По следам Регины Тодоренко: как нужно было отработать скандал про домашнее насилие с точки зрения PR?

Алёна Георгиева, директор по коммуникационному развитию Rights Business Standard
Алёна Георгиева, директор по коммуникационному развитию Rights Business Standard

Один из главных скандалов интернет-сообщества в период самоизоляции случился вокруг телеведущей Регины Тодоренко. В своем интервью она оправдала домашнее насилие, заявив, что женщины, которые его переживают, зачастую сами в этом виноваты.

«А что ты сделала для того, чтобы он тебя не бил? А что ты сделала для того, чтобы он тебя ударил?» — сказала Тодоренко. Интернет на эти слова очень быстро отреагировал: помимо травли, которая развернулась против ведущей в социальных сетях и СМИ, журнал Glamour лишил ее премии «Женщина года», а рекламодатели стали отказываться от сотрудничества с Тодоренко.

В чем проблема?

Первое видеоинтервью тут же наполнилось комментариями из серии «Регина себя показала не с лучшей стороны», но возможно, скандал не набрал бы своей силы, если бы не продолжение темы в прямом эфире с журналом Glamour, где Регина заявляет следующее:

«Первым пунктом в психологических исследованиях стоит, что женщине нравится быть жертво… Когда происходит какой-то такой момент физического насилия, на утро она встает и становится спасительницей, ее муж избил, когда был пьяный, а утром она принесла ему рассольчика и супчика и начала читать нравоучения. И она уже вроде как спасительница, и он вроде ее любит, и многие этим пользуются».

Тут уже подписчики, блогеры не смогли сдерживать возмущение и, кажется, даже сомневающиеся готовы были выйти с вилами.

Дальше Регина дала прямой эфир от себя, пытаясь дать пояснения, затем были извинения и снова извинения…

Если ты бренд?

Многие бренды, чьи стратегические концепции оказались не совместимы с высказываниями Регины, задумались о разрыве контракта или уже сделали это.

Но можно и сыграть на этой истории. Проблема домашнего насилия особенно актуальна в период пандемии COVID-19, ведь многие жертвы не могут уйти от агрессора из-за строгого карантина. Во многих странах люди ищут способ помочь пострадавшим в нелёгкой ситуации, но в России, к сожалению, пока есть только психологическая помощь.

В сети уже появились петиции о лишении титулов и других звезд, ведь если Glamour отобрал свою премию, почему Марат Башаров, поднимающий руку на женщин, все еще носит свои звани!?

Онлайн-возможности самоизоляции и особенное внимание аудитории – прекрасное время, чтобы объединить всех, кто против насилия вместе, сделать масштабный социальный проект, который может стать не только маркетинговой акцией, но и реальной помощью.

Для этого уже есть вовлеченная аудитория; инфлюенсеры, которые готовы раскручивать тему; диджитал каналы; а теперь еще и время активнее поучаствовать во флешмобах, конференциях, челленджах и всем, что мы придумаем на эту тему.

Ведь тема домашнего насилия уже не первый год затрагивает все больше людей. Флешмоб, запущенный блогером Александрой Митрошиной в прошлом году, за час с момента ее публикации с хештегом #ЯНеХотелаУмирать собрал более ста фотографий.

Однако в интернете и офлайне не так давно набирала обороты и кампания противников закона о семейно-бытовом насилии. Они вели агитацию в соцсетях, проводили протестные акции и создавали петиции, чтобы помешать его принятию. По их мнению, он несёт в себе «радикальную антисемейную идеологию» и грозит уничтожить «традиционные духовно-нравственные ценности». Правозащитники уже рассказывали, что «неизвестные засылают сотни писем Путину и в Думу», предупреждая о возможном «разрушении семей» под влиянием нового закона. Реальные угрозы поступали одной из соавторов законопроекта Оксане Пушкиной.

Раз есть два противоборствующих лагеря с сильной аудиторией и своими вескими аргументами, то два сильных конкурирующих бренда могут выступить поддержкой каждой из сторон, заявив свое мнение и еще раз доказав, что работают для аудитории и будут поддерживать их интересы. Чем не идеальная платформа для PR батали!? Можно задействовать весь инструментарий: пресс-конференции, роудшоу по фондам, которые помогают жертвам насилия; онлайн-баттлы; пресс-завтраки; выставки; конкурсы; фестивали и многое другое.

И как бы ни развернулась дальше тема домашнего насилия, давайте вспомним, что всего за секунду до фразы Регины о том, кто что сделал, чтобы его били или нет, звучала другая, на мой взгляд, гораздо более важная фраза: «Мы делимся счастьем в моменте». И создавая грандиозные PR кампании на эту или другие темы, давайте об этом помнить.

Начать дискуссию