Нужно ли помогать ребенку делать уроки?
Неотъемлемая сторона жизни ребенка и его родителей – выполнение домашних заданий. Не всегда ребенок способен справиться с ними самостоятельно и обращается за помощью к родителям.
Почему ребенок не справляется сам?
Только поступив в школу, малыш не обладает достаточными навыками планирования деятельности, а также еще не в полной мере осознает последствия невыполненного домашнего задания. Поэтому в первом классе ребенок точно нуждается в помощи взрослых. К тому же, задания бывают сформулированы настолько запутанно, что даже взрослому бывает сложно разобраться, что требуется сделать. Есть и более простая причина – ребенок устал на уроке, плохо понял объяснения учителя, а дома у него возникли серьезные затруднения при выполнении домашнего задания.
Как помочь, а не навредить ребенку?
Главная задача родителя – научить ребенка самостоятельно работать, научить его учиться. Без сомнений, если взрослый сделает за ребенка домашнее задание, то на следующий день он, скорее всего, получит отличную отметку. Однако, знаний в голове ребенка не прибавится, такой подход воспитывает тунеядца в семье, который, в случае неудачи, свалит все на маму или папу.
Существует правило: чем старше ребенок, тем меньше непосредственное участие взрослого в выполнении домашних заданий. В первые годы обучения стоит сразу же проверять тетради за ребенком и указывать на ошибки. Если малыш очень устал, то можно сделать некоторую рутинную работу за него: повырезать или раскрасить что-то. Начиная со средних классов, следует ограничиваться проверкой тетрадей после выполнения всего домашнего задания. В старших классах дети должны уметь все делать самостоятельно, однако будет не лишним уточнять перед сном у юноши или девушки, готовы ли уроки.
Четкий план – залог успеха!
Необходимо разработать четкий алгоритм выполнения домашних заданий:
1) Ребенок должен выполнять их в определенное время (лучше всего с 16 до 19 часов);
2) В процессе работы необходимо делать перерывы: физкультминутки, перекусы, короткие прогулки. Смена видов деятельности благотворно влияет на эффективность учебы. Пока ребенок отдыхает, взрослый может проверить то, что уже сделано;
3) Правильная организация рабочего места.: оно должно быть тихим, с правильным светом, без отвлекающих факторов поблизости (игрушки, телевизор, компьютер).
Строить работу желательно с учетом особенностей характера ребенка. Если он не уверен в своих силах, у него проблемы с успеваемостью, то стоит начать работу с легких заданий, чтобы вселить в него уверенность, что он справится с более сложными уроками. Можно чередовать задания: простое, сложное, снова простое. Так ребенок будет лучше чувствовать свой уровень знаний и умений, у него выработается адекватная самооценка.
Родители не должны бояться ошибок, которые допускает ребенок, следует запастись терпением и вниманием. Не допускает ошибок тот, кто ничего не делает. Своевременная и грамотная помощь родителей укрепит их авторитет в глазах ребенка, поможет ему справиться с трудностями, повысит успеваемость без ущерба для знаний.
Источник: