{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

А слона-то и не заметили... Комментарий к трансляции Лиги безопасного интернета

Посмотрел трансляцию Лиги безопасного интернета с заседания «Как поведение блогеров влияет на аудиторию». После просмотра сложилось впечатление, что обсудили много всего важного, но о главном рассказать забыли. Исправим этот недостаток. Но сначала немного подробностей.

Мероприятие проходило в рамках второго Национального Форума «Здоровье и безопасность детей». Участники беседы обсуждают вопросы влияния популярных блогеров на мышление и поведение молодёжи и проблему деструктивного контента.

В центре их внимания самые негативные и радикальные проявления современного блоггерства – так называемый треш-контент, связанный с насилием, сумасшествием, пропагандой наркотиков, ЛГБТ. Участники отмечают некоторые успехи в более активной работе государственных органов по пресечению противоправных действий отдельных авторов, но говорят и о явной недостаточности принимаемых мер.

В частности звучит такой пример, когда некий блогер по имени «Влад Дурак» из выпуска в выпуск переодевается в женское платье и выходит в таком виде на улицу, чтобы провоцировать агрессию со стороны окружающих и на этом контенте собирает миллионы лайков, просмотров и сотни тысяч подписчиков.

Другой участник дискуссии блогер Лилия Абрамова, известная как «Татарка FM», рассказала о том, как её ребёнок попал в больницу в стрессовом состоянии после просмотра ролика с издевательствами над годовалым малышом.Вслед за обсуждением подобных радикальных проявлений блоггерства дискуссия перетекла к вопросу, как регулировать деятельность блогеров, какие законодательные, репрессивные или поощрительные меры применять, как стимулировать их чувствовать причастность к стране и обществу, а не «зарабатывать любой ценой в погоне за просмотрами».

Звучат правильные идеи выстраивания экосистем и сообществ государственно-ориентированных блогеров, приводятся примеры уже действующих медиашкол, работающих в этом направлении.

В общем-то, кто считает данную тему важной, рекомендую посмотреть прикреплённое видео целиком, оно начинается с 8-ой минуты:

Я же озвучу тот крайне важный вопрос, который по какой-то причине так и не был поднят в ходе беседы: каким образом сделаны современные интернет-платформы (соцсети, Ютуб, ТикТок и т.д.), что в них все эти примеры крайне аморального и сумасшедшего творчества имеют потенциал становиться популярными и собирать миллионные аудитории?

Понятно, что блогеры должны нести ответственность за своё творчество, но ведь и сами площадки отвечают за то, какой контент поощряется алгоритмами платформы. И сегодня эти алгоритмы явно настроены на продвижение клипового и откровенно отупляющего контента, крайней степенью которого и являются «треш-материалы».

Приведу несколько конкретных примеров:

1. Во-первых, все крупные площадки (тот же Ютуб или ВКонтакте) активно стимулируют и поощряют охватами авторов коротких клиповых роликов. Этот тип контента в принципе не может быть высокоинтеллектуальным и развивающим, но именно он сегодня системно навязывается и продвигается.

2. Во-вторых, на всех платформах выстроена система оценки контента через лайки и смайлики, то есть акцент в восприятии материалов пользователями сделан на эмоции, а не на логику, анализ и здравый смысл.

Если заменить лайки оценкой «полезно/ не полезно», и начать учитывать результаты такого голосования в ранжировании записей в общих лентах, то весь треш-контент на следующий день уйдёт в небытие. Потому что огромная часть аудитории будет ставить ему оценку «вредно» или «не полезно» и занижать показатели таких сюжетов. То есть, исчезнет какая-либо мотивация снимать подобную грязь – это станет контрпродуктивным для развития канала.

3. Однако вместо этой логичной меры, платформы делают сегодня ровно противоположное – наоборот, они начали скрывать «дизлайки», хоть какую-то возможность негативной оценки (сначала Ютуб убрал дизлайки, потом Дзен. ВК и ОК их и так не имели) – в результате у пользователей просто не остаётся никакой возможности пометить контент как негативный, вредный и занизить его результаты в общих лентах. Миллионы людей лишили права негативной оценки просмотренного - у них теперь просто нет такой кнопки.

4. В целом алгоритмы интернет-платформ сегодня настроены на поощрение максимальной залипательности, клиповости и эмоциональности, и вполне естественно, что именно треш-контент обладает наибольшим потенциалом в этой области, особенно среди детей и молодёжи. И в такой среде он благополучно и закономерно развивается.

Но именно эти вопросы и темы не прозвучали в рамках дискуссии.Было много призывов «бить по рукам», «закручивать гайки» и наказывать самих блогеров, но никто не призвал обратить внимание на сами площадки, алгоритмы которых во многом и растят подобных блогеров. Хотя в отношении них (как минимум российских платформ) меры можно принять гораздо быстрее и эти меры будут стратегически более эффективными с точки зрения решения затронутой проблемы.

Подводя итог, скажу, что, конечно, надо работать с блоггерским сообществом, обучая его, призывая к ответственности, наказывая за нарушение закона и так далее. Но приоритетное внимание надо направить и на сами платформы, которые сегодня через вполне конкретные алгоритмы определяют направленность популярного контента и явно подыгрывают именно таким сумасшедшим, неадекватным или просто отупляющим авторам, что хорошо видно по тому, что доминирует в так называемых "трендах".

А иначе получается по аналогии с симуляцией "борьбы с наркотиками" - когда каждый день отлавливают и сажают десятки закладчиков, а саму наркомафию при этом не трогают. Так и здесь: в отношении блогеров будем применять всё более жёсткие меры, а площадки пусть и дальше поощряют деградационный контент через свои алгоритмы.

Алгоритмы платформ – это «правила игры» для миллионов пользователей, и надо понимать, кто и как их устанавливает и на какие цели они сегодня работают.

0
1 комментарий
Илья О.

к сожалению, многие люди требуют "хлеба и зрелищ", не думая о том, что этот же "зрелищный" контент будут смотреть дети

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда