Карьерная устойчивость

Выбранный когда-то карьерный путь рано или поздно может завести в тупик. Чаще всего такие тупики возникают в моменты внешней турбулентности, когда никто не может дать четкого прогноза на будущее. Пандемия, экономический и политический кризис, развитие искусственного интеллекта…

Карьерная устойчивость

В случае неопределенности у мыслящих и амбициозных людей возникает много вопросов:

  • Что делать дальше с карьерой?
  • Как оставаться востребованным?
  • Во что инвестировать и чему учиться?
  • Кому завтра будет нужна моя экспертность?

Если вы не можете сразу ответить на такие вопросы, то находитесь в зоне риска, потому что каждый неверный ответ заведет из одного тупика в другой и в итоге приблизит крах карьеры.

Главный вопрос: как повысить свою карьерную устойчивость и иметь возможность заново выстроить успешную карьеру при необходимости?

Экономические, социальные и политические изменения во все времена оказывают сильное воздействие на индивидуальную карьеру.

В СССР люди работали всю жизнь на одном предприятии и могли выйти на пенсию в должности младшего научного сотрудника, так и не дождавшись повышения. Стабильность! Во времена зарождающегося капитализма следующие поколения научились перемещаться между отраслями и компаниями в поисках новых карьерных возможностей. Экономическая ситуация того времени способствовала бурному развитию. Да, чьи-то карьеры были разрушены, но большинство амбициозных профессионалов конца 90-х и начала 2000-х были вознаграждены сполна, за пару десятилетий сделали успешные карьеры и заняли достойные места на социальной лестнице.

В 2014 году политические изменения и последовавшие за ними экономические неурядицы в ряде отраслей начали сказываться на карьерах. Кого-то сократили, кто-то смирился с отсутствием карьерного роста, но большинство амбициозных участников рынка труда чувствовали себя уверенно.

Во время пандемии затронуты оказались карьеры абсолютно всех. Даже если удавалось сохранить или преумножить статус и доход, через стресс прошли все. Из-за необходимости встраиваться в новые реалии, из-за неопределенности, из-за ослабления привычных связей. Это теперь, по прошествии времени, пандемия кажется нам чем-то незначительным, но тогда изменившийся уклад потряс всех.

В нынешних условиях самой главной страшилкой для умных взрослых профессионалов, ориентированных на развитие карьеры, стало не какое-то конкретное явление, происходящее здесь и сейчас, а состояние неопределенности. К конкретным трудностям успешные руководители со стратегическим мышлением привыкли относиться толерантно, особенно те из них, кто уже пережил несколько кризисов. Кого-то это даже вдохновляет. Но мне сложно поверить, что можно быть уверенным в успехе, когда невозможно планировать будущее, то есть формировать цели.

А если привычная система изменится? Как сориентироваться в новой? И какая она будет – новая?

Тот, кто стоит на верхней палубе корпоративного корабля, вряд ли удержит свои позиции во время шторма или при резкой смене курса, если не будет владеть навыками, необходимыми для устойчивости.

И если вам кажется, что, достаточно попытаться удержаться, пока корабль меняет направление, а дальше, все устаканится, то это не так. Устойчивость в любом случае вам пригодится, если вы хотите долго оставаться в профессии, продолжать карьеру и повышать уровень статуса и дохода.

Карьеры многих успешных людей показывают, что они уверенно переживают неспокойное время и даже наращивают свои профессиональные и финансовые ресурсы, если активно влияют на окружающую среду, находят новые возможности для трудоустройства и заново создают свои карьерные истории. Деструктивные события макроуровня (затрагивающие все общество) и конкретные микро-обстоятельства (касающиеся одного человека, такие, например, как несложившиеся отношения с руководителем) побуждают их развивать новые компетенции, более соответствующие текущей ситуации.

Новые компетенции, необходимые тем, кто хочет долго оставаться востребованным профессионалом и успешным карьеристом.

1) Умение вовремя отказаться от ранее привлекательных целей.

Понятие «классическая карьера» постепенно выходит из употребления. Многие продолжают по инерции идти к высшей должности своей функции (например, от экономиста до ЗГД по экономике), хотя давно уже не испытывают по этому поводу никакого воодушевления. Да, и на рынке снижается потребность. И если человек вовремя не заметит, что пора повернуть, а то и вовсе развернуться, он становится сбитым летчиком.

Важно вовремя понять, что пора прекратить строить «правильную» карьеру, и начинать новый маршрут каждый раз, когда в этом есть необходимость. Воспринимайте карьерный тупик как важный знак того, что пора перестроить свою карьеру, превратив ранее приобретенные компетенции во что-то, востребованное рынком в данный момент.

Рекомендую амбициозным карьеристам поступать со своими карьерами также, как успешные предприниматели поступают с неперспективными бизнесами: они вовремя от них отказываются и переключаются на более актуальные идеи, чтобы преумножить свои капиталы.

2) Умение «вынуть» из имеющихся компетенций те, что закрывают потребности рынка.

Переосмыслите свой предыдущий опыт, сделайте анализ прежнего карьерного пути и найдите те компетенции, которые можно дорого продать. Посмотрите, что из того, что вы умеете делать лучше всех, востребовано прямо сейчас. Если вы HRD, то рынок в разное время требует то сокращение персонала, то массовый подбор, то активное переобучение. Что из этого актуально прямо сейчас? Если вы финдиректор, то потребность в какой вашей экспертизе есть у работодателя на текущий момент: автоматизация учета, сокращение издержек или привлечение инвестиций?

Важно уметь перестроить свое мышление с описания функций («организую такие-то процессы») на преимущества для работодателя («обеспечиваю организации длинными кредитами / дешевым персоналом / китайскими запчастями»). Если вы умеете быстро перенастраивать свой мозг на потребности рынка, вы никогда не останетесь без работы. Стало скучно – «Так, что я еще умею или люблю делать, и что из этого могу продать рынку?». Уволили – «Где я сейчас нужен с таким опытом?»

К сожалению, большинство руководителей привычно действуют на автомате: «Раз я работаю директором по логистике, то при увольнении первым делом открываю ХедХантер и ищу вакансии директоров по логистике». И даже если долго не могут найти работу, им не приходит в голову сменить собственное позиционирование. При этом я не предлагаю сменить статусные или денежные притязания. Только ваше экспертное позиционирование. Как это сделать – в следующем пункте.

3) Умение упаковать свои навыки и предложения для рынка таким образом, чтобы привлечь к ним внимание стейкхолдеров.

Сделать это нужно в два приема: блок базовых профессиональных компетенций, которые обеспечивают вашу ключевую экспертность (то, что вы делаете лучше коллег), и блок компетенций, отвечающих современным требованиям экономической и социальной ситуации (например, умение распознавать вранье в непомерном потоке трафика).

Я, например, лучше коллег вижу, когда люди врут, так как 20 лет оцениваю персонал. Также я знаю простые приемы диагностики, которым могу научить других. Этот свой упакованный в два блока опыт я несу в те организации, где стоит проблема противостоять манипуляциям со стороны клиентов, и провожу тренинги для их отдела продаж.

Вам не нужно приобретать новые компетенции в тот момент, когда вы чувствуете себя неуверенно. Когда нет ясности, что будет дальше, гораздо разумнее переупаковать и продать уже имеющиеся. Вот когда обретете уверенность, тогда пойдете за новыми знаниями. Например, часто можно увидеть, как руководители после увольнения делают инвестиции в обучение навыкам, которые, по их мнению, на данный момент больше всего нужны рынку. Помните, как несколько лет назад многие бросились учить языки программирования, так как это был востребованный и хорошо оплачиваемый навык? Или еще ранее все поголовно учились проектному менеджменту. Сейчас, например, все хотят овладеть техниками коучинга и менторинга, справедливо полагая, что это пользуется спросом. Пользуется, конечно. Но, отучившись, вы встанете в один ряд с теми, кто уже давно и успешно предлагает рынку эти же умения, и точно проиграете в конкурентной борьбе. Так что, если и нужно чему-то учиться, когда в карьере что-то пошло не так, то это тому, как упаковать и презентовать потенциальному работодателю или клиенту уже имеющие у вас компетенции.

4) Умение лаконично формулировать мысли. Раньше для формирования и поддержания деловых связей нужны были годы совместной работы, многочисленные походы в боулинг, бессмысленные small talk на конференциях в надежде познакомиться с нужными людьми. Теперь, чтобы создать возможность для сотрудничества, мы просто пишем незнакомому человеку через соцсети, назначаем встречу и обсуждаем варианты. Главное – составить лаконичное, но содержательное, сообщение, которое замотивирует человека проявить к вам интерес. Тот же самый навык помогает презентовать свои достижения на собеседовании, он же нужен во время важных совещаний, чтобы ваши идеи были услышаны.

Однако в последнее время я наблюдаю какое-то кошмарное неумение руководителей излагать свои мысли. При этом складывается такое впечатление, что, чем выше статус человека в корпоративной иерархии, тем меньше он владеет этим навыком, потому что привык, что его и так слышат, с ним соглашаются и хотят встретиться.

Важность навыка актуализируется, когда в карьере что-то пошло не так, и нужно удержать позиции.

«Кто я такой + Чем могу быть полезен + Что предлагаю» - вот формула, которая поможет уместить весь ваш двадцатилетний опыт в одно предложение. Тренируйтесь!

Мы живем в такое время, когда большинству руководителей, уже достигших вершин, придется заново изобретать себя и искать новые карьерные возможности, чтобы поддерживать привычный образ жизни, не говоря уже о развитии и повышении.

Напоследок хочу отметить, что в неизвестности есть большой плюс – все остальные так же ничего не видят впереди, как и вы. Поэтому есть шанс первым запрыгнуть в открывающееся окно возможностей и обойти конкурентов.

P.S. Подписывайтесь на мой ТГ-канал, там я выкладываю полезные материалы для тех, кто хочет долго оставаться востребованным. А если хотите обсудить со мной свою карьерную ситуацию, запишитесь на бесплатную консультацию - https://clck.ru/397xDz.

11
1 комментарий

все рано или поздно выгорают