{"id":14283,"url":"\/distributions\/14283\/click?bit=1&hash=8766cc03cba44a6d934ee26f882971a64223452448548d2fc3a5f37339e77cfa","title":"\u0412\u0438\u0434\u0435\u043b\u0438 \u0432 \u0421\u043e\u0447\u0438 \u0443\u0436\u0435 \u0432\u0441\u0451? \u0412\u043e\u0442 \u043d\u0435\u043e\u0431\u044b\u0447\u043d\u0430\u044f \u0438\u0434\u0435\u044f \u0434\u043b\u044f \u043e\u0442\u0434\u044b\u0445\u0430 \u043d\u0430 \u043a\u0443\u0440\u043e\u0440\u0442\u0435 ","buttonText":"","imageUuid":""}

Зачем быть ментором и как преподавание помогает в работе. Интервью с Мариной Минниковой

Согласно исследованию компании Endeavor, у 30% успешных стартаперов были менторы, а у 71% компаний из списка Fortune500 есть корпоративные менторские программы. Даже Стив Джобс был и ментором, и менти.

Успешные, реализованные и очень занятие профессионалы все чаще начинают преподавать и выступать в роли советников, не получая за это оплаты.

Вместе с Мариной Минниковой — ментором и менти с большим опытом, преподавателем и продакт-оунером в Sensorium, разберемся, зачем им это.

Марина Минникова
Ментор и менти с большим опытом, преподаватель и продакт-оунер в Sensorium

Где и что ты преподаешь?

Сейчас я преподаю в нескольких школах: ИКРА, «Университет 2035», Zerocoding, «Нетология» и Skillbox, куда меня приглашают читать лекции на определённые темы.

В основном я рассказываю про дизайн-мышление, UX/UI дизайн, проектный менеджмент, ведение проектов, общение со стейкхолдерами и т.д.

Расскажи про свой первый преподавательский опыт, как и почему ты к нему пришла?

Первый преподавательский опыт случился во времена моей учебы в Рочестерском университете в США. Я проводила лекции для студентов бакалавриата по дизайн-мышлению. Делилась своими знаниями как более опытный специалист и помогала студентам начальных курсов решить их проблемы, связанные с учебой.

Что тебе дает преподавание, как в личном плане, так и в профессиональном?

Преподавание для меня — это изучение материала под другим углом. Когда ты преподаешь — ты особенно несешь ответственность за то, что говоришь. Это хороший способ понять, что мы точно знаем, а где нужно повторить, подучить, вникнуть и разобраться. Перед лекцией я обращаюсь к своим книгам и заметкам, чтобы освежить тему в памяти. Моя самая полезная настольная книга ― PMBOK (Свод знаний по управлению проектами) от PMI (Институт управления проектами).

Ещё очень круто, что ты можешь работать с людьми разных профессий, то есть с ребятами с разным бэкграундом. Студенты любую тему видят через свою призму, это расширяет твой кругозор.

К примеру, я проводила лекцию по проектному менеджменту в Ульяновске для уже сложившихся бизнесменов, которым далеко за 40. Было интересно, что какие-то сленговые, профессиональные слова, например, «стейкхолдеры», они просто не понимали, не знали, что это такое. А в проектном менеджменте их больше интересовала работа с кадрами офлайн.

На следующий день моей аудиторией на онлайн-лекции по той же теме были студенты бакалавры из Канады. Они были намного младше меня. И им было интересно узнать, как повысить скорость реализации проектов, какие технологические инструменты существуют, и все в таком духе.

Два совершенно разных угла и точки зрения.

Что мне это даёт в профессиональной сфере? Я вижу тренды и лучше понимаю людей. Когда студенты мне задают вопросы, я придумываю новые решения и часто переношу их уже в профессиональную деятельность. Если я не нахожу ответа, то мне самой становится интересно лично покопаться в ситуации, чтобы найти решение.

Сколько твоего времени занимает преподавание?

Для меня преподавание — скорее хобби. Поэтому в среднем я уделяю подготовке к лекции 4-5 часов в неделю: сюда входит презентация и повторение материала. Если с этой лекцией я уже выступала ранее не так давно, то могу потратить всего час в неделю, чтобы освежить все в памяти.

Случались ли у тебя какие-то профессиональные инсайты во время работы с твоими студентами? Чему ты у них научилась?

Да, постоянно! Как я уже говорила, все зависит от типа аудитории. Когда я общаюсь с более взрослой и прагматичной аудиторией, то они иногда подсказывают мне полезные инструменты через свои вопросы. Было и такое, что после лекций среди них я находила сотрудников.

Если я общаюсь с молодыми студентами бакалавриата или магистратуры, то я скорее черпаю оттуда тренды, потому что это уже немного другое поколение, отличное от моего. Эти ребята мыслят и живут другими категориями, поэтому видение одних и тех же задач и способы их решения у нас будут отличаться.

Любой преподаватель может почерпнуть профессиональные инсайты во время работы со студентами. Однажды я судила хакатон в Канаде, где ребята презентовали свои проекты в VR-индустрии. И один из них подсказал, как решить мою проблему с VR-приложением, которым я на тот момент занималась.

Были ли у тебя примеры сотрудничества с твоими студентами после окончания их учебы?

Да, конечно. Работа со студентами приносит мне приносит большое удовольствие. После лекций я на добровольной основе менторю студентов, которые проявляют активный интерес к профессии. Лучшая награда для меня — их успех! Со многими мы остаемся хорошими друзьями, наращиваем нетворк, связи и взаимопомощь.

Можешь поделиться своими преподавательскими амбициями?

Как лектору мне хочется выйти на новый уровень — спокойно общаться со студентами разных категорий, возрастов и профессий. А еще чувствовать себя свободнее, когда студенты задают вопросы.

Марина читает лекцию для студентов

Есть ли у тебя совет для тех, кто думает о том, что хочет начать преподавать, но не может решиться?

Не стоит бояться — это главный совет. Если вы задумывались о преподавании, вам наверняка есть чем поделиться. Можно начать с небольшой аудитории. С ней проще работать. Вам морально будет легче отвечать на вопросы и находить контакт с учениками, которые вас слушают. И не бойтесь получать негативную обратную связь, так вы поймете, какие допускаете ошибки. Это станет мотивацией для роста.

Чем преподавание отличается от менторства?

Ментор не учит, не дает точных рекомендаций и не решает проблемы за менти, а создает условия, в которых подопечный достигнет успеха. Он строит долгосрочные отношения для поддержки развития менти и помогает решать текущие проблемы. Это советчик, но не источник решений, в отличии от преподавателя.

Мен­тор­ство пра­виль­нее по­ни­мать как вза­и­мо­об­мен меж­ду дву­мя рав­ны­ми людь­ми, когда подопечный может задать вопросы, узнать именно то, что его беспокоит, понять профессиональные и психологические особенности сферы, в которой он развивается или которая ему интересна.

Когда ты проводишь лекцию как преподаватель, то стараешься донести полезную информацию большой аудитории. Ты разжевываешь все подробно, показываешь какие-то примеры. Стараешься, чтобы студенты равномерно усвоили материал, но из-за их большого количества в таком формате индивидуально-личностный подход не возможен.

Зачем ты занимаешься менторством?

Я занимаюсь менторством, чтобы получить новый опыт, а также иметь возможность помогать людям, делиться экспертизой и развивать свои компетенции. В этом есть определенное удовольствие – наблюдать, как твой подопечный реализует весь свой потенциал.

Ступая на дорогу чего-то абсолютно нового, не все доходят до конца, особенно в изучении новой профессии. Поэтому у меня есть несколько менти, которые хотят стать менеджером проектов: кто-то на пороге смены профессии, кто-то только в начале карьерного пути.

Для менти я — источник знаний и энергии. Для меня менти — источник счастья и уверенности.

Менторство — это возможность структурировать собственный опыт и знания, понять свои сильные стороны и заполнить собственные пробелы. Благодаря менторству я встречаюсь с новыми задачами, возможностями и эмоциональным вознаграждением, с которыми никогда бы не столкнулась, если бы не решилась стать ментором!

Как стать ментором?

Ментором может стать любой, у кого есть личный опыт и желание помогать другим.

Если вы уже знаете, в какой нише вы можете стать ментором, то вам будет довольно легко найти студентов, которых вы заинтересуете. Люди сами могут приходить к вам с определенным запросом, если им интересен ваш опыт. Иногда менти находятся среди вашего окружения. В компаниях и вузах существуют программы менторства и поддержки в личностном развитии и профессиональном самоопределении. Существует множество платформ, которые соединяют менти и менторов. Вы можете писать в разные школы, как это делала я, и предлагать им свои услуги.

Зачем становиться менти?

Мне кажется, что всем, кто заинтересован в своей профессии или кто начинает новое дело, планирует изменения, хочет добиться результата, но не знает с чего начать, нужен ментор. Менторы — проводники в мир экспертизы, которой у вас может не быть. Он уже прошел и знает тот путь, на который встает подопечный, и может подсказать, где самые большие препятствия, как к ним подготовиться и пройти этот путь наиболее эффективно.

Ментор — это наставник, который обязательно должен вдохновлять. Когда я работала в Sony Pictures, то встретила там совершенно потрясающего и уникального человека. Надия была моим боссом и впоследствии стала моим первым ментором. Она была для меня невероятным источником энергии и вдохновения. Сейчас Надия — agile-коуч и крутой менеджер проектов. Она давала мне инструменты, которые уже доказали свою эффективность. Она подсказала как грамотно вести проекты и где находить различные ресурсы. И я ей безумно благодарна!

0
3 комментария
Pierre Soren

Хорошее интервью! Было интересно ознакомиться.

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia Zhukova
Автор

Спасибо!)

Ответить
Развернуть ветку
Inna Morozova

Интересно, а есть какие-то книги по менторству? Как выстраивать отношения?

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда