{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Современная урбанистика с фокусом на людей: как жителей вовлекают в строительство городов

Digital Guru о том, как люди могут влиять на строительство города и подавать идеи для новых проектов.

Соучаствующее проектирование ― это коллективное благоустройство города, в котором участвуют все субъекты ― власть, бизнес, эксперты и горожане.

Это направление начало зарождаться еще в 60-х годах прошлого века. Например, в Америке того времени люди активно боролись за свои права, и в том числе за возможность управлять инфраструктурой своего района. Так, одна из известных урбанисток Джейн Джейкобс выступала против государственных мегапроектов. А все потому, что они разрушали привычный образ жизни людей и социальные связи.

Нечто подобное происходило и Европе. Например, в Германии после падения Берлинской стены появилось много свободных территорий, и многие из них облагораживали с учетом мнения общества. Так, из-за участка бывшего аэродрома Темпельхоф даже собирали референдум.

В Советском Союзе проектирование городов полностью находилось под руководством государства. Только в 90-х появились частные застройщики, которые взяли вопрос в свои руки. Однако жители по-прежнему оставались всего лишь наблюдателями.

Возможность влиять на городское планирование они получили только в 2000-х годах, а практику полноценного соучастия постепенно развивают только сейчас.

Лестница гражданского участия Арнштейн

Этим термином называют уровни участия граждан в реализации городских проектов. В разных странах, и даже городах внутри одного государства, они могут отличаться. Всего автор концепции Шерри Арнштейн выделяет 8 уровней, но мы остановимся на 4 основных:

  • Информирование — здесь жители получают информацию о проекте, но никак не могут влиять на него.
  • Консультирование — у жителей спрашивают мнение и идеи относительно новых проектов, и частично его учитывают. Представим, что застройщики решают построить объект и уже выбирали место расположения. Жители никак не могут повлиять на факт строительства и на геолокацию будущего объекта, однако от них принимают идеи и пожелания по деталям реализации. Иногда для этого организуют специальный комитет и выбирают 1-2 активистов в качестве представителей от местных жителей. В Швеции, например, есть отдельные специалисты, которые рассказывают людям о новых проектах и принимают с их стороны предложения.
  • Сотрудничество — это совместная с гражданами работа над проектом, когда они принимают участие и в планировании, и в реализации. Чтобы принцип сотворчества сохранялся, идеально начинать советоваться с жителями до старта проекта, и до выбора места под строительство. Ведь именно последнее чаще всего вызывает проблемы и протесты, как, например, случай со школой в Троицке.

Идеальный пример сотрудничества застройщика с местными жителями — обустройство Горкинско-Ометьевского леса в Казани. Изначально там запланировали стройку, но вскоре начались протесты со стороны граждан. Чтобы решить проблему, власти собрали встречу с представителями самых разных сообществ, включая экологов и даже спортсменов. Каждая группа презентовала свой способ благоустроить лес, и после анализа всех вариантов пришли к наиболее компромиссному решению.

На этом сотрудничество не закончилось. Представители сообществ также контролировали процесс застройки и участвовали в оценке результатов. Интересно, что группы, которые были задействованы в проекте, чувствуют свою ответственность перед лесом и относятся к нему бережнее. В этом еще один плюс вовлечения граждан в благоустройство городской среды.

  • Наделение властью — это совместная с гражданами работа, при которой жителям передается право принимать окончательные решения по ключевым вопросам. Это самый высокий уровень, при котором жители сами управляют строительством и решают, что и где строить.

Пример участия жителей на таком уровне есть и в России. В 2016 году в Москве появился парк «Горка», который создали на месте парковки по инициативе местных жителей. Именно они разработали проект, добились поддержки депутатов и контролировали процесс.

Как жителей вовлекают в городское благоустройство

В настоящий момент основная модель взаимодействия властей и жителей в России ― консультирование. В некоторых местах до сих пор сохранилось информирование, однако встречается и партнерство.

В стандарте вовлечения граждан в развитие городской среды* предлагают следующие способы взаимодействия с жителями:

  • интервью, фокус-группы, опросы, в том числе онлайн
  • Экскурсии на территории будущего проекта
  • Публичные слушания и воркшопы, общественные обсуждения и встречи, где можно высказать свое отношение и предложить идеи
  • Онлайн-сообщества проекта и чат-боты
  • Краудсорсинг — коллективная работа жителей на специальных цифровых платформах. Например, в Санкт-Петербурге это сайт «Твой бюджет», в Москве можно предложить идеи в форму обратной связи на портале «Мой район». Кроме того, периодически появляются отдельные проекты, где жители могут внести свои предложения. Например, в этом году КБ Стрелка запускал проект «5 шагов для городов», в котором люди из 100 городов России могли внести предложения по улучшению среды.
  • Онлайн-исследования. Это один из самых интересных методов последних лет — простой по организации и эффективный. Он основан на анализе сообщений и комментариев, которые жители оставляют в городских сообществах, чатах и пабликах по поводу проектов. И если прийти на собрания и высказать предложения может не каждый, то здесь по мере того, как у людей возникают идеи и предложения, они сразу их высказывают и коллективно обсуждают.

Поэтому некоторые застройщики проводят исследования социальных медиа и анализируют все сообщения жителей по теме, которые попадают в выборку. С помощью исследований на стадии разработки проектов можно определить ключевые запросы жителей района или посетителей общественного пространства. Оно может оказаться полезным даже на стадии идеи. Например, изучив, какие темы обсуждают жители, легче понять, в каком направлении развивать город в целом. Это огромный шаг вперед по сравнению с небольшими социальными опросами и редкими встречами с активистами. Такие исследования мы проводим в нашем агентстве Digital Guru.

Как понять, что участие жителей в развитии города действительно происходит?

Не всегда мнение жителей на самом деле учитывается. Иногда общение с жителями и опросы — лишь видимость сотрудничества. Например, в Москве был случай, когда граждане оспаривали итоги голосования по поводу строительства жилого дома в суде. Тогда из-за настроек сайта они не смогли выразить свою позицию. В результате разбирательств выяснили, что 52 человека, которые голосовали, оказались жителями Санкт-Петербурга, а не района Москвы.

В последнее время застройщики стараются вести дела честно, и такие инциденты скорее исключение. Приведем несколько аргументов, которые покажут, что сотрудничество действительно происходит не только на словах, но и на деле:

  • Мнение людей о проекте спрашивают до разработки технического задания по проекту
  • Жители видят, что их участие действительно влияет на результат
  • К проекту привлекают разные группы людей или их представителей
  • Информация о строительстве есть в открытом доступе

Соучаствующее проектирование ― это шаг вперед в развитии общества и городов. Люди могут принимать участие в развитии городского пространства и влиять на то, что их окружает. От этого растет удовлетворенность в обществе, снижается напряженность в отношениях с властями, появляется возможность более эффективно решать проблемы и создавать проекты качественно. А чтобы полноценно учитывать большее число мнений, можно задействовать исследования социальных медиа. В интернет-пространстве люди часто открыто высказывают свою точку зрения и предлагают интересные решения.

*подготовлен Центром городских компетенций Агентства Стратегических Инициатив совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда