Большой уставник, нет культуры навынос и дешевый кофе: проверили идею за 3 дня и передумали открывать кофейню в Турции
ex-СЕО Coffee Like рассказывает, как быстро проверить, сработает ли бизнес-модель в другой стране и почему открыть кофейню лучше в Грузии или ОАЭ, а не в Турции.
Меня зовут Кирилл Попов, я ex-СЕО Coffee Like и сооснователь сети кофеен самообслуживания Lifehacker Coffee. Сейчас я развиваю модель Lifehacker Coffee в мире, но уже под другим брендом. Big Smile Coffee — глобальная франшиза self-service кофеен в Грузии, ОАЭ и Сингапуре. Мы постоянно ищем рынки, где наша модель будет максимально эффективна. Благодаря мобильности кофеен (мы можем перевозить кофейню с места на место до талого, пока она не развалится) нам достаточно продавать 20-25 стаканов кофе в день, чтобы быть в большом плюсе, имея рентабельность выше 35%.
Когда началась частичная мобилизация, многие в моем окружении стали уезжать в Турцию, в том числе и подписчики моего телеграм-канала. Они спрашивали в личке: «я переезжаю, есть франшиза в Турции?». А ее там нет, хотя идея казалась крутой на тысячу процентов. И мы решили с командой быстро протестировать, сработает ли наша модель в этой стране.
Гипотезу протестировали за три дня: рассказываю, как это было.
Как мы обычно анализируем рынок
Сначала проводим кабинетное исследование, а потом выезжаем в город (страну), с которого хотим начать. В общем виде анализ выглядит так.
Изучаем спрос, конкурентов и поставщиков. Смотрим и на автоматизированные кофейни, и на «Старбакс» с «Коста Кофе». Находим и общаемся с поставщиками, смотрим цены на кофе и оборудование.
Смотрим на локации. Оцениваем центры притяжения людей — торговые центры, транспортные узлы и больницы.
Смотрим на законодательство. Оцениваем простоту открытия и ведения бизнеса, налоги и риски. Когда анализировали, например, Бразилию, поняли, что сами местные консультанты не знают, сколько нам бы пришлось отдавать налогов. Но все упорно говорили цифры не меньше 20% от выручки — от такого мы сразу отказались.
Оцениваем уровень дохода населения. Смотрим, хватает ли у людей в принципе денег на покупку кофе. Большой капучино — это все же излишек для многих.
Но самое главное — оценка модели потребления. Кофе навынос в разных странах разный. Где-то это american dream, где-то — традиция, где-то кофе — совсем другой напиток. Поэтому нам сначала важно ответить на три вопроса:
- Какие напитки и в каких ситуациях пьют люди в этой стране?
- Как они часто пьют кофе и готовы ли брать его навынос?
- Сможем ли мы воспроизвести эти напитки на нашей машине?
Исходя из ответов мы должны понять: нужен ли нам такой рынок, ломаем ли мы его под себя или встраиваемся в него.
Например, в той же Бразилии кофе пьют скорее дома и на работе, но не берут его с собой и не ходят со стаканчиками по улице. Более того, работодатель в этой стране законодательно обязан обеспечить сотрудников кофе. Если у всех есть доступ к бесплатному кофе на работе (неважно какого качества), то они просто не дойдут до кофейни.
После кабинетного исследования мы приезжаем на место и проверяем, насколько все то, что мы нашли в интернете, соответствует действительности. Как раз найти поведенческие паттерны на местах — главная задача проджект-менеджеров. Они своими глазами смотрят, куда реально идут люди и что покупают каждый день. Только после этого мы можем сформулировать гипотезы по напиткам и размещению.
Почему мы не стали открывать сеть кофеен в Турции
Турецкий кофе — совсем другой напиток. Он. Очень. Густой. И. Очень. Маленький. А наша модель — большие стаканы американо и капучино. Впрочем, и турецкий кофе мы бы готовили, но…
Кофе не пьют на ногах. В Турции много Старбакса и европейских кофеен, а многие города насыщены туристами, которые любят классические капучино и американо. Но только туристы и берут кофе навынос: местные предпочитают пить кофе или чай сидя за столиком, на веранде или в кафе. Их в Турции ооооочень много.
Это мы поняли, открыв трансляции и видео с популярных набережных и вручную, с кликером, считая людей со стаканами в руках. Окончательно убедились и подтвердили этот факт уже проджекты на местах.
Слишком дешевый кофе. Главная беда — курс лиры. Он настолько низкий, что чашка капучино в традиционной кофейне в пересчете на рубли стоит 80 рублей. Это намного дешевле, чем в России, например. С ориентиром на такую цену у нас не будет никакого запаса прочности, и любое отклонение по закупочным ценам и аренде будет убивать маржинальность в ноль. Для сравнения показатели в тех странах, где мы уже есть в наших кофейнях: в Сингапуре стакан капучино стоит 240 рублей, в Дубае — 170 рублей, в Грузии — 100.
Ограничения по локациям. С одной стороны, в Турции теплый климат и открытые веранды. С другой — низкая этажность. Да, туристов много, но плотность лобби, постоянно проживающих людей — очень низкая по сравнению с той же Москвой или Сингапуром. В Анталии, например, у зданий максимум восемь этажей, большинство — четыре. Ну и риски вандализма никто не отменял.
Неоднозначные условия открытия и ведения бизнеса. С одной стороны, все прекрасно: граждане России могут открывать бизнес достаточно и недорого и не нужно делать учредителем резидента Турции. Но с другой — высокие налоги:
- корпоративный налог — 22%,
- налог на дивиденды — 10%,
- местный аналог НДС — 18%,
- подоходный налог — от 15 до 40%.
Кроме того, для компании, которая хочет совершать международные операции и нанимать иностранцев, уставной капитал вырастает до 250 000 турецких лир. А это наш случай, потому что нам нужно закупать сырье, оборудование и переводить деньги. Для MVP это слишком дорого. Одно утешение: есть рассрочка по внесению до двух лет.
И еще важный момент, следите за руками. Можно открыть не ООО, а ИП. Но для ИП требуется бизнес-виза. А для получения бизнес-визы нужно взять на работу не менее 5 граждан Турции. При этом налоговых преимуществ у ИП по сравнению с ООО никаких ¯\_(ツ)_/¯
***
Этих причин было достаточно, чтобы отказаться от идеи. Считаю, что сработали классно: получили много информации и откатали гипотезу всего за три дня.
Теперь можем полностью сфокусироваться на тех странах, где мы уже есть и масштабируемся: это Грузия и ОАЭ, и плюс прямо сейчас проводим полевые исследования в Сингапуре и Куала-Лумпуре. В этих странах уже сформирована культура Старбакса — много людей покупают кофе навынос по высокой цене несколько раз в день. А еще в Дубае мы можем предлагать не только кофе, но и карак чай, который пьют вообще все. У нас уже 25% от общего объема занимает именно эта позиция.
- Если вы сейчас там и можете сориентировать по кофейной индустрии — будем рады пообщаться в комментариях, возможно, будет полезно не только нам.
- Если хотите развивать кофейни вместе с нами и стать инвестором или франчайзи (гарантируем по договору от 20% годовых в валюте, прогнозируем 40-50%) — можете сразу писать мне в личку телеграма или заходите к нам на сайт за подробностями.
Все подробности по развитию Big Smile Coffee — в телеграм-канале «Входите, открыто )».
Комментарий недоступен
Я был ген. диром "Кофе Лайк" по 2017 год. Руководил управляющей компанией и торговым домом. Наверное, с этих самых пор и могу называться. Или у тебя есть другое значение CEO?
Новореги с Пикабу гонят всякую хрень — не обращайте внимания.
Не хватает только приписки «кофейня моя, тег моё», в лучших традициях пикабу
Комментарий удален модератором
Сопротивление бесполезно!
Пикабушник?)
Т.е. спустя 5 лет, всё равно приходится тянуть за собой ex - лишь бы выглядеть солиднее? :) А спустя 20 лет так же будете представляться?
На бизнес ресурсах часто пишут ex-Google, ex-Tesla, ex-CEO и в LinkedIn тоже так пишут, вы чего доебались?
Комментарий недоступен
Мож тоже ex-хуи с горы, вот и интересуются
Комментарий недоступен
Кто-то и повторить 45-ый грозится
Если уж хотите подушнить то позвольте и мне – вы не можете называть себя СЕО если не являетесь C-level executive, а чтобы им являться нужно чтобы ваша компания была зарегистрированной С-corp в США.
СЕО не следует переводить как "Генеральный директор", хоть это и распространено для понимания; это некорректно и лишний раз демонстрирует такое себе знание английского языка.
Работаю в импорте вин, нашего ген.дира всё называют CEO, винодельни своих ген.диров тоже называют CEO. Думаю, что в других отраслях похожая ситуация. Думаю, можно считать, что де-юре вы правы, но де-факто это уже не так.
Это именно каргокульт, потому что в США СЕО это Chief Executive Officer в С корпорации, а Director это директор – и перепутать эти два термина ни у кого не получится. Что творится в других странах где понятия не имеют о чем этот термин это третий вопрос, не имеющий отношения к сути вещей. Куча людей считает что Земля плоская, но правдой это не становится.
Так получилось в человеческом мире, что слова не всегда сохраняют изначальное значение, а могут его менять вместе с тем, как это слово начинает использоваться в реальности, особенно если они заимствованы из другого языка. Карго-культ, кстати, вообще не об этом - там выполняется часть формальных действий, вырванных из общего контекста и при этом ожидается результат. В случае с названием ген.дира CEO - это просто замена одного названия на другое, а функции и результат деятельности остаются те же. И адептом карго-культа "CEO" может оказаться даже человек, которого назначили CEO в 100% правильном понимании - когда он подсматривает какое-то действие у другого успешного коллеги и начинает его тоже использовать, не думая об остальных необходимых слагаемых.
Впрочем, вышесказанное всё таки не является сутью разбираемой вещи - что кто-то просто душнила.
и какая должность круче?
Земля это эллипсоид - она не плоская и не круглая, она приплюснутая.
Каргокульт какой-то
Я тож подушню) вы можете назвать свою должность хоть «главный чебурашка». Важно, чтоб в компании была должностная инструкция, она была в штатном расписании и т.д. И соотнести ее с СЕО это ок, так как любой перевод должности нужен всего лишь для понимания кто перед тобой. Если есть другие директора в компании (коммерческий, технический и тп ) вы просто обязаны быть СЕО для партнеров по международному бизнесу, это абсолютный норм.
Вы лично знакомы? Переход на ты детектед...
Добро пожаловать в интернет. Тут выкают только особенные
Ох, снежинки, доиграитесь...
лол, обидешься? любители Вы такие чувствительные
На ВЫ в интернете пишут в редких случаях - когда знают человека, и в жизни обратились бы на ВЫ (преподаватель в универе, как пример). Либо если это деловое сообщение, формальный стиль речи.
В остальных случаях - только если сам автор того желает.
Когда вы оба "анонимы" - обращение на ТЫ, так было всегда, с самого зарождения рунета. И везде - на форумах, в играх, в чатах и т.д.
Надеюсь, ты понял. Некрасиво лезть в чужой монастырь со своим уставом, понимаешь?
Это которое Аяз за ярд баксов продал?)