Проверка на совместимость: искусственный интеллект в малом бизнесе
Высокие технологии доступны не только Яндекс и Google
По данным аналитиков компании Dentons, более половины крупных и средних компаний применяют в работе искусственный интеллект. Активно пользуются решениями ИИ только 12% компаний, а еще 48% находятся в стадии тестирования.
Обычно в исследованиях изучают компании среднего и крупного размера, оставляя малый бизнес в стороне. Мы решили разобраться, есть ли место искусственному интеллекту в малом бизнесе и как он применяется.
Ситуация на рынке
Крупные компании используют ИИ в основном для обеспечения робототехники, в производстве, для создания передовых алгоритмов машинного обучения (ML) и методов обработки данных. Помимо этих направлений, исследование Unsupervised* показало, что:
- 21% используют ИИ для разработки продуктов и услуг;
- 21% сосредоточили на ИИ свои операционные стратегии;
- 15% применяют искусственный интеллект в маркетинге и продажах.
Малый бизнес еще не использует ИИ так широко, как средние и крупные компании. В большинстве случаев медленное внедрение ИИ приписывается технической стороне. Но есть и другое мнение, которое заключается в том, что компании не привыкли смотреть на проблемы глазами машины и им проще нанять команду живых разработчиков для решения задач.
Такая ситуация связана не с размером компании, а с подходом к работе и мы видим, как малый бизнес все больше применяет технологии ИИ, хоть и не в таких масштабах. В исследовании названы три основные причины, почему малый бизнес не использует ИИ.
- Стоимость технологии. О высоких расходах на ИИ заявила почти половина владельцев бизнеса, а еще 28% ищут для ИИ другие варианты использования, чтобы оправдать его стоимость.
- Дефицит навыков и кадров. Около 40% опрошенных заявили, что внедрили бы эту технологию, если бы смогли привлечь необходимых специалистов.
- Возможные риски внедрения. 62% владельцев бизнеса обеспокоены рисками для безопасности основных бизнес-процессов. Это также связано и с недостатком кадров, которые могли бы обеспечить безопасное внедрение ИИ.
Как малый бизнес применяет искусственный интеллект
Маркетинг
По данным Unsupervised самой популярной задачей искусственного интеллекта в малом бизнесе является создание контента для рассылок и рекламы. Этим занимаются 47% владельцев бизнеса. Они применяют ИИ для создания контента по демографическим срезам клиентов и автоматически адаптируют ним контент.
Виртуальные помощники
Еще 44% используют в работе чат-боты, где активно применяется искусственный интеллект. Многие компании используют чат-ботов в качестве канала для службы поддержки и продаж.
Управление запасами
Еще 35% владельцев малого бизнеса отметили, что используют ИИ для управления запасами. Например, он помогает контролировать количество товара на складе и вовремя сообщать о позициях, которые нужно пополнить. Это особенно актуально в праздники, во время повышенного спроса.
Это основные направления применения искусственного интеллекта в малом бизнесе, но возможности и гибкость технологии позволяет использовать ее куда шире. Помимо интеграции в технологическую инфраструктуру бизнеса, ИИ уже сейчас можно использовать для решения рабочих задач без больших затрат и привлечения специалистов.
* Компания Unsupervised, занимающаяся разработкой программного обеспечения для искусственного интеллекта и анализа данных, провело исследование на основе данных из двух основных источников:
1. Отчет Стэнфордского университета об индексе искусственного интеллекта за 2021 год
2. Исследования Deloitte «Состояние искусственного интеллекта на предприятии»