, чтобы вы понимали, что четкого понимания нет даже у них.
Срезаем лишнее
Двигаясь к определению дизайна, давайте срежем с него лишнее, уже вошедшее в другие области. Так заботы о функциях давайте оставим инженерам. Функция — это назначение, практическая работа объекта: у кастрюли — варить, у плаката — сообщать информацию, у транспорта — перевозить людей и грузы. В случае плаката есть особенность: тут дизайнер действительно отвечает и за функцию тоже, поэтому дизайнера можно назвать инженером плаката.
За вычетом функции, то есть прямого назначения останется ряд других важных инженерных вопросов (что будет вариться в кастрюле и на какой поверхности). Если убрать и их, останется тот самый, непонятный, с трудом поддающийся определению вклад дизайнера, который и нужно назвать.
Этот непонятный вклад дизайнера часто сводят к эстетике. И это неудивительно, ведь дизайнер работает над свойствами, которые мы воспринимаем органами чувств. Распутываем клубок эстетики с помощью Википедии. Эстетика — это учение о сущности и формах прекрасного. Прекрасное воплощает красоту. Красота — это совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение. То есть в результате работы над эстетикой продукта мы получаем физические свойства, которые хорошо, то есть гармонично отвечают ожиданиям органов чувств человека. Гармония — это соединение и соответствие противоположных элементов. Гармоничное соединение — это простое соединение.
Все это касается эстетически приятной кастрюли или плаката. Но хорошим дизайном мы называем не только эстетически приятный указатель в метро, но и тот, который эффективно сообщает ориентиры движения. Если он будет только лишь приятен глазу и нести возложенную функцию — указывать — этого будет явно недостаточно. Другое дело, если он расположен на комфортной высоте с учетом направления потока людей и освещения, а также всех прочих указателей и типичных для этой точки в городе сценариев людей. Эстетикой это точно не назовешь, инженерам тоже не всегда поручишь. (Хотя блестящие инженеры берут это в расчет и работают на поле дизайна). В чем же здесь дизайн?
Объект дизайна - взаимодействия людей
В примере с навигацией в метро работа дизайнера заключается в том, чтобы обеспечить максимально гармоничное, то есть простое взаимодействие человека с носителями навигации и шире — с метрополитеном и городом. На этом уровне дизайн синонимичен UX (user experience — пользовательский опыт, сфера разработки продуктов, благодаря которой вам комфортно открывать этот сайт и пользоваться им). Если же мы говорим, например, о дизайне логотипа, то здесь дизайн упрощает взаимодействие человека с брендом.
Дизайна не для людей не существует. Отличие дизайна от UX в том, что он упрощает взаимодействия не пользователей интерфейса, а людей, со всеми органами чувств и особенностями восприятия. Если бы речь шла о взаимодействии роботов, определить дизайн было относительно просто, ведь "восприятие" робота измеримо и предсказуемо, как и варианты взаимодействий. Но речь идет о взаимодействии людей с объектами.
Дизайн настолько же сложен, гибок, динамичен и глубок, насколько сложны человеческое восприятие, физиология и человеческие сценарии. Именно они вносят неразбериху в термин. Дизайн в итоге близок к эргономике, но шире. Со временем в эргономике выделилась максимально похожая дисциплина - макроэргономика, которая исследует и проектирует систему в целом, учитывая все факторы: технические, социальные, организационные; как внешние к системе, так и внутренние.
Какую пользу дает это определение
Такой подход к дизайну позволяет разграничить зоны ответственности, определиться с KPI дизайнера, а ценообразование дизайнерских работ сделать прозрачнее. Чем больше аспектов взаимодействия учитывается в дизайне, тем он дороже. Это целый каскад работ.
1. На базовом, самом дешевом, уровне это аспекты физиологические: визуальный, обонятельный, тактильный. Композиция, цветовые сочетания и прочие эстетические факторы.
2. Сценарно-технологический уровень предполагает учет моделей потребления. Если это плакат, то где будет висеть, как крепиться, как и кем должен демонтироваться. Если кастрюля, пусть её можно будет держать одной рукой. На этом же уровне учитываются "интеграции", чтобы новая серия тарелок гармонично вписывалась в наборы посуды, которые вы купили в в том магазине 5 лет назад.
3. Эмоциональный уровень нужен, чтобы сумма уровней 1 и 2 соответствовала ожиданиям ЦА и подчеркивала ценности бренда.
Язык и искусство входят в дизайн
Люди взаимодействуют не только с объектами. Улыбка прохожему и "привет" при встрече незнакомца на лестничной клетке - тоже примеры взаимодействия, который сложно назвать эргономикой. Но это дизайн повседневного общения, призванный сглаживать углы и очеловечивать каждое столкновение людей с людьми. Им никто специально не занимался, но это тоже дизайн.
Язык — тоже инструмент взаимодействия людей друг с другом. Тот, кто попытается улучшить это взаимодействие, может претендовать на звание дизайнера языка.
Почему искусство — это тоже дизайн?
Художник, писатель, музыкант — это дизайнер, помогающий улучшить взаимодействие человека с окружающим миром, с действительностью.
Со времен первобытного искусства художники выносили внутренние и внешние конфликты в произведения и тем самым пыиались их решить или как минимум сделать видимыми, чтобы отрефлексировать. Таким образом восприятие искусства помогает разрешить конфликты.
Принципиальное отличие искусства от привычного дизайна в том, что он работает с объектами, у которых есть своя самостоятельная инженерная функция. Искусство же работает с произведениями, то есть объектами, у которых такой функции нет, разве что, их функция — примирить, подружить человека с миром.
Классная статья! Спасибо!
Спасибо! Будет здорово, если поделитесь, чем понравилась статья)