Света Соколова
18

Как выбрать MBA: критерии успеха

Десятилетиями в России считалось, что до 22 – 25 лет нужно учиться, а дальше уходить с головой в работу. Сегодня все больше людей переходят к концепции life-long learning – непрерывное обучение на протяжении всей жизни. Современные темпы и скорости развития технологий вынуждают нас постоянно адаптироваться: не будешь этого делать — окажешься за пределами отрасли.

В закладки

Я закончил Стэнфордскую бизнес-школу по программе MBA, с целью освоить науку поиска инвесторов, партнёров, выстраивания продуктивных процессов в компании и другой инструментарий для эффективного предпринимательства. Я ожидал, что во время учебы меня будут окружать профессионалы из лучших мировых компаний и университетов — и мои ожидания полностью оправдались. Я учился в одной группе с представителями Goldman Sachs, McKinsey, Uber, Facebook, SpaceX, Amazon, а также ведущих российских компаний. В целом, учеба в крупнейших университетах США дала мне возможность перенимать ценный опыт ведущих венчурных капиталистов и менеджеров хеджевых фондов.

Как правильно выбрать бизнес-школу и программу MBA? Главный ответ на этот вопрос: всё очень зависит от карьерных целей, которые вы перед собой ставите. В первую очередь, рассмотрим разницу между российской и зарубежной практикой.

Российские программы MBA

Кому подойдут

Собственникам бизнеса в России; иностранцам, планирующим выйти на российский рынок; тем, кто не может на длительное время уехать из страны, оставив своё дело (например, топ-менеджерам российских компаний), готовым инвестировать в своё бизнес-образование.

Преимущества

Отечественные бизнес-школы хорошо понимают специфику рынка России. Если фокус карьеры или развития компании именно здесь, получение MBA, например, в бизнес-школе «Сколково», позволит получить ценные знания в области управления и завести полезные для развития связи на отечественном рынке.

В России бизнес-образование даёт возможность без потерь совмещать обучение с работой, в отличие от зарубежного MBA. Западные университеты часто предполагают выход из рабочего процесса, что подходит далеко не всем. Особенно, учитывая высокий процент работающих на руководящих позициях среди студентов MBA.

Получать МВА в России часто дешевле, чем за рубежом. Однако стоит избирательно относиться к низким ценовым предложениям. Например, есть ряд региональных университетов, предлагающих программу MBA до 50 тыс. рублей в год. Но сомнительно, что есть возможность привлечь именитых практикующих преподавателей, которыми отличается качественное бизнес-образование, с такими ценовыми запросами.

Для тех, кто не владеет иностранными языками на высоком уровне, обучение в бизнес-школах России хороший вариант. Несмотря на то, что часть курсов проходит на английском, общаться с однокурсниками и преподавателями будет легче.

Недостатки

Большинство бизнес-школ и университетов в России пока не знакомы зарубежным компаниям. Поэтому не исключено, что придётся подтверждать свою квалификацию повторно. Если в планах работа в международной компании или переезд в Европу или США, не каждый отечественный диплом будет котироваться.

Разные школы MBA в России используют либо американскую, либо одну из европейских систем обучения, поэтому как таковой российской методики MBA не существует. Таким образом, большинство управленческих нововведений в программе обучения сначала появляется на Западе, после чего постепенно экспортируется в Россию.

Кроме того, российские программы MBA гораздо менее практикоориентированные, нежели западные. В американских и европейских бизнес-школах преподают преимущественно практики — руководители компаний, успешные консультанты. В России же учебная программа MBA часто реализуется силами преподавателей-теоретиков, чему студенты-бизнесмены, желающие разобрать конкретные «живые» кейсы, бывают не рады.

Зарубежные программы MBA

Кому подойдут

Собственникам компаний, планирующим выходить с бизнесом на зарубежный рынок, специалистам, желающим построить карьеру в международной компании, а также тем, кто ценит практическую направленность в высшем образовании.

Преимущества

Обучение в крупнейших зарубежных вузах – это возможность полного погружения в новую культурную и языковую среду, переключения на учёбу, возможность изучить менталитет конкретного иностранного рынка. Это колоссально влияет на человека и его амбиции и может определить всю дальнейшую жизнь.

Многие выпускники также отмечают отличную возможность для нетворкинга в процессе обучения, общение с теми, кто уже имеет полезный бэкграунд и может порекомендовать или представить тебя нужным людям, по такому же принципу можно найти инвесторов. Например, Йельский университет – одно из наиболее престижных учебных заведений, которое объединяет студентов из разных стран. Большой плюс это университета – в его многонациональности, которая позволяет студентам обмениваться опытом различных стран и знакомиться с их культурой, чтобы, возможно, в дальнейшем развивать бизнес за рубежом, не только в США.

Стоит отметить, что MBA начали своё существование в США и Европе на несколько десятков лет раньше, чем в России, и этим обусловлено более широкое разнообразие факультетов и специальностей.

Согласно рейтингу Global MBA Ranking 2018 от Financial Times, американские MBA — лучшие в мире. Если мы посмотрим на рейтинги топовых вузов, то большинство из них находятся в США и Великобритании, поэтому я бы посоветовал обратить внимание на образование в этих странах.

Кроме того, дипломы крупнейших зарубежных вузов высоко ценятся крупнейшими работодателями и в России – в том числе международными компаниями, имеющими российские офисы.

Недостатки

В крупнейших вузах мира часто дорогое обучение. Но в то же время стоимость обучения в Европе может быть сопоставима с российскими вузами, а то и ниже. Также многие университеты предлагают стипендиальные фонды, которые помогут частично перекрыть эти расходы.

Также для обучения за границей необходим высокий уровень языка, иначе это не имело бы смысла. Необходимо найти время на подготовку к поступлению за рубежом, если необходимый иностранный язык в выбранном вузе далёк от идеала. Кроме того, при выборе места получения образования MBA обязательно стоит обратить внимание на следующие критерии:

Наличие лицензий и аккредитаций

Работодателей интересует не только наличие степени MBA, но также и место, где вы ее получили. Прежде всего стоит рассматривать бизнес-школы только с наличием государственной лицензии и обратить внимание на учебные заведения с международной аккредитацией AMBA, AACSB или EFMD.

Содержание учебной программы и преподавательский состав

Перед поступлением стоит узнать, что входит в учебную программу, какой процент практических и теоретических занятий, перечень изучаемых дисциплин. Также лучше уточнить, какие преподаватели будут с вами работать, какой у них практический опыт. Всё это позволит предварительно оценить пользу получения образования в конкретной бизнес-школе

Репутация, рейтинги и отзывы выпускников

Существует бесконечное количество информации в интернете, но я бы очень рекомендовал поговорить с людьми, которые были в самих школах. Они смогут дать вам из первых рук отчет о своем опыте, и дать вам понимание, которое, вероятно, невозможно найти в другом месте. Также стоит обратить внимание на крупнейшие рейтинги в области образования. Например, ежегодные рейтинги программ МВА мира Global MBA Ranking газеты “Financial Times” и другие.

Самыми престижными бизнес-школами мира считаются:

Высшая школа бизнеса Стэнфордского университета (Stanford’s Graduate School of Business),

Гарвардская бизнес-школа (Harvard Business School);

Уортонская школа бизнеса при Пенсильванском университете (The Wharton School of the University of Pennsylvania в США),

Лондонская школа бизнеса (London Business School в Великобритании),

французская бизнес-школа INSEAD, кампусы которой расположены во Франции, Сингапуре и Абу-Даби.

Мой основной совет - исследуйте, исследуйте и ещё раз исследуйте! Я провел очень много часов, изучая особенности различных программ, прежде чем окончательно остановился на Стэнфорде. Каждая бизнес-школа предлагает своим студентам совершенно уникальную возможность. Копайте глубже и анализируйте школы на очень детальном уровне. Подходит ли мне культура этой бизнес-школы? Помогают ли она получить студентам необходимые мне навыки?

Качественное бизнес-образование может послужить «драйвером» для развития своего бизнеса и карьеры: оно дает необходимые и самые актуальные знания, возможность познакомиться с будущими инвесторами, партнерами и коллегами, а также новые идеи и вдохновение — особенно когда с вами вместе учатся молодые, умные и талантливые одногруппники.

Автор: Джейми Битон – основатель компании Crimson Education. Стал первым студентом, поступившим сразу в 25 ведущих университетов мира, включая Гарвард, Йель, Принстон, Стэнфорд, Кембридж и другие, а также самым молодым студентом Бизнес-школы Стэнфорда за всю его историю.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Света Соколова", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 0, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "subsite_label": "unknown", "id": 88163, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Tue, 15 Oct 2019 16:26:07 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 88163, "author_id": 378103, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/88163\/get","add":"\/comments\/88163\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/88163"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 378103, "last_count_and_date": null }
Комментариев нет
Популярные
По порядку
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }