Тестирование. Как побороть синдром самозванца?

Доброго времени суток!

Хотел бы немного рассказать о своем первом опыте в тестировании и так называемом "синдроме самозванца", который меня, как и многих, не обошел стороной.

Не так давно я устроился на работу в IT компанию, и это был мой первый полноценный проект, в котором я стал единственным QA-инженером. Тестирование продукта полностью легло на мои плечи, и так как я особо не имел опыта работы на реальном проекте, мысли о том, что мне в одиночку придется контролировать качество продукта, вгоняли меня в легкую депрессию.

Мое погружение в проект сильно зависело от качества онбординга и процессов коммуникации в команде, так как система мне совсем незнакома. Плюсом ко всему, я на тот момент не особо обладал софт скиллами и плохо представлял, как выглядит коммуникация внутри команд разработки. Была боязнь задать глупый вопрос или задать вопрос не тому человеку. Все эти мысли свойственны начинающим специалистам, и я не был исключением.

Не буду рассказывать о том, как я неделю проходил обучение по системе, так как там ничего интересного. Сразу перейдем к моменту, когда я получил первую реальную задачу на тестирование.

И так, я вижу перед собой описание задачи, читаю, перечитываю, еще раз перечитываю. Понимаю, что без помощи тут не обойтись и придется идти к кому-то, чтобы мне объяснили, как это работает. Пишу сообщение аналитику, грамотно подбираю слова, использую термины, в общем пытаюсь не показаться дилетантом. Отправляю, жду.

Слегка удивился, когда в ответ получил голосовое сообщение, которое начиналось с таких слов: "А, да это вообще легко, сейчас все объясню". Далее было описание логики в манере, как будто мы знакомы несколько лет. Еще раз, я ждал каких-то высказываний, на подобии "Ты же прошел обучение по системе" и т.д., а услышал максимально подробное описание логики и фразы типа "Если не понял, не парься, созвонимся и я все покажу".

Оказывается, там тоже обычные люди и ничего страшного в них нет, подумал я, и в принципе был прав.
Спустя пару недель ежедневного общения с командой, я уже вообще не стеснялся задавать любые вопросы и где-то казаться глупым, если это требовалось для решения задачи.
Наверное, мне очень повезло с командой, так как все без исключения были готовы помочь, если я об этом просил. Поэтому, как таковой "синдром самозванца" прошел максимально безболезненно.

Еще один момент.
Мои частые вопросы к команде вылились в похвалу от работодателя на встрече по завершению испытательного срока. Звучало это так: "От команды обратная связь о тебе хорошая, вникаешь в каждую задачу, пытаешься разбираться в устройстве системы". Как будто то, что я задавал вопросы практически по каждой задаче, показало, что мне интересно, как работает система, и я действительно заинтересован в качестве.

На текущий момент я все так же задаю вопросы, когда мне что-то непонятно, и все также мне помогают разобраться.
Для работодателя главное, чтобы не было багов на проде и продукт был качественным, а то, как вы этого качества добиваетесь, это уже дело индивидуальное, у каждого свой подход.
Кто-то жить не может без документации, у кого-то она в голове, а кто-то умеет собирать нужную информацию от команды, и все подходы правильные, выбирайте любой.
Главное - качественный продукт, чем раньше вы это поймете, тем быстрее начнет выстраиваться тактика и подходы в вашей работе.

Отвечая на вопрос и название статьи: "Как побороть синдром самозванца?"
Никак, не надо с ним бороться. Выполняйте задачи, развивайтесь как специалист, всё само пройдет.

P.S. Если вы решите сменить проект или вас уволят, например, то на следующий день о вас вряд ли уже кто-то вспомнит. Держите эту мысль в голове, когда "накручиваете" себе очередные мыслишки о том, что вас кто-то может посчитать некомпетентным и тому подобное.

11
Начать дискуссию