{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Маркет Местной еды: как мы копались в кучах мусора и отмывали его, чтобы сдать на переработку и что из этого вышло

Я — Настя Колесникова, основатель «Местной еды». Уже шесть лет мы делаем Маркеты еды, где каждый может стать ресторатором на два дня и протестировать идею. Фестивали еды, маркеты и фудкорты генерируют огромное количество мусора. Одноразовые стаканы, крышки, тарелки, приборы, трубочки. В 2019 году мы решили сократить количество мусора на Маркетах Местной еды. Искали решения, тестировали их на своих маркетах и фудкортах, которые организовывали для других мероприятий. Делюсь опытом, что из этого вышло и к каким выводам мы пришли.

Первые открытия

Все началось с того, что я предложила потребовать у всех участников маркета убрать пластиковую посуду и сделать «экологичные» бумажные стаканчики. Мы стали изучать этот вопрос и поняли, что у нас есть какие-то невероятные фантазии на тему экологичности, и мы многого не знаем.

Например, бумажные стаканы для горячих напитков — с ламинацией внутри. В России их почти не перерабатывают, для этого нужен специальный полигон. Земля, на которой могла расти травка и деревья, превращается в зацементированное поле, на котором лежат наши стаканчики. Мало похоже на экологичный подход. Да и вообще любая переработка — нагрузка на планету и экологию. Все равно нужно строить заводы, делать полигоны. А значит, нам нужно не просто перерабатывать, а уменьшать количество отходов в принципе.

Другой пример — красивая recycle-посуда. На самом деле она перегнивает на мусорке, увеличивая ее размеры.

Поэтому наша концепция получилась такой:

1. Отказываемся от одноразовых вещей, используя многоразовые

2. Все, что не может быть многоразовым, сдаем на переработку

Шаг 1. Отказ от одноразовой посуды

Конечно, мы бы хотели делать мероприятия с многоразовой посудой. Но в условиях уличных маркетов и фудкортов это сложно. Так как мы не могли изменить все сразу, начали с самого большого зла — тех самых одноразовых стаканов.

Поставили на маркете стойку, где гости могли взять многоразовый стакан, оставив в залог 100 рублей. Поcле маркета стакан можно было забрать с собой или вернуть на стойку и получить залог обратно. Эту идею мы реализовали совместно с капшерингом Happycup.

Все гости, которые приходят на Маркеты Местной еды со своей тарой (как стаканами, так и контейнерами для еды) получают скидку.

Шаг 2. Раздельный сбор мусора

Мы решили сортировать мусор и сдавать его на переработку в «Собиратор». Установили площадку сбора перерабатываемых отходов (одежда, обувь, пластик, стекло) и рукомойник, чтобы отмывать пластик от еды, иначе его не принимают. Но облажались.

У нас не хватило времени, чтобы везде сделать точки раздельного сбора мусора и в первый день около столов мы поставили общие урны. В итоге к концу дня у нас была гора несортированного мусора.

Мы отвезли мусор на наш склад и нашли на Youdo семью, которая целый день перебирала последствия нашего праздника. Они своими руками разобрали два восьми-кубовых контейнера с тарелками, приборами, стаканами, трубочками и бутылками. Это сильно нас впечатлило — мы сделали так, чтобы этот мусор появился, а кто-то другой его перебирает.

Итак, наши помощники рассортировали мусор, но большая его часть была очень грязной, и у нас его не хотели принимать — такие правила в «Собираторе». Тогда мы нашли ближайшую мойку и целый день мыли свой мусор. Это был тяжелый день. Никто не верил, что мы доведем дело до конца. Ребята в «Собираторе» не ждали нас обратно, но мы справились.

Десять мешков пластиковых стаканов и посуды, пять мешков стекла, по одному мешку соломинок и крышечек — вот что удалось сдать на переработку.

Какие сложности возникли еще?

  • Не все готовы поддержать наши инициативы: некоторые гости — мыть посуду и думать, что куда выкидывать, участники — объяснять, как важна экология и зачем нужно брать HappyCup, а также разделять мусор, а не кидать все в один ящик
  • Гости торопятся и не смотрят, что куда кидать
  • 90% посуды с остатками еды, около 50 кг пищевых отходов, которые сложно сортировать

Мы поняли, что нужна продуманная система. В 2020 году мы делаем все наши проекты этичными и экологичными:

  • Запускаем школу экологичного фастфуда
  • Разрабатываем мобильную зону переработки для своих маркетов и в аренду другим мероприятиям
  • Создаем систему переработки для ресторанной индустрии

Давайте обсудим. Расскажите, как вы относитесь к большому количеству одноразовой упаковки в службах доставки еды, покупаете ли кофе на вынос в одноразовых стаканах, и вообще обращаете ли внимание, насколько экологична компания и что она делает в этом направлении, важно ли это вам.

0
1 комментарий
Антон Мараховский

Я стоял с красным PhotoBus.me на нескольких ваших маркетах. Они крутые! И классная инициатива, полностью поддерживаю! Особенно впечатляет про семью, разобравшуюся с 8 кубометрами мусора!!! 👍🏻 Давно заметил, что на фестивалях и т.д. образуется огромное количество пластиковых отходов, это печаль! Сам стараюсь брать на проекты свою миску-тарелку, походные столовые приборы, обязательно термокружку или флягу с водой. Считаю, нужно обязательно повышать свой собственный уровень осведомлённости в этом вопросе и просвещать других. Иначе нашим детям и внукам придётся жить среди вонючих гор мусора, отравленной химикатами воды и дышать загрязнённым воздухом... Это уже происходит... Сил и успехов вашей команде!

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда