Гела Слюсарчук
6

Money Journey: как конверсия влияет на финансовый результат МФО

Дай думаю напишу материал о том, как платежный провайдер может влиять на финансовый результат МФО (PDL кредиты онлайн). Я знаю что в РФ все немного иначе (я то пишу про реалии Украины), но методология в целом будет верная. Если что умножайте гривны на 2,7 что бы получить рубли, ну если Вам это нужно. И да, наша компании называется PSP Platon, и мы не имеем никаких связей с ПЛАТОН... а жаль =)

В закладки

Эта статья, является пояснением к докладу, представленным мной на FinRetail2019.

Когда я её дописал, я удивился – как я мог успеть все это рассказать за 20 минут 😊

Фактически, в докладе я показывал, построенную математическую-модель, которая оценивает финансовую результативность платежной системы, которую использует МФО в своей онлайн-деятельности. Данная модель учитывает влияние конверсий на каждом этапе Money Journey, тарифы платежного провайдера (как онлайн, так и офлайн), уровень конвертации неудачных операций, а также средний уровень месячного дохода от выданного кредита. Данная модель, может быть отдельно дополнена коэффициентом дефолта, затратами на связь с клиентом и маркетинговой стоимостью лида (поскольку увеличение эффективности воронки Money Journey, особенно на этапе верификации, снижает стоимость квалифай-лида и увеличивает эффективность маркетинговых инвестиций). Данная модель может быть помещена в Bi систему МФО, что позволит оценивать финансовую результативность в режиме онлайн.

Итак:

Money Journey

PSP Platon

На данном слайде мы визуализируем весь путь денег (Money Journey) который они проходят от выдачи до погашения кредита.

Первый этап – верификация карты

Второй этап – A2C транзакция

Третий этап – Погашение онлайн (операции тепа Debit и Internet Acquiring)

Четвертый этап - Погашение офлайн (терминалы, отделения и т.д.)

Каждый из этапов влияет на последующий. Чем больше прошло карт на этапе верификации (другими словами, чем выше конверсия верификации), тем большо операций по зачислению (выдачи кредита) мы сможем инициировать. Чем выше конверсия A2C (зачисление кредита на карту) тем больше мы сможем выдать кредитов, а это в свою очередь повлияет на оборот погашения.

Именно из-за этих взаимосвязей мы и начали применять термин Money Journey, поскольку эффективность каждого из этапов имеет мультипликативное влияние на все последующие этапы, а это значит, что рассматривать эти этапы необходимо в рамках единой системы и термина.

Чем выше этап в Money Journy – тем выше его влияние на общий финансовый результат МФО.

Два типа МФО (Online-PDL)

PSP Platon

На данный момент мы разделяем два типа МФО на рынке. Первые – те, кто умеют преобразовывать конверсию в финансовый результат, а следовательно, принимают решения исходя из зависимостей тарифа и конверсии. Вторые – те, кто в принципе не считают конверсию или считают её, но не имеют четкого понимания как она влияет на финансовый результат их деятельности. Они принимают решения основываясь исключительно на тарифах.

Сравнение предложений от платежных систем

PSP Platon

Представим себе гипотетическую ситуацию, когда две МФО получают два предложения о сотрудничестве. Тарифы в этих предложениях отличаются в два раза. Первая компания, ориентированная на предоставление высоко-результативных решение, предлагает 1% на выдачу, 1% на погашение Debit и 2,2% на погашение Internet Acquiring. Вторая компания, «SUPER RATE», имеет средние показатели эффективности, но зато способна предложить тарифы в два раза меньше: 0,5% на выдачу и 0,5% погашение. Отдельно надо отметить, что, компания «BEST PERFORMANCE», предлагает каскадную модель погашена которая включает две технологии погашения, о чем я подробнее расскажу несколько позже.

Давайте же теперь сравним реальные финансовые результаты, которые получит МФО выбрав то или иное платежное решение. И в процессе поймем, какое влияние на вашу результативность оказывает конверсия, и способна ли она нивелировать разницу в тарифах, которые отличаются ровно в 2 раза.

Финансовый результат: «Выдача кредита»

Представим себе, что наши МФО (и то, что ориентированно на результат, и то, что ориентируется на тарифы) имеют одинаковый трафик и каждый месяц они получают по 100 000 000 грн. одобренных запросов на кредит. Взяв параметры результативности платёжных систем «BEST PERFORMANCE» и “SUPER RATE”, наши МФО получат следующие результаты.

Используя платежного правйдера «BEST PREFORMENCE» - МФО выплатит 976 158 грн. комиссии за выдачу кредитов что составит 1% от выданных кредитов и тут декларируемый тариф совпадет с реальным.

Компания, которая выберет себе партера “SUPER RATE” – уплатит 476 313 грн. комиссии за выдачу, а также понесет 705 936 грн. прямых убытков по причине снижения оборота выдачи. Как результат, реальный тариф выдачи составит 1,24% (комиссия + убытки) или 1 182 249 грн.

Как это произошло – давайте разбираться.

Расчет финансового результата: «Выдачи кредитов»

PSP Platon

В наших расчетах нам понадобится еще два дополнительных параметра эффективности работы МФО.

1. Конверсия неудачных операций – данный параметр показывает какое количество операций, которые изначально были «неуспешны» наше МФО превращает в «Успешные». К примеру, после неудачной верификации карты, сотрудники кол-центра связываются с клиентом и просят использовать другу банковскую карту. Мы будем использовать показатель 80%, хотя в реальности этот показатель находится на уровне 40-60% (не хотел брать реальную конверсию, поскольку разница между финансовыми результатами в этом примере достигла бы абсурдных размеров).

2. Доход от выданного кредита – исходя из названия, месячная ставка МФО. В данном примере мы используем 30% (с учетом дефолтов и т.д.). Этот показатель мы будем использовать для оценки недополученного дохода.

Начнем расчет для “BEST PERFORMANCE” на этапе ВЕРИФИКАЦИИ

Мы получаем 100 000 000 грн. запросов на верификацию (для простоты вычислений, я не преобразовывал оборот в количество клиентов, поскольку на значительных объемах, эти цифры будут иметь прямую корреляцию).

- Конверсия верификации 90% — значит 90 000 000 грн. сразу идут на A2C (операция зачисления денег на карту)

- 10 000 000 грн. зависают. Из них мы 8 000 000 конвертируем в успешные транзакции (ввиду показателя «конверсия неудачных операций» который у нас на уровне 80%).

- 2 000 000 грн. мы так и не смогли конвертировать, а значит это наши потери в обороте

- 2 000 000 грн. в обороте это 600 000 грн. в недополученного дохода (2 000 000 грн. * 30% дохода в месяц = 600 000 грн.)

Расчет для ВЕРИФИКАЦИИ BEST RATE

Как и в прошлом расчете мы имеем 100 000 000 грн. запросов.

- 80% конверсия верификации, это 80 000 000 грн. которые отправляются на A2C

- Из 20 000 000 грн., которые зависли мы конвертируем 16 000 000 грн.

- Потеря в обороте 4 000 000 грн. (20 000 000 грн. – 16 000 000 грн.)

- Потеря в доходе 1 200 000 грн.

Итого по верификации:

BEST PERFORMANCE– 98 000 000 грн. оборота

SUPER RATE – 96 000 000 грн. оборота + потеря дохода (по сравнению с BEST PERFORMANCE) 600 000 грн.

Двигаемся дальше на A2C транзакции:

Для BEST PERFORMANCE мы имеем следующие показатели:

- 98 000 000 грн. идут на A2C

- Конверсия A2C 98% позволяет сразу выдать 96 040 000 грн. кредитов

- Из 1 960 000 грн. зависших транзакций мы конвертируем 1 568 000 грн.

- Потеря оборота составляет 392 000

- Потери в доходе составят 117 600 грн. (392 000 * 30%)

- Уплатили комиссии 976 080 грн.

Для SUPER RATE

- 96 000 000 грн. идут на A2C

- Конверсия A2C 96% позволяет сразу выдать 92 160 000 грн. кредитов

- Из 3 840 000 грн. зависших транзакций мы конвертируем 3 072 000 грн.

- Потеря оборота составляет 768 000 грн.

- Потери в доходе составят 230 400 грн. (768 000 * 30%)

- Уплатили комиссии 476 160 грн.

Финансовый результат выдачи (Верификация и A2C транзакции зачисления на карту)

BEST PERFORMANCE:

Выдали - 97 608 000 грн.

Уплатили комиссии – 976 080 грн.

Итого: 976 080 грн.

SUPER RATE:

Выдали - 95 232 000 грн.

Уплатили комиссии – 476 160 грн.

Прямые убытки – 712 800 грн. (Верификация 600 000 и A2C 112 800 грн.)

Итого: 1 188960 грн.

Фактически, выбирая тариф в два раза ниже, компания теряет по 200 000 грн. ежемесячно из-за более низких показателей конверсии платежного решения. И большую часть этих потерь генерирует ВЕРИФИКАЦИЯ.

Если же брать в расчет реальный показатель конвертации неуспешных операций – 60% (напомню, мы использовали 80%), платежный провайдер SUPER RATE, для того чтобы показать тот же финансовый результат, как и BEST PERFORMANCE, должен будет дать отрицательный тариф «-0,5%», тем самым – доплачивай МФО за выдачу кредитов.

Теперь давайте перейдем к погашению

Идеальная воронка погашения

PSP Platon

При построении идеальной воронки погашения необходимо использовать два принципа:

1. «Лучше сейчас за дороги чем потом еще дороже и может быть»

Этот принцип говорит нам о том, что когда человек (ваш заемщик) хочет Вам вернуть деньги, то их нужно забрать любым способом и за любой тариф. Почему же нельзя откладывать на потом? - Если человек готов отдать Вам деньги сейчас, это вовсе не значит что он отдаст Вам их и завтра (он может их потратить или отдать другой компании, что приведет к дефолту для Вас)

- Погашение сейчас, подразумевает погашение в канале ОНЛАЙН и если операция не пройдет тут, то это погашение перейдет на уровне ОФЛАЙН, а там тарифы как правило выше

- Переход оплат в офлайн, замедляет оборачиваемость вашего капитала на 3-4 дня, в виду того, что офлайн операторы осуществляют зачисления на Ваш счет, как правило через 3 дня. А это приводит к потери 4,5%-8% дохода + повышает риск возникновения кассового разрыва.

2. «Сначала - дешевел, потом - дороже»

Всегда пытайтесь забрать все деньги по минимальному тарифу, потом по более высокому, и уже в конце выводите в офлайн.

Пользуясь этими двумя принципами, мы можем построить каскадную модель из различных инструментов погашения, которая бы минимизировала риски и затраты.

Выгляди она будет так:

- ONLINE: Debit (минимальный тариф)

- ONLINE: Internet Acquiring (тариф высокий по сравнению с Debit, но ниже offline канала)

- OFFLINE: Терминалы, Отделения и т.д. (Тариф выше IA, и более медленное зачисление денег на счет)

Финансовый результат: «Погашение кредита»

PSP Platon

Результат эффективности погашения у BEST PERFORMANCE и SUPER RATE, несмотря на разницу в тарифе, по итогу оказался практически аналогичным. Также хочу отметить, что в данных расчетах я не беру во внимания потери которые несет МФО за задержку поступления денег на счет, и риски кассовых разрывов которые существуют у SUPER RATE, поскольку это сильно зависит от самой МФО и том каким капиталом она обладает и какую финансовую стратегию выбирает.

Давайте же разберемся, как же так, опять, вышло что тариф 0,5% догнал тариф 1%

Расчет финансового результата: «Погашение кредитов»

На этапе погашения, как и на этапе выдачи, мы видим очевидность необходимости идентификации процесса «выдачи и погашения» как единой системы. И особенно на «погашении» мы видим, как результативность работы одного канала погашения (онлайн), влияет на востребованность другого (офлайн) и как связка этих двух каналов влияет на финансовый результат в целом.

В этот раз начнем расчеты с SUPER RATE, в виду того, что у них более простая схема погашения.

- 100 000 000 грн. запросов на погашение

- Конверсия в 70% говорит нам о том, что проходит 70 000 000 грн.

- Все 70 000 000 грн. идут по типу Debit, и мы оплачиваем 350 000 грн.

- 30 000 000 грн. (100 000 000 грн. – 70 000 000грн) уходят в Offline

- Тариф погашения в offline 2.7% (он варьируется от 2.5% до 3.0%, но мы взяли средний)

- Комиссия offline составит 810 000 грн. (30 000 000грн. * 2,7%)

Теперь перейдем к BEST PERFORMANCE

- 100 000 000 грн. запросов на погашение

- Конверсия 95%, что говорит о том, что проходит 95 000 000 грн.

- 93% из 95 млн. проходят по технологии Debit, а это 88 350 000 грн.

- 7% из 95 млн. проходят по технологии IA, а это 6 650 000 грн.

- Комиссия по Debit 883 500 грн., а по IA 146 300 грн.

- В offline перетекает 5 000 000 грн.

- Комиссия offline составит 135 000 грн.

Финансовый результат погашения:

BEST PERFORMANCE:

Погашение online: 95 000 000 грн.

Погашение offline: 5 000 000 грн.

Комиссия online: 1 029 800 грн.

Комиссия offline: 135 000 грн.

Итого:

Оборот 100 000 000 грн.

Комиссия: 1 164 800 грн.

SUPER RATE:

Погашение online: 70 000 000 грн.

Погашение offline: 30 000 000 грн.

Комиссия online: 350 000 грн.

Комиссия offline: 810 000 грн.

Итого:

Оборот 100 000 000 грн.

Комиссия: 1 160 000 грн.

Финансовый результат Money Journey

PSP Platon

Вот мы и прошли весь Money Journey, и самое время подвести итоги.

В финале мы видим, что тариф имеет куда более маленькое значение чем, мы привыкли ему придавать. Благодаря более высокой эффективности своего решения BEST PERFORMANCE удалось не просто нивелировать более чем двойную разницу в тарифах, а дать возможность своему клиенту зарабатывать на 208 080 грн. в месяц или 100 000 долларов в год. Достичь этого удалось благодаря минимизации потерь на уровне верификации и выдачи кредита, что позволило увеличить оборот своего клиента, а также благодаря минимизации затрат в offline канале.

Наиболее релевантным и объективным KPI для любой платежной системы и ее результативности для МФО должен выступать Money Journey тариф.

Он указывает на затраты вашей компании, непосредственно связанные с техническим процессом выдачи и погашения кредита, в независимости от канала, инструмента и провайдера.

В нашем случае:

BEST PERFORMANCE – Тариф Money Journey: 1,083%

SUPER RATE – Тариф Money Journey: 1,2%

Три инсайда в виде бонуса

1. Доля погашений в offline, не должна превышать 10% от общего объема погашения. Если у Вас больше, скорее всего у Вас проблемы в погашении online. (Исключениями могут быть омниканальные МФО)

2. Всегда пользуйтесь Internet Acquiring в своей воронке online погашения. Пускайте транзакции сначала на Debit, а потом на IA. Вы сможете так сэкономить, так как IA всегда дешевле Offline

3. Всегда считайте грязную конверсию. Только так Вы сможете понять в чем проблема, и какие у Вас есть перспективы повышения эффективности работы. Берем «Удачные запросы» делим их на «Все запросы, зависшие, отказные… неважно»

Если Вы дочитали до этого места – то я в шоке.

Если вдруг возникли вопросы - Мой профиль в LinkedIn или Facebook

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Гела Слюсарчук", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 0, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "subsite_label": "unknown", "id": 95442, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Mon, 02 Dec 2019 23:43:50 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 95442, "author_id": 347401, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/95442\/get","add":"\/comments\/95442\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/95442"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 347401, "last_count_and_date": null }
Комментариев нет
Популярные
По порядку
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }