{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Большой уставник, нет культуры навынос и дешевый кофе: проверили идею за 3 дня и передумали открывать кофейню в Турции

ex-СЕО Coffee Like рассказывает, как быстро проверить, сработает ли бизнес-модель в другой стране и почему открыть кофейню лучше в Грузии или ОАЭ, а не в Турции.

Меня зовут Кирилл Попов, я ex-СЕО Coffee Like и сооснователь сети кофеен самообслуживания Lifehacker Coffee. Сейчас я развиваю модель Lifehacker Coffee в мире, но уже под другим брендом. Big Smile Coffee — глобальная франшиза self-service кофеен в Грузии, ОАЭ и Сингапуре. Мы постоянно ищем рынки, где наша модель будет максимально эффективна. Благодаря мобильности кофеен (‎мы можем перевозить кофейню с места на место до талого, пока она не развалится)‎ нам достаточно продавать 20-25 стаканов кофе в день, чтобы быть в большом плюсе, имея рентабельность выше 35%.

Когда началась частичная мобилизация, многие в моем окружении стали уезжать в Турцию, в том числе и подписчики моего телеграм-канала. Они спрашивали в личке: «я переезжаю, есть франшиза в Турции?». А ее там нет, хотя идея казалась крутой на тысячу процентов. И мы решили с командой быстро протестировать, сработает ли наша модель в этой стране.

Гипотезу протестировали за три дня: рассказываю, как это было.

Как мы обычно анализируем рынок

Сначала проводим кабинетное исследование, а потом выезжаем в город (страну), с которого хотим начать. В общем виде анализ выглядит так.

Изучаем спрос, конкурентов и поставщиков. Смотрим и на автоматизированные кофейни, и на «Старбакс» с «Коста Кофе». Находим и общаемся с поставщиками, смотрим цены на кофе и оборудование.

Смотрим на локации. Оцениваем центры притяжения людей — торговые центры, транспортные узлы и больницы.

Смотрим на законодательство. Оцениваем простоту открытия и ведения бизнеса, налоги и риски. Когда анализировали, например, Бразилию, поняли, что сами местные консультанты не знают, сколько нам бы пришлось отдавать налогов. Но все упорно говорили цифры не меньше 20% от выручки — от такого мы сразу отказались.

Оцениваем уровень дохода населения. Смотрим, хватает ли у людей в принципе денег на покупку кофе. Большой капучино — это все же излишек для многих.

Но самое главное — оценка модели потребления. Кофе навынос в разных странах разный. Где-то это american dream, где-то — традиция, где-то кофе — совсем другой напиток. Поэтому нам сначала важно ответить на три вопроса:

  • Какие напитки и в каких ситуациях пьют люди в этой стране?
  • Как они часто пьют кофе и готовы ли брать его навынос?
  • Сможем ли мы воспроизвести эти напитки на нашей машине?

Исходя из ответов мы должны понять: нужен ли нам такой рынок, ломаем ли мы его под себя или встраиваемся в него.

Например, в той же Бразилии кофе пьют скорее дома и на работе, но не берут его с собой и не ходят со стаканчиками по улице. Более того, работодатель в этой стране законодательно обязан обеспечить сотрудников кофе. Если у всех есть доступ к бесплатному кофе на работе (‎неважно какого качества)‎, то они просто не дойдут до кофейни.

После кабинетного исследования мы приезжаем на место и проверяем, насколько все то, что мы нашли в интернете, соответствует действительности. Как раз найти поведенческие паттерны на местах — главная задача проджект-менеджеров. Они своими глазами смотрят, куда реально идут люди и что покупают каждый день. Только после этого мы можем сформулировать гипотезы по напиткам и размещению.

Обычно анализ по стране занимает четыре недели, но с Турцией мы решили действовать максимально быстро. В пятницу обсудили идею, сразу же пригрузили маркетологов и юристов для сбора аналитики, выходные провели в кофейнях и набережных Стамбула и Антальи, а в понедельник приняли решение, что не будем развивать компанию в Турции. Сейчас объясню почему.

Почему мы не стали открывать сеть кофеен в Турции

Турецкий кофе — совсем другой напиток. Он. Очень. Густой. И. Очень. Маленький. А наша модель — большие стаканы американо и капучино. Впрочем, и турецкий кофе мы бы готовили, но…

Кофе не пьют на ногах. В Турции много Старбакса и европейских кофеен, а многие города насыщены туристами, которые любят классические капучино и американо. Но только туристы и берут кофе навынос: местные предпочитают пить кофе или чай сидя за столиком, на веранде или в кафе. Их в Турции ооооочень много.

Это мы поняли, открыв трансляции и видео с популярных набережных и вручную, с кликером, считая людей со стаканами в руках. Окончательно убедились и подтвердили этот факт уже проджекты на местах.

Один из десятка случаев, когда на видео часовой прогулки по центру Стамбула попался человек со стаканом напитка в руке

Слишком дешевый кофе. Главная беда — курс лиры. Он настолько низкий, что чашка капучино в традиционной кофейне в пересчете на рубли стоит 80 рублей. Это намного дешевле, чем в России, например. С ориентиром на такую цену у нас не будет никакого запаса прочности, и любое отклонение по закупочным ценам и аренде будет убивать маржинальность в ноль. Для сравнения показатели в тех странах, где мы уже есть в наших кофейнях: в Сингапуре стакан капучино стоит 240 рублей, в Дубае — 170 рублей, в Грузии — 100.

В Турции — самый низкий индекс Старбакс, который рассчитывается по большому латте. Вдвое меньше, чем в Великобритании, втрое — чем в России или Сингапуре

Ограничения по локациям. С одной стороны, в Турции теплый климат и открытые веранды. С другой — низкая этажность. Да, туристов много, но плотность лобби, постоянно проживающих людей — очень низкая по сравнению с той же Москвой или Сингапуром. В Анталии, например, у зданий максимум восемь этажей, большинство — четыре. Ну и риски вандализма никто не отменял.

Неоднозначные условия открытия и ведения бизнеса. С одной стороны, все прекрасно: граждане России могут открывать бизнес достаточно и недорого и не нужно делать учредителем резидента Турции. Но с другой — высокие налоги:

  • корпоративный налог — 22%,
  • налог на дивиденды — 10%,
  • местный аналог НДС — 18%,
  • подоходный налог — от 15 до 40%.

Кроме того, для компании, которая хочет совершать международные операции и нанимать иностранцев, уставной капитал вырастает до 250 000 турецких лир. А это наш случай, потому что нам нужно закупать сырье, оборудование и переводить деньги. Для MVP это слишком дорого. Одно утешение: есть рассрочка по внесению до двух лет.

И еще важный момент, следите за руками. Можно открыть не ООО, а ИП. Но для ИП требуется бизнес-виза. А для получения бизнес-визы нужно взять на работу не менее 5 граждан Турции. При этом налоговых преимуществ у ИП по сравнению с ООО никаких ¯\_(ツ)_/¯

***

Этих причин было достаточно, чтобы отказаться от идеи. Считаю, что сработали классно: получили много информации и откатали гипотезу всего за три дня.

Даже если кофейня в Турции будет продавать 30 стаканов в день (что вряд ли), на фоне других стран она смотрится проигрышно: месячная прибыль в 3,5 раза ниже, чем в Дубае, и окупаться она будет больше четырех нет

Теперь можем полностью сфокусироваться на тех странах, где мы уже есть и масштабируемся: это Грузия и ОАЭ, и плюс прямо сейчас проводим полевые исследования в Сингапуре и Куала-Лумпуре. В этих странах уже сформирована культура Старбакса — много людей покупают кофе навынос по высокой цене несколько раз в день. А еще в Дубае мы можем предлагать не только кофе, но и карак чай, который пьют вообще все. У нас уже 25% от общего объема занимает именно эта позиция.

  • Если вы сейчас там и можете сориентировать по кофейной индустрии — будем рады пообщаться в комментариях, возможно, будет полезно не только нам.
  • Если хотите развивать кофейни вместе с нами и стать инвестором или франчайзи (гарантируем по договору от 20% годовых в валюте, прогнозируем 40-50%) — можете сразу писать мне в личку телеграма или заходите к нам на сайт за подробностями.

Все подробности по развитию Big Smile Coffee — в телеграм-канале «Входите, открыто )».

0
221 комментарий
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Попов
Автор

Я был ген. диром "Кофе Лайк" по 2017 год. Руководил управляющей компанией и торговым домом. Наверное, с этих самых пор и могу называться. Или у тебя есть другое значение CEO?

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Новореги с Пикабу гонят всякую хрень — не обращайте внимания.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Tichonov

Не хватает только приписки «кофейня моя, тег моё», в лучших традициях пикабу

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Юрий Б.
Ответить
Развернуть ветку
Soulis
Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Сопротивление бесполезно!

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Tichonov

Пикабушник?)

Ответить
Развернуть ветку
GMS

Т.е. спустя 5 лет, всё равно приходится тянуть за собой ex - лишь бы выглядеть солиднее? :) А спустя 20 лет так же будете представляться?

Ответить
Развернуть ветку
Искатель историй

На бизнес ресурсах часто пишут ex-Google, ex-Tesla, ex-CEO и в LinkedIn тоже так пишут, вы чего доебались?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Toni

Мож тоже ex-хуи с горы, вот и интересуются

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Artem

Кто-то и повторить 45-ый грозится

Ответить
Развернуть ветку
Dee

Если уж хотите подушнить то позвольте и мне – вы не можете называть себя СЕО если не являетесь C-level executive, а чтобы им являться нужно чтобы ваша компания была зарегистрированной С-corp в США.

СЕО не следует переводить как "Генеральный директор", хоть это и распространено для понимания; это некорректно и лишний раз демонстрирует такое себе знание английского языка.

Ответить
Развернуть ветку
Soulis

Работаю в импорте вин, нашего ген.дира всё называют CEO, винодельни своих ген.диров тоже называют CEO. Думаю, что в других отраслях похожая ситуация. Думаю, можно считать, что де-юре вы правы, но де-факто это уже не так.

Ответить
Развернуть ветку
Dee

Это именно каргокульт, потому что в США СЕО это Chief Executive Officer в С корпорации, а Director это директор – и перепутать эти два термина ни у кого не получится. Что творится в других странах где понятия не имеют о чем этот термин это третий вопрос, не имеющий отношения к сути вещей. Куча людей считает что Земля плоская, но правдой это не становится.

Ответить
Развернуть ветку
Soulis

Так получилось в человеческом мире, что слова не всегда сохраняют изначальное значение, а могут его менять вместе с тем, как это слово начинает использоваться в реальности, особенно если они заимствованы из другого языка. Карго-культ, кстати, вообще не об этом - там выполняется часть формальных действий, вырванных из общего контекста и при этом ожидается результат. В случае с названием ген.дира CEO - это просто замена одного названия на другое, а функции и результат деятельности остаются те же. И адептом карго-культа "CEO" может оказаться даже человек, которого назначили CEO в 100% правильном понимании - когда он подсматривает какое-то действие у другого успешного коллеги и начинает его тоже использовать, не думая об остальных необходимых слагаемых.

Впрочем, вышесказанное всё таки не является сутью разбираемой вещи - что кто-то просто душнила.

Ответить
Развернуть ветку
Anatoly Ivanov

и какая должность круче?

Ответить
Развернуть ветку
Jonathan Lynn

Земля это эллипсоид - она не плоская и не круглая, она приплюснутая.

Ответить
Развернуть ветку
Иисус был социалистом

Каргокульт какой-то

Ответить
Развернуть ветку
Toni

Я тож подушню) вы можете назвать свою должность хоть «главный чебурашка». Важно, чтоб в компании была должностная инструкция, она была в штатном расписании и т.д. И соотнести ее с СЕО это ок, так как любой перевод должности нужен всего лишь для понимания кто перед тобой. Если есть другие директора в компании (коммерческий, технический и тп ) вы просто обязаны быть СЕО для партнеров по международному бизнесу, это абсолютный норм.

Ответить
Развернуть ветку
Dispozito

Вы лично знакомы? Переход на ты детектед...

Ответить
Развернуть ветку
Agios Nikolaos

Добро пожаловать в интернет. Тут выкают только особенные

Ответить
Развернуть ветку
Dispozito

Ох, снежинки, доиграитесь...

Ответить
Развернуть ветку
Agios Nikolaos

лол, обидешься? любители Вы такие чувствительные

Ответить
Развернуть ветку
Bastard

На ВЫ в интернете пишут в редких случаях - когда знают человека, и в жизни обратились бы на ВЫ (преподаватель в универе, как пример). Либо если это деловое сообщение, формальный стиль речи.
В остальных случаях - только если сам автор того желает.

Когда вы оба "анонимы" - обращение на ТЫ, так было всегда, с самого зарождения рунета. И везде - на форумах, в играх, в чатах и т.д.

Надеюсь, ты понял. Некрасиво лезть в чужой монастырь со своим уставом, понимаешь?

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Токарчук

Это которое Аяз за ярд баксов продал?)

Ответить
Развернуть ветку
218 комментариев
Раскрывать всегда